16 мая 2024, четверг
$ 59,76
€ 65,98
Сейчас: +12
Завтра: пасмурно, без осадков +19

На Новую Голландию вызовут москвичей

Петербургские архитекторы бьют тревогу: гости из столицы могут серьезно навредить уникальному облику острова.

Автор:
1 февраля 2010, 18:34

«Новой Голландии», созданной по проекту Лорда Нормана Фостера, в Петербурге не будет. К концу февраля на свет появится обновленная концепция развития территории острова. Насколько сильно трансформируется идея британца, пока остается загадкой.

Сегодня появилась информация, что дорабатывать проект «Новой Голландии» будут москвичи – компания «Моспроект-2» во главе с архитектором Михаилом Посохиным – сыном главного архитектора Москвы в 1960-1982 годах Михаила Посохина. Под руководством Посохина-старшего, например, был реализован проект застройки Нового Арбата, который нанес серьезный ущерб историческому облику центра столицы, за что и получил название «вставной челюсти» Москвы.

Знаменит «Моспроект-2» и такими работами, как реконструкция и реставрация комплекса «Царицыно», усадьбы «Кусково», Павелецкого вокзала и гостиницы «Метрополь». Реконструировано и отреставрировано историческое здание в Большом Черкасском переулке под размещение служб Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Кроме того, одна из фундаментальных работ «Моспроекта-2» - воссоздание кафедрального собора Русской православной церкви - Храма Христа Спасителя. Руководителем творческого коллектива и главным архитектором проекта воссоздания храма был назначен ныне генеральный директор «Моспроект-2» Михаил Посохин.

Официального подтверждения участия «Моспроекта-2» в судьбе «Новой Голландии» нет. В Смольном имен не называют, говоря лишь о том, что «к работе привлекли специалистов».

О том, что концепция реконструкции острова будет изменена, заявил глава комитета по инвестициям и стратегическим проектам администрации Петербурга Алексей Чичканов. По его словам, соинвестор Игорь Кесаев, владелец группы «Меркурий», вместе с городом взялся за корректировку проекта. Это связано с изменившимися внешними условиями, в том числе, с арестом активов другого соинвестора проекта – бизнесмена Шалвы Чигиринского.

В комитете по инвестициям пояснили, что изначально конкурс проектов развития территории острова носил инвестиционно-архитектурный статус, проект-победитель должен был соответствовать ряду условий. Архитектурная концепция, как отметили в комитете, «не была закреплена в конкурсной документации, поэтому теоретически может быть изменена».

Тем не менее, понять, почему к работе над корректировкой концепции развития «Новой Голландии» привлечен именно «Моспроект-2», несложно. Вместе с одной из структур ГК «Меркурий», «Моспроект-2» занимается строительством в столице небоскреба Mercury City Tower («Меркурий-Сити» в составе «Москва-Сити»), и Михаил Посохин – генеральный директор «Моспроекта-2» - выступает одним из архитекторов высотного здания.

Интересен и тот факт, что Михаил Посохин при участии Нормана Фостера занимался проектом строительства нового квартала на месте снесенной гостиницы «Россия» в Москве.

«Моспроект-2» имени М.В.Посохина пока не комментирует информацию о своем участии в корректировке проекта. Об этом корреспонденту «БалтИнфо» сообщила заместитель директора Ирина Беляева.

«Вопрос не решен до конца, поэтому мы не можем давать никакой информации», - сказала Беляева, попросив обратиться к заказчикам проекта.

Гости из столицы

Впрочем, эксперты, опрошенные «БалтИнфо», комментировали ситуацию, уже будучи полностью уверенными в том, что корректировку проекта выполнит «Моспроект-2».

При этом эксперты отмечают, что проект Фостера, безусловно, нуждался в корректировке, но стоит ли его переработку доверять москвичам, большой вопрос.

«Появление московских претендентов на доработку проекта вызывает серьезные опасения. Мы знаем, как вольно обращаются с памятниками в нашей столице, которая уже перестала быть средоточием культурного наследия», - подчеркнул в разговоре с корреспондентом «БалтИнфо» сопредседатель петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК) Александр Марголис.

Он также отметил, что проект развития территории острова «будет обсуждаться на заседании Совета по культурному наследию при губернаторе Петербурга». По словам Марголиса, в конце прошлой недели в комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) рассматривали план работы на нынешний год.

«По срокам я сказать не могу, но было принято решение считать вопрос о Новой Голландии одним из наиболее приоритетных. Мы будем заслушивать на заседании Совета все новации, которые предполагают в проекте московские архитекторы», - отметил Марголис.

Опасения, связанные с допуском москвичей к работе в Петербурге, разделяет и архитектор Никита Явейн.

«К реставрационным работам москвичей, если говорить о «Моспроекте-2», я отношусь не очень положительно. Их идеология не годится для нашего города», - отметил Явейн.

При этом, по его словам, страшно не то, что проект ни в каком виде не будет реализован вообще.

«Страшно, что новоделы на историческую тему, как это происходит в Москве, войдут в систему», - считает Явейн.

Главное – четко обозначить границы

Тем не менее, эксперты не сомневаются в необходимости корректировки первоначального проекта развития острова. В комитете по инвестициям отмечают, что «проект переформатируют и приблизят к рынку». В частности, планируется отказаться от разработанного Фостером Дворца фестивалей, который и слишком дорог, и все же не подходит для петербургского климата.

«Я с самого начала довольно резко критиковал проект Нормана Фостера. Он несовместим с российским законодательством об охране культурного наследия. А опыт работы на этом участке с проектом Мариинки-2 свидетельствует, что работа будет гораздо сложнее, чем казалось и поправки неизбежны», - сказал эксперт.

С коллегой согласен и заместитель директора НИИ «Спецпроектреставрация», историк архитектуры, член Совета по охране культурного наследия при правительстве Петербурга Михаил Мильчик. Он напомнил, что «Спецпроектреставрация» выполнял историко-культурную экспертизу комплекса острова и был сторонником максимального сохранения всех построек, в том числе сохранения в незастроенном виде центральной части острова с бассейном.

Между тем, по его словам, проект Нормана Фостера очень профессиональный, но «очень агрессивный». Поэтому «памятники архитектуры Новой Голландии превратились в обрамление для Дворца Фестивалей». Однако проектные предложения за короткое время были одобрены, и все здания, которые на острове не находились под охраной, были снесены.

alt
Проект Нормана Фостера Фото: museum.ru

«Мы хотели сохранить не только те 6 зданий, которые были охраняемыми, но и еще ряд других, которым нужно было придать статус охраняемого объекта. Но рекомендации были проигнорированы», - сказал Мильчик.

Он убежден, что проект Нормана Фостера нуждается в серьезной корректировке с учетом того, что главная ценность острова – это «ансамбль, еще не до конца оцененный специалистами».

К привлечению компании «Моспроект-2» к проекту Мильчик относится «очень настороженно, если не негативно».

«Конечно, частный инвестор, заказчик, может привлекать, кого хочет. Но если все же это произойдет, нужно создать при КГИОП специальную рабочую группу, которая бы наблюдала за работой на острове на всех этапах и разработки проектной документации, и реализации проекта», - считает Мильчик.

Он подчеркивает, что только при таком жестком контроле и ограничивающих условиях, можно добиться успеха при реализации проекта.

«Нужно разработать четкое задание, в котором все ограничения будут прописаны», - считает Мильчик.

С ним согласен депутат Законодательного собрания Петербурга Алексей Ковалев. По его словам, проект развития «Новой Голландии» может доработать любой архитектор, вне зависимости от его принадлежности к Москве или к Петербургу. Главное – поставить компании правильные условия.

По мнению Ковалева, первоначальный проект развития острова предполагал всестороннюю экспертизу территории только на бумаге – по факту никакие исследования не проводились. Депутат отмечает: нужна экспертиза как подземной, так и надземной части проекта.

«Копать здесь нельзя. Это будет грубое нарушение гидрорежима, изменится микроклимат. Сваи, на которых стоят все здания на острове, начнут гнить. И – привет! Новая Голландия рухнет», - отметил Ковалев.

Фостер не обидится, зато другие испугаются

Зарубежные архитекторы, по мнению специалистов, относятся к работе в России исключительно как к бизнесу. Впрочем, эксперты также отмечают, что ситуация с проектом Маринки-2 Доминика Перро и нынешние перипетии с проектом Фостера могут серьезно ослабить интерес мировых архитекторов к сотрудничеству с отечественными компаниями.

Как отметила в разговоре с корреспондентом «БалтИнфо» Людмила Лихачева, которая долгое время представляла интересы архитектора Доминика Перро в Петербурге, у француза была очень жесткая реакция на планы по изменению его проекта второй сцены Мариинского театра.

«Он был очень расстроен – как это, он строит по всему миру и везде нормально получается! И за время проектирования он успел построить и кампус в Сеуле, и стадион в Мадриде… Перро романтически относился к своему проекту», - рассказала Лихачева.

По ее словам, Доминик Перро еще дал совет всем иностранным архитекторам, которые хотят работать в России.

«Он сделал публичное заявление и сказал: с русскими можно работать. Но вы делайте кусочек работы и попросите, чтобы вам заплатили. Потом сделайте еще – и снова попросите», - отметила Лихачева.

Лихачева при этом считает, что с Норманом Фостером проблем быть не должно.

«Если ему заплатили, то трагичной реакции у него не будет. Они же все относятся к такой работе как к бизнесу. Заплатили, а дальше уж хотите – реализовывайте, хотите - нет», - пояснила Лихачева.

Также не видит особых проблем с отказом от проекта Фостера и Никита Явейн. Он отмечает, что изначально конкурс по проекту был больше инвестиционным, а архитектурная составляющая была сопровождающей.

«Норман Фостер и все зарубежные архитекторы – капиталисты. Если дадут «отступные», то все будет в порядке», - считает Явейн.

В свою очередь главный архитектор проекта «Охта-центр» Филипп Никандров в разговоре с корреспондентом «БалтИнфо» отметил, что любые действия по сворачиванию в Петербурге проектов, разработанных иностранными архитекторами, отталкивают от города новых зарубежных специалистов.

«Такие случаи вносят свою лепту в построение своего рода «стены недоверия», - считает Никандров.

Между тем, он подчеркивает, что каждый подобный случай нужно рассматривать отдельно.

«По Новой Голландии в тендере участвовали не столько архитекторы, сколько инвесторы в связке с архитекторами. И, на мой взгляд, закономерно, когда с уходом инвестора уходит и архитектор, ведь бизнес-план инвестора был привязан к тем функциональным задачам, которые решал архитектурный облик», - считает Никандров.

Напомним, что в сентябре 2008 года стало известно, что проект развития территории острова Новая Голландия, который изначально должен был быть завершен к 2010 году и стоил 378 млн. долларов, теперь будет реализован на два года позже и обойдется в 800 млн. долларов.

Автором первоначального архитектурного решения комплекса является архитектор Лорд Норман Фостер. В соответствии с проектом, на острове предполагается создание нового культурного центра общей площадью 180 тыс. кв. метров, включая офисные помещения, магазины, 3 отеля, 9 тыс. кв. метров апартаментов, галерею искусств, музей, подземный паркинг и Дворец фестивалей. В рамках развития транспортной инфраструктуры острова будут реконструированы 2 моста, благоустроены набережные и создано 8 новых переправ.

Новая Голландия – единственный из 42 островов Санкт-Петербурга, созданный людьми. На острове размещался первый военный порт России, который был основан по указу Петра I. Отдельные расположенные здесь здания считаются ценнейшими памятниками промышленной архитектуры XVIII века.

Добавим также, что в конце августа 2009 года Высокий суд Лондона обязал компанию Gradison Consultants Inc., в которой российский бизнесмен Шалва Чигиринский – один из соинвесторов проекта «Новая Голландия» - держал часть активов, выплатить 3 млрд. 242 млн. рублей в пользу банка ВТБ. Первоначальная сумма иска банка составляла 3,17 миллиарда рублей, однако с учетом процентов и пеней она возросла. Ранее, в июле, Высокий суд Лондона в связи с иском ВТБ наложил арест на активы Чигиринского. Впрочем, в Смольном уверяли, что на реализации проекта «Новая Голландия» проблемы Чигиринского не скажутся.

Ирина Лапеченкова


Сюжет телеканала «100 ТВ»


Загрузка...
Размер шрифта:

Реклама

 
Главные темы
 
Новости партнеров
 
 

Видеосюжеты

 
 

 
↑ Наверх