3 мая 2024, пятница
$ 59,76
€ 65,98
Сейчас: +12
Завтра: пасмурно, без осадков +19

Автошколы: у семи нянек дитя без глазу?

1 августа 2008, 19:59

Есть такой старый анекдот: столкнулись КАМАЗ и «жигуленок». Водитель «Жигулей» оправдывается перед инспектором: «Понимаете, я всего три дня за рулем, думал, проскочу». А из грузовика вылезает верзила и говорит: «А я двадцать лет за рулем, у меня не проскочишь».

Не секрет, что многие аварии на российских дорогах происходят по вине водителей-новичков. Причем в числе основных причин подобных ДТП сотрудники ГИБДД называют низкую подготовку участников дорожного движения. Виноваты ли в этом автошколы? И если виноваты, то, как их заставить учить людей более качественно?

Инструктор и «чайник» - найди 10 отличий

По данным начальника экзаменационного отдела межрайонного регистрационного экзаменационного отдела ГИБДД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Владимира Дегтярева, каждая четвертая авария «на совести» начинающих водителей, то есть тех, кто получил права три года назад или менее. В этом, по словам милиционера, есть и вина тех, кто учил горе-автолюбителей.

«Автошколы в чем-то не дорабатывают, – отметил Дегтярев. – Они в основном учат сдавать экзамены. Инструктор или преподаватель теории должен учить тем нюансам, которые помогают избегать аварий, а они, видимо, этого не делают».

По мнению начальника отдела, необходимо увеличить количество часов вождения. Сейчас стандартная продолжительность этого курса составляет всего 32 часа, что с учетом петербургских пробок позволяет ученику проехать совсем немного.

Также, по его словам, немалую роль здесь играет низкий уровень подготовки самих инспекторов. Недавно ГИБДД провело неофициальную проверку городских автошкол, и выяснилось, что половина инструкторов сами не могут сдать экзамены.

«Беспризорные» автошколы

На сегодня в Петербурге насчитывается 92 лицензированные автошколы – 13 государственных и 79 частных. Все они находятся в сфере ведения комитета по образованию городского правительства. Именно эта организация, выдающая лицензии, казалось бы, должна карать недостойных. Но на деле это не совсем так.

«Мы можем приостановить действие лицензии на срок до полугода. Если за это время образовательное учреждение исправляет недостатки, оно снова получает право работать», - пояснила специалист отдела лицензирования и аккредитации комитета по образованию Ольга Михайлуца.

В прошедшем учебном году комитет, действительно, приостанавливал работу восьми автошкол. Но причиной тому послужили отнюдь не аварии, устроенные их выпускниками, и не профессиональная несостоятельность инструкторов, а… несоблюдение норм и правил охраны труда. Проще говоря, директора автошкол забыли вовремя заполнить какие-то бумаги.

Дело в том, что с последствиями некачественной работы автошкол приходится сталкиваться ГИБДД, а не комитету по транспорту. Механизма же, позволяющего передать эту информацию в комитет и использовать для лишения нерадивых учителей лицензии, попросту нет. Даже сотрудники ГИБДД, которые обычно входят в состав экспертной группы при лицензировании автошколы, проверяют только документы и материальную базу. Так что, как бы ты ни учил и сколько бы аварий ни было на твоей совести, если все бумажки в порядке, можно и дальше выпускать брак и ничего не бояться.

С инструкторами получается еще интереснее – им лицензии выдает Автомобильно-дорожный институт, и в ГИБДД они только предоставляют уже готовые удостоверения.

«Фактически, у нас нет института подготовки инструкторов, - утверждает руководитель центра водительских тренингов «Драйв Класс», мастер спорта по авторалли Илона Накутис. – Любой может подождать, пока пройдут три года с момента получения им прав, получить или купить удостоверение инструктора, поставить на свою машину вторые педали и учить людей вождению».

Между бесконтрольностью и коррупцией

О том, как разрубить этот гордиев узел, есть разные мнения. Многие считают, что необходимо передать автошколы в ведение какой-то одной организации. Но здесь есть и оборотная сторона.

«Может, и правильно было бы передать автошколы в ведение ГИБДД, - говорит Владимир Дегтярев, - но ведь сразу начнутся разговоры о коррупции, начнут спрашивать, почему ту или иную школу закрыли».

Тут, как говорится, из двух зол нужно выбирать меньшее. С другой стороны, можно обратиться к международному опыту. В США, например, права выдает вообще не полиция, а Motor Vehicle Office – нечто вроде министерства транспорта. И получить их там гораздо легче и дешевле, чем в России.

Несмотря на вышесказанное, решающим фактором возникновения ДТП, по мнению Дегтярева, является неосторожность самих водителей. Чаще всего аварии происходят вследствие превышения скорости, выезда на встречную полосу или проезда на запрещающий сигнал светофора.

«Никто не заставляет нарушать правила. Все знают, что в городе быстрее 60-ти ехать нельзя и на красный свет проезжать тоже нельзя – об этом рассказывают в любой автошколе. Прежде всего, людям нужно научиться соблюдать ПДД – с этого все начинается», - пояснил милиционер.


Антон Арсеньев

Загрузка...
Размер шрифта:

Реклама

 
Главные темы
 
Новости партнеров
 
 

Видеосюжеты

 
 

 
↑ Наверх