16 мая 2024, четверг
$ 59,76
€ 65,98
Сейчас: +12
Завтра: пасмурно, без осадков +19

В Петербурге забыли про памятники промышленной архитектуры

Эксперты отмечают, что пока старинные фабрики и заводы могут «похвастаться» лишь обшарпанными фасадами и разбитыми окнами.

Автор:
16 декабря 2009, 10:26

Здания бывших фабрик и заводов в Петербурге, наряду со всемирно признанными архитектурными памятниками, создают неповторимый облик города. Между тем, пока шедевры авангарда и промышленной архитектуры могут «похвастаться» только обшарпанными фасадами непонятных цветов и разваливающимися трубами. Специалисты уверены: сохранить корпуса фабрик и заводов и вдохнуть в них новую жизнь – можно. Но работа потребуется не меньшая, чем при сохранении исторического наследия Северной столицы.

Петербург всегда был промышленным центром, и поэтому может похвастаться огромным количеством заводов-памятников. Ижорский завод, Новая Голландия, Невский бумагопрядильный комбинат, фабрика «Красное Знамя», Балтийский и Александровский завод, «Красный треугольник» - это лишь единичные примеры объектов. По мнению сопредседателя Санкт-Петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПиК) Маргариты Штиглиц, это наследие в погоне за сохранением исторического центра Петербурга забыто совершенно незаслуженно.

alt
Адмиралтейские верфи. Фото: Петербургское отделение ВООПиК

«В основном все промышленные объекты расположены по берегам рек и каналов в центре города. Их территории привлекательны, большинство возможно перепрофилировать с сохранением архитектурного облика, как это делается во всех цивилизованных странах, но четкой программы, стратегии нет, а то, что делается в единичных случаях, не всегда приносит положительный результат», - отметила Штиглиц.

По ее словам, в 80-90-х годах прошлого века порядка 200 промышленных зданий Петербурга получили статус вновь выявленных объектов культурного наследия. Список корректировался в 2001 и 2004 годах, и те объекты, которые в нем остались, было рекомендовано сделать памятниками регионального значения. На этом, как подчеркивает Штиглиц, все и остановилось. Кроме того, в 2006 году в комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников (КГИОП) был расформирован отдел, занимавшийся промышленной архитектурой.

alt
Балтийский завод. Фото: Петербургское отделение ВООПиК

«Нельзя сказать, что этим вопросом не занимаются, но ни одного яркого, знакового проекта нет. Вот сохранили Варшавский вокзал – а удовлетворения нет – там эти бутики и прочее… У нас нет музея-заповедника промышленной архитектуры, а под него так и просится старая часть Ижорских заводов», - констатирует эксперт.

alt
Газгольдер на набережной Обводного канала. Фото: Петербургское отделение ВООПиК

Исключением, по ее словам, можно назвать разве что «Музей воды» ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», который был создан в здании водонапорной башни. Впрочем, Маргарита Штиглиц с опаской говорит о необходимости приспосабливать промышленные здания под новые цели.

«Могут так начать этим заниматься, что неизвестно, что лучше», - отмечает эксперт.

Среди уникальных объектов, которые дают большой простор для фантазии архитекторов и реализации замыслов инвесторов Штиглиц выделяет комплекс из четырех газгольдеров на набережной Обводного канала. Еще один перспективный объект – фабрика «Красное Знамя». Впрочем, инвесторы для реализации подобных проектов, признается Штиглиц, нужны очень серьезные.

alt
Газгольдер на набережной Обводного канала.
Фото: Петербургское отделение ВООПиК

«Территории фабрик и заводов, например, того же «Красного знамени», огромные, и заниматься ими нужно в комплексе. Не каждому инвестору это под силу», - сказала Штиглиц.

alt
Ижорский завод. Фото: Петербургское отделение ВООПиК

Беспокойство ВООПиК вызывает комплекс Товарищества Невской бумагопрядильной мануфактуры на Синопской набережной. Трубы фабрики носили романтические названия «Вера», «Надежда», «Любовь», но осенью 2009 года «Веры» и «Надежды» не стало, хотя долгое время говорилось об аварийности только трубы «Любовь».

alt
Музей воды ГУП Водоканал Санкт-Петербурга. Фото: Петербургское отделение ВООПиК

«Инвестор хочет вообще снять все здания комплекса с охраны, и пока что КГИОП проиграл бизнесменам в арбитражном суде, где оспаривались результаты проведенной экспертизы», - отметила Штиглиц.

alt
Невский бумажнопрядильный комбинат. Фото: Петербургское отделение ВООПиК

Впрочем, по мнению КГИОП, на данный момент «представляется некорректным обсуждать тему сохранения или разрушения объектов индустриальной архитектуры». В комитете также заявляют, что «специфика сохранения промышленных объектов предполагает поиски компромисса». Это пока единственный комментарий, который удалось получить в комитете по данному вопросу.

alt
Проект реконструкции трамвайного парка на В.О. под музей.
Фото: Петербургское отделение ВООПиК

Одним из шагов на пути к сохранению объектов промышленной архитектуры специалисты называют технологическое образование населения, чтобы горожане понимали, зачем нужен тот или иной объект, какова его история, что здесь производили. Пока же, по мнению экспертов, объекты промышленной архитектуры недооценены в нашей стране.

alt
Трамвайный парк на Васильевском острове. Фото: Петербургское отделение ВООПиК

По словам депутата Законодательного Собрания Петербурга Алексея Ковалева, петербуржцы зачастую не понимают, зачем нужно сохранять «страшные и обшарпанные» здания заводов и фабрик.

«Они покрашены в какие-то странные цвета, оконные заполнения страшные. Как тут понять, что должно быть сохранено?» - отмечает депутат.

Одним из вариантов повышения технической культуры населения мог бы стать специальный музей. Движение «Петербуржцы за общественный транспорт» предлагает создать проект такого «Интерактивного центра городского технического быта» на базе Музея петербургского трамвая на Васильевском острове.

alt
Фабрика Красное Знамя. Фото: Петербургское отделение ВООПиК

Сейчас Музей трамвая находится в ведении ГУП «Горэлектротранс». На площадке трамвайного парка планируется реализовать инвестиционный проект, в рамках которого экспозиция – три полусарая со всеми экспонатами и административный корпус – будет сохранена, как заверяет директор «Горэлектротранса» Леонид Серебряков. Предприятие ведет переговоры с комитетом по культуре о передаче музея в ведение комитета, и ведомство, в свою очередь, готово принять этот подарок. Это позволит придать по сути частной коллекции статус музейных экспонатов.

Впрочем, руководитель движения «Петербуржцы за общественный транспорт» Владимир Федоров считает, что сохранения только четырех объектов для функционирования музея мало.

«Нужно сохранить все шесть полусараев и административный корпус. Разделять ни в коем случае нельзя, так как может не выдержать уникальный фасад парка», - подчеркивает он.

Кроме того, по словам Федорова, если говорить о реальном сохранении истории петербургской техники, в том числе транспортной, планируемых к сохранению площадей просто не хватит для создания настоящего музея. Федоров отмечает, что организация дополнительно нашла в Петербурге порядка 60 единиц транспорта к уже имеющимся в распоряжении музея.

«У нас упала культура инженера. Нет понимания, что такое техника. И такой интерактивный музей, где можно было бы без пристального внимания смотрителей, знакомиться с техникой, с ее устройством внутри и снаружи, был бы полезен», - считает Федоров.

Впрочем, пока инвестор проекта на территории трамвайного парка ждет заключения третьей историко-культурной экспертизы. Именно она покажет, сколько зданий в итоге будет сохранено. При этом и сам инвестор, и глава «Горэлектротранса» заверяют, что музей в любом случае будет сохранен.

Загрузка...
Размер шрифта:

Реклама

 
Главные темы
 
Новости партнеров
 
 

Видеосюжеты

 
 

 
↑ Наверх