26 апреля 2024, пятница
$ 59,76
€ 65,98
Сейчас: +12
Завтра: пасмурно, без осадков +19

Русские в Киргизии – чужой среди своих, чужой среди чужих

18 февраля 2009, 20:14

Распад Советского Союза создал в международной практике прецедент, когда в одночасье миллионы русских, живших в одной стране, не только вдруг оказались вне исторической родины, но и столкнулись с необходимостью принять несвойственный им статус этнического меньшинства, да еще и обвиняемого во всех сложностях переходного периода.

Практически все советские республики, ставшие независимыми государствами, взяли курс на построение этнократического общества, исключая из политической, общественной и культурной жизни народы, не являющимися титульными. Киргизия в этом плане не стала исключением, несмотря на заявления властей о приверженности принципам межнационального согласия.

Но сегодня на первый план вышли проблемы иного характера – экономического. Именно стремительное падение уровня жизни в Киргизии толкает соотечественников на переезд.

По мнению доктора экономических наук профессора Азы Мигранян, современное состояние экономики Киргизии не может служить гарантом национальной экономической безопасности и, как следствие, политической стабильности страны. Экономику страны можно охарактеризовать как предкризисную, а по ряду экономических показателей и как кризисную.

По данным Межгосударственного статистического комитета СНГ, инфляция в Киргизии остается одной из самых высоких в Содружестве. За первые семь месяцев 2008 года показатель индекса роста потребительских цен в Киргизстане составил, по сравнению с темпами роста инфляции в аналогичном периоде 2007 года, 26,6%. Это уже «галопирующая инфляция».

Экономическую причину называют главной подавляющее число уезжающих. Россия для многих – это богатые возможности, огромный рынок труда. Но для всех Россия – это, прежде всего, историческая родина, с которой они связывают свое будущее. Сегодня Киргизию покидают, прежде всего, дипломированные специалисты, и лишь около 10% эмигрантов – это пенсионеры.

Наряду с экономическими трудностями русскоязычному населению приходится сталкиваться и со случаями как бытового, так и политического национализма. Особо остро этот вопрос начинает муссироваться здесь после очередного сообщения об убийстве гражданина Киргизии в России.

И получается замкнутый круг. Частенько уезжающие в Россию и натерпевшиеся в Киргизии готовы на своей исторической родине поддержать скинхедов: чтобы «гастарбайтеры почувствовали, каково быть человеком второго сорта».

А киргизы после очередного ЧП, растиражированного местными СМИ в соответствующем свете, пытаются попенять за это оставшимся русским.

При росте безработицы найти работу в Киргизии некиргизу можно только в одном случае – быть незаменимым профессионалом. Но и тогда пределом карьерного роста будут должности экспертов, консультантов, заместителей, — и почти никаких шансов занять руководящий пост.

Справедливости ради надо отметить, что особых политических преследований русскоязычного населения в Киргизии нет. Более того, законом гарантировано присутствие лиц нетитульной нации в парламенте страны. Премьерский пост в Киргизии в постсоветское время дважды занимали русские – Николай Танаев и ныне действующий глава правительства Игорь Чудинов.

Миграционные настроения подстегивает усиленная и зачастую непродуманная популяризация государственного языка. Проблема не в том, что русские не хотят учить киргизский язык (хотя в обществе бытует и такое мнение), а в том, что возможности для изучения киргизского для них практически отсутствуют.

Языковые курсы порой существуют лишь на бумажке, есть дефицит учебников, методик и квалифицированных педагогов. По мнению экспертов, обучение киргизскому языку в классах с русским языком обучения не соответствует современным требованиям.

Выпускники школ не могут грамотно писать, читать и говорить на киргизском языке. Как порой они же уже не могут говорить и писать грамотно на русском. Чаще всего эта картина наблюдается на юге страны.

Вообще, положение соотечественников в этом – южном - регионе заслуживает отдельного разговора. Если в северных областях Киргизии число русских достигает 10-12% от общего числа населения, то в южных их всего 0,79%, то есть, около 20 тысяч человек на четыре немаленькие области.

И на юге ситуация с соотечественниками иная, нежели на севере. Именно отсюда чаще всего раздаются националистические лозунги. По словам руководителя джалалабадской организации «Славянская диаспора» Валерия Улеева, «о нас, нынешних нацменах, власть вспоминает два раза в год, как правило, к каким-то национальным праздникам».

«Нас заставляют продемонстрировать общественности дружбу народов: нужно нарядить полтора десятка человек в национальные костюмы, организовать национальные песни и пляски. Вот и вся опереточная дружба народов, как будто русская культура – это косоворотки, сарафаны, лапти и балалайки», - говорит В.Улеев.

А между тем, по его словам, русским в провинции «не до песен и не до плясок».

По его мнению, главная причина миграции – «бесправие и дискриминация, когда у национального меньшинства есть некие продекларированные гражданские и политические права, но нет возможности для их реализации».

Еще одной проблемой русских в Киргизии остается получение достойного образования. Киргизско-российский славянский университет им. Б. Ельцина был создан в 1993 году, чтобы русские в республике могли получать качественное образование на родном языке. Но он не в силах удовлетворить всех желающих.

Положение дел не спасает и Ошский филиал Российского государственного социального университета. Между тем, к примеру, в том же Оше русские школы переполнены вдвое, а то и втрое. А родители, независимо от национальности, стремятся отдать детей именно в русские классы, где преподавание идет на русском языке и по учебникам из России.

Еще одним фактором миграции стала государственная программа содействия добровольному переселению соотечественников в Россию. Но она не вызвала ожидаемого ажиотажа. Причина тому – бедность соотечественников, которым не так-то просто выложить деньги за переезд и равнодушие российских чиновников, для которых соотечественники – это те же «неграждане», которых можно без конца «футболить» по всевозможным инстанциям.

Но все же основной бедой лидеры организаций соотечественников называют разобщенность, когда русские – «каждый сам по себе со своими бедами и проблемами».

«Мы не можем научиться жить в условиях диаспоры, не можем признать себя иностранцами в чужой стране, а ведь де-факто мы таковыми являемся», - говорит Валерий Улеев.

Хотя, наверное, классическое понимание слова «диаспора» к русским в Киргизии неприемлемо. Русские живут здесь уже около 200 лет, и отношения с местным населением у всегда складывались неплохо.

Исторический факт: первые церкви русских располагались в юртах киргизов, а богатые киргизы делали пожертвования на строительство православных церквей.

Имеющиеся, к счастью, немногочисленные факты переписывания истории, (например, спекуляция на теме восстания 1916 года), являются, по мнению директора филиала Института стран СНГ профессора политологии Александра Князева «детской болезнью». Она, как и попытки формирования в странах СНГ и, в частности, в Киргизии, представления об исключительности титульных этносов, должна пройти.

Будущее русской общины в Киргизии зависит все же, в первую очередь, от нее самой. Власти заинтересованы в остановке миграции, потому что на юге Киргизии уже сложился острый дефицит квалифицированных педагогических, технических кадров. Но как показывают события, никакие действия властей пока не влияют на миграционные процессы.

По словам директора «Владимирского общества» Станислава Епифанцева, русские будут уезжать. Но и на территории Киргизии, и в Центральной Азии в целом, русские еще будут жить долгое время.

Александр Евграфов

Загрузка...
Размер шрифта:

Реклама

 
Главные темы
 
Новости партнеров
 
 

Видеосюжеты

 
 

 
↑ Наверх