26 апреля 2024, пятница
$ 59,76
€ 65,98
Сейчас: +12
Завтра: пасмурно, без осадков +19

Петербургские маршрутки заставят подешеветь

В городе планируют ввести единый тариф для коммерческого и социального транспорта. Эксперты считают, что прибыль перевозчиков уменьшится на 6 млрд. рублей в год.

Петербургские маршрутки заставят подешеветь. . Фото: segodnya.ua

Петербургские маршрутки заставят подешеветь. . Фото: segodnya.ua

С 1 января следующего года все маршрутки Петербурга должны будут возить пассажиров по тем же тарифам, что и городские автобусы. Соответствующий законопроект поступил на рассмотрение Законодательного Собрания. Будут ли перевозчикам за это доплачивать из бюджета, пока не известно. Между тем, по приблизительным оценкам, их прибыль уменьшится не менее чем на 6 млрд. рублей в год. 

Комитет петербургского ЗакСа по законодательству внес на рассмотрение палаты проект изменений в городской закон «О наземном пассажирском транспорте общего пользования». Согласно законопроекту, на всех маршрутах регулярных пассажирских перевозок тариф будет устанавливаться правительством Петербурга. Кроме того, маршрутки должны будут принимать проездные документы (карточки), в том числе льготные. Закон должен вступить в силу 1 января 2011 года. 
 
Другим важным нововведением станет то, что конкурсы будут проводиться на обслуживание всех городских маршрутов, а не только коммерческих. Таким образом, частные перевозчики получат шанс потеснить ГУП «Пассажиравтотранс» с его традиционных маршрутов. Правда, председатель комиссии ЗакСа по транспортному комплексу Игорь Риммер сомневается, что у них это получится. 

«У «Пассажиравтотранса» эти маршруты накатаны, у него больше парк техники, - пояснил депутат. - Это, как в анекдоте: «Кто может баллотироваться в президенты Белоруссии? Человек, имеющий опыт работы президентом Белоруссии». 

В целом, по мнению Риммера, законопроект еще очень «сырой», не разработаны механизмы его реализации. Например, непонятно, кто будет возмещать транспортным компаниям выпадающие доходы, когда они понизят свои тарифы с 26-27 рублей до уровня «Пассажиравтотранса». 

Частные перевозчики  уже сейчас обслуживают ряд социальных маршрутов, и город доплачивает компаниям за это, так как работа на некоторых из них не только не приносит прибыли, но даже не покрывает издержки. По словам руководителя общественного движения «Петербуржцы за общественный транспорт» Владимира Федорова, размер доплаты зависит от многих критериев и для каждого маршрута определяется индивидуально. 

Однако в документе о механизме компенсации не сказано ни слова. Как утверждает один из авторов законопроекта, председатель комитета по законодательству Виталий Милонов, будет ли город доплачивать перевозчикам, станет понятно на стадии второго чтения. 

«Сейчас есть две  точки зрения: что перевозчики пострадают от введения единых тарифов и что они незначительно пострадают, - отметил он. - Этот бизнес не является таким уж неприбыльным. Если бы он был таковым, в конкурсах на городские маршруты не участвовало бы столько компаний». 

Между тем, утверждает Федоров, по приблизительной оценке, потери транспортных компаний от уменьшения платы и обслуживания обладателей проездных составят 6-8 млрд. рублей в год. Это более 2% городского бюджета, и у комитета по транспорту нет возможности платить перевозчикам такие деньги. 

По мнению главы  «Петербуржцев за общественный транспорт», ситуацию можно было бы исправить за счет сокращения количества маршруток и автобусов, заменив маленькие машины на большие. Он подчеркнул, что многие маршруты дублируют друг друга, а маршрутки между часами пик ходят полупустые или стоят в ожидании пассажиров. Но вряд ли перевозчики добровольно пойдут на такие меры, тем более что быстро распродать свои огромные парки микро- и мидиавтобусов они не смогут. 

Если же транспортников заставят понизить тарифы, но не будут платить компенсации, последствия, по мнению Федорова, будут плачевны. «Можно получить кучу недовольных перевозчиков, которые будут, например, саботировать выход на маршруты», - пояснил он.

Ситуация осложняется тем, что львиную долю дохода транспортных компаний составляет «серый нал» - деньги, за которые пассажирам не выдают билеты. В большинстве маршруток билеты (надпись на которых зачастую не соответствует цене поездки) не дают пассажирам – они просто висят рядом с водителем. Предполагается, что люди сами должны их отрывать, но почти никто этого не делает. 

Другой популярный способ обойти закон, который применяется в больших автобусах – это работа без контролера и выпуск пассажиров через переднюю дверь. Помимо того, что таким образом нарушаются правила пассажирских перевозок (брать деньги должны на входе, а не на выходе), билет в этом случае тоже выдают только по требованию пассажира. 

Средства, которые  таким образом получают перевозчики, огромны. С них не платятся налоги и, соответственно, возмещать их в случае понижения тарифов тоже никто не будет. Поэтому транспортники, как считает Федоров, постараются не допустить принятия закона в нынешней редакции. Если же он все-таки вступит в силу, во многих автобусах, скорее всего, по-прежнему не будет контролеров, а билеты будут болтаться где-то рядом с водителем или вообще лежать в кабине. 

Причиной разработки этого законопроекта стал протест  городской прокуратуры. В настоящий  момент правительство Петербурга устанавливает тарифы только на тех маршрутах, где посадка и высадка пассажиров осуществляется на остановочных пунктах. Проездные документы и льготы тоже действуют только на этих маршрутах.
 
По мнению прокуратуры, это противоречит постановлению правительства РФ от 07.03.1995. «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен», согласно которому регулирование тарифов общественного транспорта является обязанностью исполнительной власти субъекта Федерации.

Маршрутки Петербурга заставят брать одинаковую плату и принимать карточки

Напомним, что последний раз плату за проезд в общественном транспорте Петербурга увеличивали с 1 января этого года. Поездка в социальном наземном транспорте – автобусах, троллейбусах и трамваях – подорожала с 18 до 19 рублей. В метрополитене проезд вместо 20 рублей стал стоить 22 рубля. Стоимость проезда в маршрутке – 26-27 рублей.

Антон Арсеньев

Загрузка...
Размер шрифта:

Реклама

 
Главные темы
 
Новости партнеров
 
 

Видеосюжеты

 
 

 
↑ Наверх