27 апреля 2024, суббота
$ 59,76
€ 65,98
Сейчас: +12
Завтра: пасмурно, без осадков +19

Сокращать нельзя оставить

Повторится ли в Тольятти «пикалевский сценарий»? Лидеры «альтернативного» профсоюза работников АвтоВАЗа угрожают его повторением в случае массовых увольнений.

Лидеры «альтернативного» профсоюза работников АвтоВАЗа угрожают повторением в Тольятти «пикалевского сценария» – в случае, если сведения о намеченном на начало декабря сокращении 31 тысячи человек подтвердятся.

Два дня назад новый президент компании Игорь Комаров, недавно сменивший «знаменитого управленца» Бориса Алешина, заявил о сокращении персонала на 5 тысяч человек. Причем речь идет исключительно о «белых воротничках» – заводских клерках. Но в СМИ просочилась информация из Минздравсоцразвития, что АвтоВАЗ уведомил министерство о грядущем сокращении 31 тысячи человек. Руководство предприятия эту информацию опровергает, но работники завода, которые уже год живут как на пороховой бочке, верят газетам, а не своим директорам.

Дело даже не в том, кто что заявляет и опровергает, – экономическая ситуация говорит сама за себя. АвтоВАЗ – самое раздутое по штатам автопредприятие в мире. 110 тысяч человек производят в год примерно 600 тысяч машин. Столько же машин выпускает «Шкода» – при численности в 28 тысяч человек. На заводах БМВ трудятся столько же людей, сколько на АвтоВАЗе, но они выпускают 1,5 миллиона автомобилей в год, причем любая их машина минимум в пять раз сложнее и дороже вазовской.

А в этом году из-за падения спроса объем производства на АвтоВАЗе снизился на 60 процентов. Объем долгов приблизился к 100 миллиардам рублей – так что выделенные Владимиром Путиным 25 миллиардов ситуации изменить не могли. Сохранить при таких показателях прежнюю численность персонала не смог бы даже знаменитый Ли Якокка – глава концерна «Форд» в период расцвета этой компании, книга которого лежит на столе у каждого автомобильного менеджера.

Рабочие автогиганта отлично это сознают – поэтому и не верят в то, что сокращение коснется только 5 тысяч клерков. Не верят и главе официального заводского профсоюза Николаю Карагину, который «по совместительству» является членом совета директоров и в таком качестве получает ежемесячную зарплату, в 25 раз превышающую среднюю зарплату рабочего. Как и в Пикалево, в кризисной ситуации симпатиями начинают пользоваться альтернативные профсоюзы и их лидеры.

Ситуация на заводе патовая – то есть любое решение является проигрышным. Отказаться от сокращений, от замены рабочих современными робототехническими комплексами – значит обречь предприятие на банкротство и ликвидацию. Или – как вариант – АвтоВАЗ сохраняется в нынешнем неэффективном виде и садится на шею бюджету.

Но и сокращения тоже плохой выход. Потому что 30 тысячам уволенных в Тольятти просто некуда устроиться. И напор такой армии молодых безработных почувствуют на себе не только местные власти, но и федеральный центр.

Проблема АвтоВАЗа в том, что слишком долго его трудности никто не решал. В лихие 90-е заводом фактически командовали структуры Бориса Березовского и местные бандиты. Потом решили привлечь к управлению концерн «Рено» – но у его менеджеров были связаны руки, у них не было полномочий для радикальных реформ. Потом буквально под барабанный бой крупнейшим акционером стал государственный концерн «Ростехнологии». Машины лучше не стали, зато АвтоВАЗ еще больше увяз в долгах. Сейчас родился еще более странный план: объединить ВАЗ с КамАЗом – что сулит рост управленческих расходов и нулевой технический эффект.

В общем, у вазовских рабочих есть основания обвинять в своих бедах государство. К сожалению, те, кто год за годом опускал уровень вазовской марки все ниже, уже на других постах, а что делать с заводом сейчас – никто не знает. В любом случае решение вазовской проблемы обойдется российским налогоплательщикам на порядок дороже, чем пикалевской.

Загрузка...
Размер шрифта:

Реклама

 
Главные темы
 
Новости партнеров
 
 

Видеосюжеты

 
 

 
↑ Наверх