5 мая 2024, воскресенье
$ 59,76
€ 65,98
Сейчас: +12
Завтра: пасмурно, без осадков +19

«Пулково» отдали в частные руки

В Петербурге подписано концессионное соглашение по проекту развития аэропорта «Пулково».

Автор:
30 октября 2009, 17:50
Комментарий

Комментарий

В Петербурге подписано концессионное соглашение о создании, реконструкции и эксплуатации на основе государственно-частного партнерства объектов, входящих в состав имущества аэропорта «Пулково».

Свои подписи под документом поставили губернатор Петербурга Валентина Матвиенко, председатель правления ОАО «Банк «ВТБ» Андрей Костин, президент-председатель правления Fraport AG Штефан Шульте, управляющий директор группы компаний «Копелузос групп» Димитриос Копелоузос и генеральный директор ОАО «Аэропорт «Пулково» Андрей Муров.

По словам Валентины Матвиенко, данное соглашение открывает грандиозные перспективы не только для Петербурга, но и для всего Северо-Запада. «К этому дню мы шли два года, проделана огромная работа и, несмотря на кризис, мы заинтересовали инвесторов, и нам удалось начать этот проект», - сказала губернатор.

Андрей Костин подчеркнул, что среди многих проектов, которые ведет ВТБ, «Пулково» занимает особое место. «Петербург – это уникальный город, он заслуживает не просто современного аэропорта, а совершенно уникального аэропорта», - подчеркнул он.

Штефан Шульте пообещал на церемонии, что международный аэропорт самого высокого уровня, в который превратится в 2013 году «Пулково», станет не просто 12-ым аэропортом на счету компании, а самым лучшим проектом Fraport AG.

«Аналогов этому проекту нет в России. И я скажу: Воздушные ворота Северной столицы нужны Петербургу как воздух, потому что наш город должен стать на деле, а не только на словах, открытым миру», - отметила также Матвиенко.

Финансовое закрытие проекта реконструкции «Пулково», заявила Матвиенко, намечено на март-апрель 2010 года. Как пояснила губернатор города, без готового и подписанного соглашения финансовые институты не могли дать согласие на участие в этом проекте, однако «теперь начнется активная работа в этом направлении».

Матвиенко напомнила, что ранее уже были достигнуты договоренности с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) и другими международными финансовыми организациями о выделении порядка 400 млн. евро на проект, а Внешэкономбанк принял решение о выделение кредита в сумме 10 млрд. рублей на 15 лет.

После подписания соглашения начнется переходный период работы аэропорта. «Комплекс будет постепенно передаваться нашему партнеру, но работать он будет в обычном режиме. Самое важное сейчас – обеспечить его нормальное функционирование и безопасность», - отметила Матвиенко.

Председатель правления ОАО «Банк «ВТБ» подтвердил, что ВТБ гарантирует финансовое закрытие сделки в указанные сроки.

Однако, как добавила Матвиенко, в ходе работы с финансовыми учреждениями, если возникнет необходимость, будут скорректированы некоторые пункты соглашения.

Первая свая в основание комплекса, как ожидается, будет забита в июне 2010 года. В декабре 2013 года планируется завершить первый этап строительства. С 2010 по 2039 годы партнер Петербурга будет осуществлять эксплуатацию «Пулково» с обязательством расширять комплекса при увеличении пассажиропотока.

При этом уже в ноябре 2009 года будет введена вторая взлетно-посадочная полоса, соответствующая всем международным стандартам. Кроме того, с Ленинградской областью достигнута договоренность о резервировании территории под третью полосу аэропорта.

Напомним, консорциум ООО «Воздушные ворота северной столицы» 25 июня 2009 года был объявлен победителем конкурса на заключение соглашения с городом о реконструкции и эксплуатации на основе государственно-частного партнерства объектов, входящих в состав имущества аэропорта «Пулково». Основной инвестор проекта - банк ВТБ (VTB Bank Europe) вместе с Fraport AG и Horizon Air Investment (дочерняя компания Copelouzos Group, Греция) вложат в реконструкцию более 1 млрд. евро.

Планируется, что после ввода аэропорта в эксплуатацию в 2013 году в бюджет Петербурга ежегодно будет отчисляться 11,5% средств от оборота аэропорта (помимо обязательных налогов), что составит около 1 млрд. рублей. Сейчас же доходы города от аэропорта невелики.

Необходимость реконструкции аэропорта вызвана тем, что существующий терминал вскоре перестанет справляться с ежегодно возрастающим потоком пассажиров. Комплекс был построен более 40 лет назад и устарел как морально, так и физически. Это, по мнению городской администрации, является сдерживающим фактором развития экономики и туризма Петербурга.

Кроме того, первая ветка трассы «Надземного экспресса» будет построена от Московского вокзала до аэропорта «Пулково», так как это позволит обеспечить наиболее удобную и быструю связь с обновленными воздушными воротами Петербурга. Общая протяженность этого участка составит 25 км.

История вопроса:

Первым шагом к обновлению «Пулково» стал международный закрытый конкурс на выбор архитектурного решения комплекса. К соревнованию, которое стартовало в феврале 2007 года, были приглашены мировые архитектурные бюро: Skidmore, Owings&Merrill из США, GMP (Gerkan, Marg and Partner) из Германии, Grimshaw&Partners ltd. из Великобритании и петербургское архитектурное бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры».

Выбор был столь сложным, что конкурсную процедуру пришлось продлить на 2 месяца, оставив в борьбе на втором этапе претендентов из США и Великобритании, которые должны были доработать предложения. Немецкий и российский проекты не устроили экспертов в отношении стоимости и архитектурного решения. В итоге победителем стало британское архитектурное бюро Grimshaw&Partners ltd.

Для того, чтобы получить возможность реконструировать «Пулково», необходимо было осуществить процесс передачи аэропорта в собственность города. Сначала город получил акции аэропорта, а затем и его имущественный комплекс. В январе 2008 года город получил в собственность аэродром аэропорта. Пришлось также подкорректировать городской закон «О государственно-частном партнерстве». В частности, было прописано, что в соглашениях на основе ГЧП в качестве самостоятельной стороны могут участвовать  юридические лица, собственником 100% акций которых (или же обладателем 100% долей уставного капитала, 100% имущества) является Петербург.

Постановление правительства Петербурга о заключении соглашения о реконструкции и эксплуатации на основе государственно-частного партнерства объектов, входящих в состав имущества аэропорта «Пулково», было принято 16 апреля 2008 года. 21 апреля был объявлен инвестиционный конкурс.

О своем желании развивать «Пулково» изначально заявляли 9 компаний, однако предварительный отбор конкурса прошли 7 консорциумов, в том числе структуры не только из России, но и из Индии и Турции. Однако на основной конкурс документы подали только три участника.

Строительство нового терминала планируется начать в 2010 году, ввод в эксплуатацию запланирован на 2013 год.

Согласно разработанному британскими архитекторами проекту, предполагает увеличение общей площади аэропорта до 185 тыс. кв. метров. К привокзальной площади существующего терминала будет вести широкая дорога, по краям которой расположатся объекты вспомогательной инфраструктуры. Напротив нового терминала будет устроена клинообразная зеленая зона. Данная планировка позволит сохранить виды на новый терминал с подъездных дорог и представит, таким образом, уникальность старого и нового терминала.

Терминал будет иметь три основные коммерческие зоны: одну общую зону в аэровокзальной части терминала до паспортного контроля и две в зонах, ограниченных паспортным и таможенным контролем. Предложенные коммерческие объекты включают торговую зону, трамвайную станцию, паркинг премиум-класса, бизнес-центр и гостиницу. Также предусмотрено строительство небольшой гостиницы для транзитных пассажиров, располагающей необходимым набором сопутствующих услуг, таких, как ресторан, бар и спа-центр. Начальная пропускная способность нового аэропорта составит 7,4 млн. пассажиров в год, а к 2025 году он сможет принимать до 22 млн. пассажиров в год.

Загрузка...
Размер шрифта:

Реклама

 
Главные темы
 
Новости партнеров
 
 

Видеосюжеты

 
 

 
↑ Наверх