26 апреля 2024, пятница
$ 59,76
€ 65,98
Сейчас: +12
Завтра: пасмурно, без осадков +19

Закон о передаче музейных икон церквям: страсти накаляются

Законопроект «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения» добрался до Госдумы.

Комментарий

Комментарий

В ближайшем времени на рассмотрение Госдумы будет внесен проект закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Если закон будет принят, многие музеи просто растащат на кусочки, опасаются работники культуры.

В Иваново прошел внеочередной съезд президиума Союза музеев России. Съезд был жарким: главный вопрос – новый законопроект. Проект закона, написанный в прошлом году, касается порядка передачи церквям и конфессиям «имущества религиозного назначения», которое сейчас находится в ведении государства. Под это широкое определение подпадает широкий спектр имущества движимого и недвижимого: от икон и других предметов культа, хранящихся в музеях, до зданий бывших храмов, ныне церкви не принадлежащих.

Проект, который, по сведениям «БалтИнфо», предложат на рассмотрение Государственной Думы в самом конце февраля, произвел скандальный эффект как в церковных, так и в музейных кругах - и чем дальше, тем больше накаляются страсти вокруг него.

Музейщики опасаются, что если законопроект будет принят в том виде, в котором он существует сейчас, музеи окажутся фактически бесправными перед любыми притязаниями религиозных организаций.

Это значит, что церковь сможет претендовать на любые культурные ценности, имеющие какое-либо к ней отношение, без весомых аргументов. По новому варианту закона, достаточно будет заявки от религиозной организации в исполнительные органы власти. Органы же могут отказать только по формальным поводам - например, если комплект документов, прилагающийся к заявке, неполон, или если заявку подает иностранная организация.

То, что требуемое церквями имущество представляет собой национальное достояние, и что его ценность давно вышла за рамки религиозной и стала общекультурной, общечеловеческой, закон учитывать не будет. Соответственно, московский Храм Василия Блаженного, петербургский Исаакиевский собор, «Троица» Андрея Рублева и несметное множество менее известных музейных экспонатов, не только ранее принадлежавших церкви, но и просто имеющих хоть какое-то отношение к религии, могут стать предметом претензий религиозных организаций.

В распоряжение «БалтИнфо» попал текст обращения к Государственной Думе, подготовленного Союзом музеев России и принятого на нынешнем съезде. В обращении говорится: «Нельзя допустить, чтобы решения российского государства ставили граждан страны перед необходимостью выбора между религией и отечественной культурой: это политически опасно, неконституционно и, наконец, безнравственно».

Союз музеев поддерживает существующую государственную политику, направленную на расширение диалога церкви и светской культуры. Однако члены союза полагают, что подобные попытки откорректировать законодательство могут привести к «массовому, тотальному исключению из музейных фондов России всех зданий и предметов религиозного назначения».

Тем не менее, музеи настроены не на противостояние, а на конструктивный диалог с церковью. Как заявил корреспонденту «БалтИнфо» директор Санкт-Петербургского Музея истории религий и атеизма Борис Аракчеев, «задача музеев – не только хранение ценностей, но и просвещение народа».

«В плане просвещения церковь – не конкурент музею. Например, мусульманин не пойдет в православный храм, чтобы побольше узнать о русской иконописи, даже если захочет. А музей принимает всех, поэтому нахождение иконы в музее – это в каком-то смысле и пропаганда православия: музей позволяет приобщиться к православной культуре людям всех конфессий», - заявил он

По мнению Аракчеева, есть вещи, подлежащие передаче церкви – например, чудотворные иконы. Но необходимо четко разделить предметы, представляющие в первую очередь религиозную ценность, и предметы ценности общенациональной.

Кроме того, нынешний законопроект предполагает передачу религиозных ценностей церкви в собственность – но ведь есть множество других форм передачи, и они уже проверены временем. В начале 1990-x Музей истории религий и атеизма уже передал церкви более 200 предметов – в безвозмездное пользование или в оперативное управление.

«Мы каждый год проверяем их сохранность, они остаются у нас на учете, - комментирует директор музея. – А ведь музейный учет вечен, мы можем проследить историю каждой культурной ценности за век-полтора. Мы знаем, где она хранится, в каком состоянии, и церковь всегда сотрудничала с нами в этом вопросе».

Кроме того, считает Аракчеев, столько икон, сколько находится сейчас на хранении в российских музеях, церкви попросту не нужно.

«В одном нашем музее икон несколько тысяч! У нас они хранятся, реставрируются, выставляются, сейчас Министерство культуры готовит всероссийский каталог икон. А что может церковь сделать с таким количеством вещей? Собрать и сложить в какой-нибудь подвал? Ведь у церкви есть и иконописные мастерские, которые пишут современные иконы для оснащения новых храмов, и их продукция тоже должна иметь применение!» - отметил он.

К тому же старинные иконы зачастую требуют специальных условий хранения, которые церковь не может обеспечить, и ей проще заменить их копиями. Например, старинный иконостас Федоровского собора у Московского вокзала в Санкт-Петербурге (собор сейчас стоит в лесах, а открыться должен к своему столетию в 2013 году) хранится в том же Музее истории религий и атеизма. По оценкам музея, он требует настолько длительной и дорогостоящей реставрации, что поневоле возникает вопрос: не правильнее ли сделать копии, тем более что весь антураж собора будет новым, современным?

Русская православная церковь со своей стороны настаивает на передаче ей как можно большего количества, а в идеале – всех хранящихся в музеях икон. Руководитель пресс-службы патриарха Московского и всея Руси иерей Владимир Вигилянский так прокомментировал «БалтИнфо» позицию церкви: «У церкви есть только один интерес – чтобы икона соответствовала своей основной функции – молитвословию перед ней. Иконы творились ради этого, а не ради музеев и не ради включения в какой-то культурный контекст. За это иx заказчики платили деньги. Если икона закрыта от молитвословия – это ненормально. Ради этого церковь готова идти на любые компромиссы, а все, кто противодействуют этому, делают неправое дело».

Напомним, что на прошлой неделе сотрудники музеев, занимающихся древнерусской иконописью, обратились к президенту России Дмитрию Медведеву с открытым письмом через газету «Новые известия». В письме музейщики выражают свою обеспокоенность тем, что церковь не обладает достаточными возможностями для реставрации и правильного хранения икон – теми возможностями, которые есть у музеев. По мнению более 150 специалистов, подписавших письмо, передача церкви многих древних икон и фресок может привести к иx гибели, как это уже случилось с фресками Андрея Рублева в Звенигороде и Владимире.

Похожее письмо, но обращенное уже к Русской православной церкви, опубликовала на портале museum.ru музейный работник с 50-летним стажем, кавалер ордена Русской Православной Церкви Святой Равноапостольной Ольги III степени и медали Святого Даниила Московского, директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Алиса Аксенова.

«В чьих-то интересах создаётся конфликт на пустом месте, стравливаются те, кто никогда не противостоял друг другу: музейщики и служители церкви, - полагает Аксенова. - Мы горды тем, что в то время, когда на русской земле воинствовали атеисты, именно мы, музейщики, спасали от гибели книги, иконы, храмы – саму русскую душу. Пока не наломали дров, пока не утрачена наработанная десятилетиями чёткая система охраны памятников истории и искусства, нужно искать любые возможности диалога между музеями и церковью – культурного, взаимоуважительного, продуктивного».

С собственной инициативой выступил Государственный Эрмитаж. В обращении, которое подготовил ведущий музей страны, расписаны конкретные предложения по изменению проблемного законопроекта. В частности, предлагается внести в законопроект пункты, охраняющие от передачи вещи, включенные в перечень особо ценных объектов культурного наследия, предметы из музейного фонда РФ.

В любом случае, очевидно, что музейное сообщество, точно так же как и церковь, должно быть полноправным участником любого решения о передаче религиозных предметов из музеев церкви.

«Это право музеев должно быть закреплено в законе, - настаивает Борис Аракчеев. – Мы смотрим на ситуацию трезво, у нас нет на церковь никакой аллергии, мы настроены на диалог, а не на конфликт – но «дело» каждой конкретной вещи должно обсуждаться отдельно и очень внимательно».

Таким образом, обе стороны – и музеи, и церковь - готовы к диалогу. Тем не менее, законопроект в том виде, в каком он будет предлагаться к обсуждению в Госдуме, не предусматривает никаких компромиссов и диалога.

Анна Матвеева

Загрузка...
Размер шрифта:

Реклама

 
Главные темы
 
Новости партнеров
 
 

Видеосюжеты

 
 

 
↑ Наверх