7 мая 2024, вторник
$ 59,76
€ 65,98
Сейчас: +12
Завтра: пасмурно, без осадков +19

Русский язык выдавливают из Таджикистана

Таджикистан практически запретил использование русского языка в публичной сфере. Эксперты уверены, что бывшая советская республика «рубит сук, на котором сидит».

В Таджикистане существенно ограничено употребление в официальной и деловой сфере русского и узбекского языков. За ними теперь официально закреплен статус «языков международного общения». Российские эксперты разошлись в оценках этого решения: одни уверены, что «Россия все стерпит», другие – что своими действиями Душанбе все-таки настроит против себя Москву.

С сегодняшнего дня в Таджикистане запрещается использование русского языка в официальной и деловой лексике. Президент Эмомали Рахмон подписал соответствующий указ и предупредил об установленных штрафах за несоблюдение закона. Так, для частных лиц использование русского языка будет стоить 160 долларов, для юридических – 320 долларов.
 
Ранее, напомним, все юридические документы можно было оформлять как на русском, так и на таджикском. Выполнение отчетности, оформление официальных документов и деловая переписка на русском и узбекском языках теперь считаются противозаконными. Использование русского языка запрещено даже в рекламе, на этикетках и ценниках в магазинах.
 
Представляя закон на суд членов верхней палаты парламента страны, президент Академии наук республики Мамадшо Илолов отметил, что он создает правовое поле для защиты и развития таджикского языка.

«Закон обязывает всех граждан Таджикистана изучить государственный язык и одновременно гарантирует развития других языков народов республики», – сказал он.

Российские эксперты, в свою очередь, уверены, что именно на гражданах Таджикистана этот закон скажется отрицательно в первую очередь. Так, по мнению политолога Сергея Михеева, «Таджикистан обнищает, потому что всем гастарбайтерам, работающим сейчас в России, придется очень туго».

«Таджикистан как будто не замечает, что тысячи его жителей сводят концы с концами исключительно благодаря возможности работать в России. Если вся документация будет на национальном языке, это создаст для гастарбайтеров еще больше трудностей, а постепенно никто из них даже двух русских слов знать не будет», - считает политолог.

По словам Михеева, компания против русского языка и русскоязычного населения в странах Средней Азии идет уже давно, о той дружбе, которая была до 90-х годов, сейчас и речи быть не может. Только, поясняет Михеев, Россия «слишком мягко реагирует на подобные выпады стран СНГ».

«Ничего хорошего дальше от Таджикистана ожидать не стоит. Пора признать, что ни Азербайджан, ни Таджикистан не боятся России. Виновата мягкотелая, аморфная позиция российских властей по отношению к этим республикам. У них в Таджикистане базируется 201-я российская база, вот они и наглеют, понимая, что ни на какие жесткие меры Россия не пойдет. Ну, попишет пресса и всё», - подчеркнул Михеев.

В то же время заместитель генерального директора Института региональных проблем Георгий Чижов уверен, что вытеснение русского языка из стран Средней Азии – это вполне ожидаемый и закономерный процесс. Только штрафы – это крайняя мера, на которую правительство Таджикистана идти не должно, считает эксперт.

«Переход делопроизводства стран бывшего СНГ на национальные языки - процесс исторически неизбежный. В ближайшие десять лет наш язык вытеснят из сферы употребления в этих странах. Другой вопрос – почему нельзя было сделать этот переход плавным и многолетним? Удалось бы избежать множества проблем, в том числе и с тем, как Россия отреагировала бы на этот закон», – отметил Чижов.

Политолог напомнил, что Россия на протяжении нескольких десятилетий помогала Таджикистану и в сфере медицины, и в сфере экономики и политики. По словам Михеева, если бы не Россия, Таджикистан увяз бы в гражданской войне.

«Мне кажется, есть проблема с адекватностью самого президента Эмомали Рахмона. Если бы не Россия, то его республика сейчас погрязла бы в вооруженных конфликтах. В Таджикистане последнее время стало модно обижаться на Россию. То мы денег не дали, то миграционную политику усилили», - заявил Михеев.

И Михеев, и Чижов уверены, что Россия официально никаких ответных мер принимать не будет, но при удобном случае этот факт Таджикистану припомнит.

А вот ректор института образовательной политики «Эврика» Александр Адамский высказал мнение, что популяризация русского языка на постсоветском пространстве должна быть подкреплена не только желанием России, но и «реальными действиями».

«Наше желание популяризировать русский язык должно сопровождаться межкультурным обменом, экономическим сотрудничеством, совместными программами – этого на сегодняшний день нет. Языковая экспансия требует больших финансовых вложений, которые мы пока не осуществляем. Между тем, природный, культурный, экономический потенциал у русского языка есть – его реализацией просто никто не занимается», – отметил эксперт.

Добавим, что по данным фонда «Наследие Евразии», наиболее остро проблема с обучением русскому языку сейчас стоит в Армении, Таджикистане, Узбекистане. В этих странах практически нет русских школ и классов. Доля обучающихся на русском языке в Армении составляет 1,2%, а в Таджикистане – 2%.

В Грузии 45% респондентов высказались против оказания поддержки развитию русского языка со стороны официальных органов власти России, аргументируя тем, что это вмешательство во внутренние дела.

Лучше всего русский знают в Белоруссии, Казахстане и Украине - доля русскоговорящих превышает здесь 80%. К группе стран, где русским владеет меньше половины населения, относятся закавказские республики, а также Литва. Хуже всего, по данным «Наследия Евразии», русским владеют в Азербайджане, Грузии, Латвии, Литве, Эстонии. Здесь русский язык распространен незначительно: он вытеснен титульным языком из всех основных сфер общения.

Загрузка...
Размер шрифта:

Реклама

 
Главные темы
 
Новости партнеров
 
 

Видеосюжеты

 
 

 
↑ Наверх