9 мая 2024, четверг
$ 59,76
€ 65,98
Сейчас: +12
Завтра: пасмурно, без осадков +19

В Выборге победил Петербург

Завершился XVII фестиваль российского кино «Окно в Европу». Фестиваль прошел скромно и показал, что чем дешевле картина – тем оригинальнее.

Комментарий

Комментарий

На этот раз фестиваль в Выборге проходил негромко, не было никакой помпы, фейерверки по поводу открытия и закрытия кинофорума длились по две-три минуты, и о том, что в городе с 11 по 16 августа проходит значительное событие, выборжанам напоминали лишь встречающиеся биллборды и вывешенные на афишных тумбах рекламные плакаты новых фильмов.

Зато не забыть, как поистине красиво взошли в кинотеатр «Выборг-Палас» элегантные Алексей Жарков и Александр Пашутин, а с ними Вадим Абдрашитов. Остановились у входа в кинозал, стали рассматривать фотографии из картины «Парад планет», удивлялись, радовались, вспоминая моменты съемок:

- Картине 25 лет, а она не устарела, наверное, потому что была и есть космической, – сказал Александр Пашутин.

А в аллее Славы рядом с кинотеатром «Выборг-Палас» появился еще один отпечаток руки – прекрасного мастера российского кинематографа режиссера Вадима Абдрашитова.

Приехал в Выборг и Михаил Ефремов. Интервью никому не давал, сообщив, что взял обет молчания на целый год – из-за слишком надоедливых расспросов журналистов о его личной жизни. Желающих посмотреть картины с участием Ефремова – «Кошечка» режиссера Григория Константинопольского и «Какраки» Ильи Демичева – в Выборге оказалось много, зрители стояли в проходах кинозала. Ефремов был убедителен как в роли взбунтовавшегося против несвободы чиновника, так и в роли стареющей импульсивной балерины.

Игровые картины, представленные на конкурс, были разнонаправленными: рассчитанные и на массового зрителя, и на элитарного. Были фильмы-эксперименты, как «Россия 88» Павла Бардина снятого в стиле документального кино. К авторскому кино можно отнести фильм молодого режиссера Александра Шапиро «Беспорно», который рассказал историю о школьнике, в 16 лет наладившем свой порнобизнес, и упомянутую «Кошечку», и «Сказку про темноту» Николая Хомерики. Наметилось и «сказочное» направление, которому соответствуют картины «Видримасгор» Яны Поляруш и «Метеоидиот» Наны Джорджадзе. Судя по зрительским предпочтениям, такие фильмы-притчи – со светлым содержанием, счастливым финалом – более востребованы, чем мэйн-стрим с погонями и убийствами, или депрессивное артхаусное кино. Но главное, наверное, в искренности и подлинности режиссерского языка, и выходе к свету, как это случилось в картине Веры Глаголевой «Одна война». По душе и красиво снятая страсть (фильм Николая Лебедева «Фонограмма страсти»).

Среди самых провальных – детективно-мистическая мелодрама «Двойная пропажа» Валерия Лонского. Это еще раз доказывает, что не всегда так называемое «массовое» кино нравится массам.

Интеллигентная, тонкая, проникновенная картина «Полторы комнаты, или сентиментальное путешествие на родину» петербургского режиссера Андрея Хржановского о судьбе Иосифа Бродского, претендующая на элитарность, неожиданно подтвердила повышенный интерес зрительного зала. Эта картина и была удостоена главного приза жюри «Золотая ладья». Алиса Фрейндлих получила специальный приз жюри «Серебряная ладья» за лучшее исполнение женской роли в этом же фильме. На церемонии закрытия фестиваля, которая проходила по традиции в старинном Выборгском замке, Алисы Бурновны не было, приз ей передадут в Петербурге.

А «Золотую ладью» от зрителей (приз «Выборгский счет») и денежную премию получил фильм молодого режиссера из Петербурга, дебютантки Яны Поляруш «Видримасгор, или История моего космоса».

Кто-то бросил на церемонии закрытия фразу: «Да, чем длиннее название, тем легче заработать приз». Но это только шутка. Более выражена другая закономерность: чем дешевле фильм, тем он может быть оригинальнее. «Кошечку» московский режиссер Григорий Константинопольский снял за… 80 тысяч долларов, включая гонорары артистам, и затратив всего лишь пять съемочных дней.

Итоги

Зрительский рейтинг

«Видримасгор» – 9,36 «Одна война» – 9,28 «Какраки» – 8, 71 «Полторы комнаты, или сентиментальное путешествие на родину» – 8,68 «Фонограмма страсти» – 8, 58 «Люди добрые» – 8,43 «Ясновидящая» – 7,85 «Государыня и разбойник» – 7,74 «Кошечка» – 7, 50 «Палата № 6» – 7,34 «Метеоидиот» – 7,30 «Россия 88» – 6,60 «Беспорно» – 6,15 «Двойная пропажа» – 6,08 «Окно для наблюдателя» – 5,46 «Сказка про темноту» – 4,81

Прямая речь

Алексей Герман-младший, председатель жюри конкурса игрового кино:

- Программа была представлена неровная, но думаю, что достойных и целостных по художественности картин на этом фестивале все-таки было немало.

Светлана Хохрякова, кинокритик, член жюри конкурса игрового кино:

- Думаю, что многим режиссерам просто было нечего сказать. Зияющая пустота. После доброй половины просмотров чувствуешь колоссальную потерю энергии.

Армен Медведев, президент фестиваля «Окно в Европу»:

- Пессимизм не лучшее подспорье. Да и не бессмертных мы выбираем, не Государственную премию даем. А кино все-таки движется, развивается, и я как киновед с большим стажем, наблюдающий процесс в нашей стране в течение многих лет, думаю, не все так безнадежно. В советские времена кино было более цельное, потому как «народ и партия были едины». Сегодня общество очень сильно расслоилось, так же расслоилось и кино. Уверен, что надо пробовать, и в этих пробах не грех подражать Западу, и уходить от Запада, искать свой кинематографический язык, ошибаться, экспериментировать – идет нормальный процесс набивания шишек.

На фестивале в Выборге было показано 19 анимационных фильмов, 23 неигровых и 24 игровых картины. Кинотеатр «Выборг-Палас» посетили около 30 тысяч зрителей.

Загрузка...
Размер шрифта:

Реклама

 
Главные темы
 
Новости партнеров
 
 

Видеосюжеты

 
 

 
↑ Наверх