29 апреля 2024,
понедельник
$ 59,76
€ 65,98
Сейчас: +12
Завтра: пасмурно, без осадков +19

Град обреченный?

Автор: Артемий Смирнов
12 апреля 2010, 12:02

Пройдет совсем немного времени, и мы поднимем бокалы в ознаменование очередного Дня рождения Петербурга. Городские власти всенепременно порадуют нас валом поздравлений, собранных от самых разных уважаемых людей. В череде посланий обязательно будут чередоваться следующие кодовые имена: Вторая и Культурная столица, северная Венеция и северная Пальмира...

Венецию оставим для следующего раза, а вот на Пальмире предлагаю остановиться поподробнее. Мне в самом деле любопытно: неужели никто и никогда не издавал при прослушивании этого комплимента («северная Пальмира») недоуменного вопля? Просто для меня этот эпитет — из разряда крайне сомнительных: скажем, никому и в голову не придет, пытаясь польстить некоему населенному пункту, обозначить его Восточным Содомом или Южной Гоморрой. Ведь если исключить из их историй назидательно-нравоучительный аспект - что останется? Очень простая история. Были поселения, стояли - и вдруг их не стало. Вряд ли ведь будешь желать нечто подобное городу, который ты искренне хочешь поздравить.

Но позвольте, с Пальмирой ровно то же самое. Любой, пусть даже бегло ознакомившийся со школьным курсом истории древнего мира, подтвердит: город стоял, стоял, да и канул в историческое небытие. То есть, конечно, затхлая сирийская деревушка там есть и сегодня, но никакого отношения к некогда великому мегаполису (с поправкой, разумеется, на исторические масштабы) она не имеет.

Депутаты Петербурга попросили Матвиенко разобраться с дачей Гаусвальд

Работа над градостроительными ошибками: «Стокманну» следует укоротиться (ФОТО)

Так вот, повторю свой вопрос – стоит ли желать любимому городу аналогичной судьбы? Однако - желали и желали, годами, десятилетиями и столетиями. И так вышло, что сегодня мы оказались перед реальной угрозой воплощения этого «благопожелания» в суровую реальность.

Петербург сегодня в значительной степени ценен именно тем, что сохранился практически в первозданном виде. Тогда как большинство европейских столиц, овеянных мировой славой и гордящихся многими веками своей истории, на самом деле - новоделы, лишь эксплуатирующие заслуженные названия. И точно никак не превосходят город на Неве по части аутентичности.

Судите сами. Лондон? Исторический город практически полностью погиб в пламени Великого пожара 1666 года. То, что появилось на его месте –  de facto является ровесником Петербурга.

Грубое вторжение: угол Восстания и Невского «оденут» в стекло (ВИДЕО)

Дело дома Рогова рассмотрят в апреле

Париж? Возведен в середине XIX века, в период Второй империи, бароном Османом по указу Наполеона III. Исторические кварталы, о которых писал Дюма-отец, безжалостно прорубили широкими бульварами, полностью изменив планировку центральной части города.

Аналогичный замах был и у Муссолини в отношении Рима. И кое-что ему даже удалось, однако вся глубина замысла в реальность воплотиться не успела.

Про немецкие города говорить и вовсе нечего: битвы новейшей истории не оставляли им шанса донести себя до XXI века в неизмененном виде. Вторая мировая, кстати, серьезно поработала не только над их обликом, но и, скажем, почти до основания покорежила Варшаву с Роттердамом.

Эксперт: Застройка Аптекарского острова — это «извращенный вандализм»

В Петербурге торжественно открыли урезанную на 2 этажа биржу (ФОТО, ВИДЕО)

Список этот можно продолжать долго – но главная мысль, наверное, уже ясна. Даже единичные исключения (к примеру, нежно любимый мною бельгийский Брюгге) никак на общее правило не влияют: ведь сохранение таких небольших осколков прошлого — задача, несравнимая по сложности с охраной мегаполисов. История вообще безжалостна к крупным городам. И, кстати, вовсе не XX век играет здесь первую скрипку. Думаю, столь разные, но характерные примеры, как древний Иерусалим, Карфаген и Троя убедят вас в этом с легкостью.

В общем, то, что Петербург в целости и сохранности прорвался сквозь опасные приключения трех с лишним веков - очевидное исключение из правил. Мы, конечно, можем - и даже обязаны - этим гордится. Но, объективно говоря, у нас куда меньше оснований всерьез надеяться на то, что в столь же неизменном виде он сможет встретить и свой четырехсотлетний юбилей.

Любые предметы - от самых маленьких до самых больших, таких, как здания - имеют ограниченный срок службы. Для того, чтобы его увеличить, требуется регулярные профилактические осмотры и ремонты по мере необходимости. Не будет в нужное время ремонта -- лишимся мы и самого предмета.

На Новую Голландию вызовут москвичей (ФОТО, ВИДЕО)

8-этажную «стекляшку» во дворе Университета понизили на 3 метра (ФОТО)

Исторический центр Петербурга в основном застраивался с середины XIX по начало XX века. В советское время капитальный ремонт охватил лишь небольшой процент его зданий, и к началу 90-х годов прошлого столетия дискуссия о путях реставрации исторического центра стала общим местом. Разговоры в прессе ведутся с тех пор беспрестанно, но никаких реальных действий не предпринимается.

Во времена Анатолия Собчака по объективным причинам было не до ремонтов; Владимир Яковлев предпочитал расходовать начавшие поступать в городской бюджет «лишние деньги» на образцово-показательные суперпроекты; при Валентине Матвиенко активно говорят про замену крыш и стояков -- но к сути дела не имеет отношения ни одна из этих стратегий.

Все последние 20 лет город на глазах ветшал. Лучшей иллюстрацией этого процесса, наверное, является новая петербургская достопримечательность -- «Пизанская башня» на Конной улице, что на Песках. Заметно накренившийся дом расселен уже несколько лет, но дальше этого процесс не двинулся. Здание так и стоит сегодня, ясно демонстрируя домам-соседям их ближайшие перспективы. То же, конечно, уже очень скоро произойдет и с ними -- если, конечно, срочно не вложить в реконструкцию центра Петербурга многие миллиарды рублей. Но где их взять?

Реконструкция Сенной: метро заменят храмом или мечетью

В Петербурге забыли про памятники промышленной архитектуры (ФОТО)

На заре новейшей городской истории бытовала версия про неких частных инвесторов, которые придут и восстановят нам наш центр. К сожалению, практика последних лет не подтверждает эти мечты. Есть, конечно, примеры, когда коммерсанты всерьез ремонтировали городские дома. Но их, во-первых, можно перечислить по пальцам, а, во-вторых, большинство домов-счастливчиков расположены в «золотом треугольнике». В остальных же случаях владельцы частной фирмы приведут в порядок первый этаж здания, который они арендуют у города, да вдобавок покрасят его стены яркой краской. На этом их реконструительная функция считается реализованной.

Так что для грандиозной операции «спасти центр города» остается один источник - городской бюджет. Всех заинтересованных читателей призываю открыть его текст (благо он доступен на сайте комитета финансов), прикинуть, что на эту грандиозную затею ежегодно потребуется пара десятков миллиардов рублей -- и начать искать статьи, которыми мы пожертвуем ради домов исторического центра. Перестанем строить метро и закупать автобусы? На несколько лет заморозим финансирование школ и больниц? Или же напрочь отменим социальные выплаты? Выбирайте, компромиссных вариантов по большому счету нет. А когда определитесь, подумайте, какой процент населения Петербурга согласится с таким выбором приоритетов.

Не все то плохо, что новодел

«Охта центр» останется на Охте? (ФОТО)

Вот и получается, что с каждым годом мы приближаемся к критической черте, после которой деградация центра города станет необратимой, а большинство его зданий придется сносить бульдозерами - просто чтобы не погибнуть под обломками. И вариантов реального выхода из ситуации нет. Вот вам и «северная Пальмира». Помните про «наше слово», которое «отзовется»?


Артемий Смирнов

Загрузка...
Размер шрифта:

Реклама

 
Главные темы
 
Новости партнеров
 
 

Видеосюжеты

 
 

 
↑ Наверх