27 апреля 2024, суббота
$ 59,76
€ 65,98
Сейчас: +12
Завтра: пасмурно, без осадков +19

«Зиганшин буги»: секрет таинственного спасения баржи Т-36

В 1960 году 17 января баржу с четырьмя солдатами унесло в Тихий океан. Через 49 дней обессиленных советских военных нашли американские моряки.

История Асхата Зиганшина была одной из самых популярных в советское время. Четверо парней с баржи Т-36 стали кумирами тысяч мальчишек и девчонок. Ровно 50 лет назад Асхата Зиганшина, Филиппа Поплавского, Анатолия Крючковского и Ивана Федотова унесло в открытый океан, где они дрейфовали без продуктов и топлива 49 дней. На помощь им пришел американский авианосец. В годы холодной войны советские солдаты, оказавшиеся на территории врага, стали не предателями, а героями.

Мешок картошки и семь пар сапог

Исчезновение баржи Т-36 и чудесное спасение тех, кто на ней оставался, было самым обсуждаемым событием 60-х годов прошлого века. Четверо военных, дрейфовавших 49 дней в открытом океане, стали настоящими героями. Их приглашали на телевидение, брали интервью газеты, им посвятили фильм. Мальчишки пытались подражать, а девушки заваливали героев письмами. Из четверки, оказавшейся в Советском Союзе популярней «Биттлз», в живых остались только двое. Крючковский оказался на территории суверенной Украины в Киеве, а Зиганшин - в Стрельне.

alt
Асхат Зиганшин

Покоритель океана Асхат Зиганшин живет сегодня в небольшой квартире вместе с младшей дочерью неподалеку от Константиновского дворца. Гостеприимный и улыбчивый Зиганшин помнит события 50-летней давности так, как будто это произошло вчера.

В ночь на 17 января 1960 года самоходную баржу Т-36, стоявшую у берегов Курильских остров, оторвало и унесло в открытый океан. На борту оставались четверо военнослужащих. Из продуктов - буханка хлеба и пара мешков картошки. В ту ночь была штормовая погода, поэтому молодые солдаты понимали, что их начнут искать нескоро. Связи на барже никакой не было и сообщить, где они и что с ними произошло, солдаты не могли.

Продукты сразу начали экономить, однако их было так мало, что вскоре в ход пошли ремни от часов, а затем и кирзовые сапоги. Их варили в соленой воде и полученным «блюдом» пытались заполнить желудки, чтобы не чувствовать голода. Таким образом, было уничтожено семь пар сапог. Пытались поймать хоть какую-то рыбу. Много времени и сил ушло на то, чтобы изготовить снасти, но непогода оборвала все сети, и об ухе пришлось забыть.

«Мы старались спокойно рассуждать о том, что нас ищут. Не допускали разговоров, что нам труба. Все-таки надеялись на спасение, это, наверное, и помогло», - рассказывает Зиганшин.

Однако он не скрывает, что наступали моменты отчаяния. «Погода была все время плохой - снег, ветер. И когда баржу накрывало волной, появлялось какое-то безразличие. Думали, утонем, так больше мучиться не будем. Волна отойдет, а мы смеемся – живы», - вспоминает он.

Спасение по-американски

На 48-й день к барже подошел американский авианосец «Кирсэрдж». «Мы обессиленные лежали в кубрике. Я услышал шум и вышел посмотреть. Оказалось, над нами был вертолет. Мы еще не понимали, кто это, но попытались объяснить, что нам нужны продукты, топливо и карта. Мы могли пойти своим ходом», - рассказывает Зиганшин.

alt
Асхат Зиганшин, Филипп Поплавский,Анатолий Крючковский
и Иван Федотов. Фото из архива А.Зиганшина


Однако вертолет, покружив, улетел. На следующей день, 7 марта, к барже опять подошел тот же авианосец. Изможденные молодые люди услышали на ломаном русском «Помощь нужна?». На этот раз они не стали выдвигать свои условия, так как понимали, что это последняя надежда. «Нам сразу же дали бульон и немного хлеба. Я знал, что после длительной голодовки много есть нельзя. Но когда пошел бриться, все равно упал в обморок», - говорит Зиганшин.

Представление об американцах у советских парней резко изменилось после девяти дней на борту авианосца. Оказалось, что они «совершенно нормальные люди», а не враги, как было принято считать, заметил Зиганшин. А когда у американских моряков спросили, почему авианосец ушел в первый день обнаружения советской баржи, те ответили, что боялись русских.

«Нам сразу же вручили по блоку сигарет, постоянно спрашивали, не нужна ли нам помощь. Все время развлекали - крутили кино про любовь и ковбоев, приносили конфеты, мороженное, а в последний день моряки даже устроили концерт. Мы постоянно пытались общаться, тут же появились разговорники. Тогда ни о чем не хотелось думать - главное мы спасены. Только когда я полностью пришел в себя, начал задумываться, куда попал и что будет. А вдруг нас предателями объявят», - рассказал он.

Когда же пытать будут?

В Сан-Франциско для спасенных советских военнослужащих устроили пресс-конференцию. Перед ее началом Зиганшину позвонил журналист газеты «Правда» Борис Стрельников и в разговоре намекнул, чтобы команда во время встречи со СМИ не сболтнула чего-нибудь лишнего. «У меня появился страх. Все-таки я с командой оказался в руках врагов», - отметил он.

alt
Спасенныей солдаты на американском авианосце.
Фото из архива А.Зиганшина


Однако пресс-конференция оказалась очень короткой. «Нас посадили за стол, принесли мороженое. Со всех сторон вспышки. Мы успели рассказать, что все мы из сельской местности. Поплавский поделился знаниями английского языка, встав, он громко сказал «Фэнк ю». А затем у меня из носа пошла кровь, и пресс-конференцию закончили», - рассказал Зиганшин.

После встречи с прессой команда полетела в Нью-Йорк, где их ждали представители советского посольства. «Здесь я впервые увидел телевизор и себя в нем. Мы думали, что в Нью-Йорке с нами уже «поговорят», но мы поехали отдыхать на неделю на дачу», - рассказал он.

Советских парней в Нью-Йроке одели в новые костюмы и пальто. «Я в этой одежде еще на родине ходил. Но для нашего климата эти вещи, конечно, не подходят, так только для модников. А ботинки нам так и не купили, ходили в тех, что на авианосце дали»,- заметил он.

В Америке молодым солдатам выдали по 100 долларов, на которые они накупили подарков. «Я купил себе кожаную куртку за 30 долларов, так в ней даже внук мой ходил. Маме платок, папе свитер», - добавил он.

Однако мысль, что это «путешествие» просто так не забудется, команду не покидала. «Я был настроен, что если здесь обошлось, то когда вернемся на родину, точно что-то будет. Когда прилетели в Москву, я все думал, ну когда же нас пытать начнут. А вместо этого всех на телевидение повезли. Успокоился, когда уже к себе в воинскую часть попал», - вспоминает Зиганшин.

Советские покорители океана

На родине пропавшую команду встретили как настоящих героев. «Письма приходили мешками. Один мальчик по фамилии Халитов писал чуть ли не каждый день. Часто проходили встречи со школьниками. Они меня спрашивали, вкусный ли суп из сапога, а я отвечал - попробуйте и узнаете. Может быть поэтому, некоторые мальчишки все-таки сварили свои сапоги», - поделился Зиганшин.

alt
Зиганшин на авианосце. Фото из архива А.Зиганшина


Писали и девушки, присылали свои фотографии, надеясь на более близкое знакомство. Однако герои своим положением не пользовались. «У меня был альбом из присланных от девушек фотографий, но ни с одной я не встречался. А когда женился, этот альбом и вовсе исчез», - сообщил он.

Некоторые барышни проявляли и корыстный интерес. «Нам мэр Сан-Франциско подарил золотой ключ от города. И когда я отдыхал в санатории, некоторые девушки интересовались, а сколько этот ключ весит, сколько в нем золота. Они не знали, что ключ только так называют, на самом деле он из прессованного картона», - заметил Зиганшин.

Спасенным солдатам приходили правительственные поздравления, им лично пожимал руку министр обороны Родион Малиновский. А вскоре пришла телеграмма и от известного писателя Эрнеста Хемингуэя.

В 1962 году на экраны вышел художественный фильм, посвященный команде баржи Т-36 «49 дней». «В фильме есть неточности. Конечно, за 1,5 часа невозможно передать то, что происходило в течение 49 дней. А режиссер с нами встречался только, чтобы взять разрешение на съемки, в создании самого фильма мы участие не принимали. Потом, конечно, нас пригласили в Москву на премьеру. Там мы и с актерами познакомились, они нам говорили, что надо было все-таки до съемок встретиться», - добавил он.

Затем появилась песня Владимира Высоцкого «Сорок девять дней» и неизвестного автора «Зиганшин буги». Со всеми произведениями, посвященными этому подвигу, Зиганшин знаком. «Зиганшин буги» я слышал, не знаю даже, нравится ли. Главное нравится тем, кто слушает. Песню Высоцкого я тоже, конечно же, знаю. С самим Высоцким я никогда не встречался, а вот с его сыном знаком», - заметил он.

История продолжается


Именно эти события повлияли на пропавших солдат в выборе будущей профессии. Все они пошли в морские училища. Зиганшин до сих пор работает на спасательной станции.

А в истории спасения советских солдат американскими моряками появляются все новые подробности. Только через несколько лет, стало известно, что советская сторона их вовсе не искала. В квадрате, где дрейфовала баржа, в это время должны были пройти испытания ракет. Представители спецслужб провели обыски в квартирах родителей пропавших солдат. Семье Зиганшина даже присылали похоронку, в которой было сказано, что на поиски их сына была направлена авиация.

Тем не менее, Зиганшин уверен, что их товарищи предприняли все возможное. «Наши сослуживцы прошли по береговой линии. Были же найдены обломки с баржи, поэтому было понятно, что мы где-то плаваем. А авиацию тогда задействовать невозможно было, погодные условия не позволяли», - рассказал он.

Врачи в свою очередь до сих пор пытаются понять, как молодые парни, питаясь картошкой и вареными сапогами, смогли выжить в тяжелых погодных условиях. Для самого Зиганшина в этом нет ничего сверхъестественного. «Мы когда на Курилах служили, там же были очень тяжелые условия. Спали в казарме, так у нас под кровать снег заметало, а потом нас вовсе на баржу переселили. Так что закалиться успели. А то, что героем меня называют, так я до сих пор не понял, что герой», - смеется он.

Ольга Першина


Сюжет телеканала «100 ТВ»


Загрузка...
Размер шрифта:

Реклама

 
Главные темы
 
Новости партнеров
 
 

Видеосюжеты

 
 

 
↑ Наверх