8 мая 2024, среда
$ 59,76
€ 65,98
Сейчас: +12
Завтра: пасмурно, без осадков +19

Историк: Масштаб расстрелов в Петропавловской крепости измерялся сотнями

Музей истории Санкт-Петербурга готовится передать на судебно-медицинскую экспертизу останки 15-17 людей. Историки считают, что найденные останки – «лишь верхушка айсберга».

Музей истории Санкт-Петербурга готовится передать на судебно-медицинскую экспертизу останки 15-17 людей, найденные 20 декабря 2009 года при земляных работах у Головкина бастиона Петропавловской крепости. Пока ясно лишь, что останки принадлежат расстрелянным у стен крепости в декабре 1918 — январе 1919 гг. По мнению историков, мы имеем дело с настоящим некрополем у стен Петропавловки, и земля скрывает останки еще многих безымянных жертв.

Напомним, что это уже третье захоронение времен гражданской войны, обнаруженное в Петропавловской крепости. Впервые останки четверых казненных были найдены в конце 1980-х, второй раз – останки двоих в 2007 году. И вот еще не менее пятнадцати тел.

Историк, сопредседатель петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК) Александр Марголис сообщил корреспонденту «БалтИнфо», что найденные останки – «лишь верхушка айсберга».

«Поскольку все три находки были сделаны не в результате целенаправленных раскопок, а случайно, причем буквально в нескольких метрах друг от друга - совершенно очевидно, что такие находки будут продолжаться. Масштаб расстрелов в Петропавловской крепости измерялся не десятками, а сотнями жертв. Об этом существует множество мемуарных свидетельств, в том числе княгини Ольги Палей, вдовы великого князя Дмитрия Константиновича. Она указывает, что это место казни и погребения ее мужа», - рассказал Марголис.

По его мнению, сегодня для историков задача номер один – развернуть в этом месте полномасштабные изыскания. Об их необходимости уже заявил заведующий археологическим отделом Государственного Эрмитажа Олег Ионесян, который руководил раскопками год назад.

Однако перспективы исследования туманны. Как заявил директор Музея истории Санкт-Петербурга Александр Колякин, имеющихся у музея средств недостаточно, чтобы финансировать полноценные археологические работы.

«Музей истории Санкт-Петербурга часто ссылается на недостаток средств, - соглашается Александр Марголис. - Но я уверенно заявляю, что выход очень простой: нужно обратиться к федеральному правительству и потребовать субсидирования раскопок из федерального бюджета. Ведь уже сейчас очевидно, что находки на территории Петропавловской крепости имеют не локальное, а общенациональное и даже международное значение».

Есть и другая угроза историческому месту: в непосредственной близости от него Музей истории Санкт-Петербурга намерен построить парковку для экскурсионных автобусов и личного автотранспорта. Дорога к ней пройдет прямо по некрополю. Если место, где необходимо работать археологам, зальют асфальтом, о раскопках придется забыть.

«Ни о каких работах на месте расстрелов, пока оно не исследовано археологами, не должно идти и речи! - восклицает Александр Марголис. - Я неоднократно заявлял об этом директору музея  Александру Колякину. Сейчас он вроде бы склоняется к согласию со мной: на ученом совете музея 10 февраля он согласился приостановить все работы до полного археологического изучения местности. Будем надеяться, что его слова не разойдутся с делом».

По словам историка, обследование места расстрелов – не сверхзадача. Границы территории раскопок ясны: в распоряжении ученых есть план Петропавловской крепости начала ХХ века, на котором обозначена трасса забора, отделявшего территорию Монетного двора. Очевидно, что расстрелы производились в закутке между забором и стеной Головкина бастиона, подальше от чужих глаз. Марголис уверен, что сами раскопки не составят особенной трудности. Культурный слой в этом месте неглубок – до полутора метров. Это существенно упрощает задачу археологов.

Наконец, современные методы и технологии эффективной археологической разведки позволяют работать прицельно. Существуют специальные приборы, которые сквозь толщу земли способны локализовать скрытые в ней органические останки. Поэтому заявления о том, что раскопки в Петропавловской крепости потребуют непосильных финансовых и временных затрат, выглядят безосновательными, - считает историк.

«Если имитировать деятельность – это, конечно, можно делать хоть бесконечно, - сказал Марголис. -  А если действительно работать, то все раскопки вполне могут быть завершены за один полевой сезон: с лета до конца осени этого года».

Кроме всестороннего археологического обследования места расстрелов, необходимо проведение на должном уровне судебно-медицинской экспертизы найденных останков.

После находок 2007 года петербургская общественность под эгидой писателя Даниила Гранина обращалась к губернатору города Валентине Матвиенко с просьбой разрешить установку на месте находок памятного знака. Но тогда призыв Гранина не был услышан. По информации «БалтИнфо», сейчас писатель готовит обращение к министру культуры РФ Александру Авдееву.

Добавим, что казематы Петропавловской крепости служили после революции тюрьмой для врагов новой власти, к 1918 году там содержалось более 500 политических заключенных.

Анна Матвеева


Сюжет телеканала «100 ТВ»


Загрузка...
Размер шрифта:

Реклама

 
Главные темы
 
Новости партнеров
 
 

Видеосюжеты

 
 

 
↑ Наверх