20 мая 2024,
понедельник
$ 59,76
€ 65,98
Сейчас: +12
Завтра: пасмурно, без осадков +19

«Протесты не будут длиться вечно»

Природоохранная прокуратура вынуждена в судах оспаривать решения чиновников. Между тем, в Ленинградской области экологический контроль ведется слабо.

В последнее время у природоохранных прокуроров значительную долю дел составляют не разбирательства с черными лесорубами или нерадивыми предпринимателями, сбрасывающими отходы в реки, а оспаривание принятых региональными властями нормативно-правовых актов. В этом плане Ленинградская межрайонная природоохранная прокуратура создала несколько прецедентов, вызвавших волну схожих судебных разбирательств по всей стране.

В прошлом году ею был оспорен в суде областной закон «Об установлении исключительных случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений». А в этом году началась очередная тяжба с областным правительством, которая при всех вынесенных судебных решениях еще далека от завершения.

С принятием Лесного кодекса функции управления лесами, ведения хозяйственной деятельности контроль и защита были переданы субъектам федерации. Им же было дано право издавать собственные положения, которыми бы определялись органы, уполномоченные решать эти задачи в лесной сфере. В итоге во многих регионах появились «типовые» положения, согласно которым функции и хозяйствования, и контроля были переданы одному и тому же административному органу. В Ленинградской области им стал комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды.

- В начале 2009 года мы это положение оспорили, поскольку федеральными законами запрещено совмещать хозяйственную деятельность и контроль, - рассказывает природоохранный прокурор Ленинградской области Владимир Иванилов. – В своем протесте ссылались мы на коррупциогенность этой нормы. Оказался нарушенным и принцип того, что государственный экологический контроль должен быть независимым.

Областное правительство протест природоохранной прокуратуры отклонило, но Ленинградский областной суд признал правоту защитников закона. Правительство Ленобласти написало кассационную жалобу, дело дошло до Верховного суда РФ, который оставил в силе решение областного суда, предписывавшее отменить положение о Комитете по природным ресурсам.

- Но даже после этого правительство Ленобласти вновь приняло аналогичное положение, продолжая упорно настаивать на своем, - продолжает заместитель прокурора Ленинградской межрайонной природоохранной прокуратуры Олег Ермолин. - Мы вновь написали протест, попутно объяснив, что правительство Ленобласти нарушило уже и Гражданский процессуальный кодекс, который запрещает преодолевать судебное решение.

Дело вновь дошло до суда, и на минувшей неделе опять было вынесено решение, что принятое властями положение не соответствует федеральному законодательству. В природоохранной прокуратуре даже не сомневаются: и это решение будет оспорено чиновниками.

- Нет, протесты не будут длиться вечно, - успокаивает Олег Ермолин. – Мы можем направить запрос на лишение субъекта полномочий по государственному лесному контролю, что предусмотрено законом. Осуществление госконтроля – это переданная функция, и когда она осуществляется ненадлежащим образом, федеральный центр, передавший это право региону, по идее должен забрать его назад.

Экологический контроль ведется слабо и не только в отношении лесов. Несанкционированные свалки, сбросы канализационных стоков в водоемы, загрязнения воздуха – все эти проблемы уже многие годы далеки от своего разрешения.

- Практически во всех деревнях Ленобласти не работают канализационно-очистные сооружения, - рассказывает Владимир Иванилов. – В итоге стоки идут напрямую в реки. Каждый год у нас масса исковых заявлений по этому поводу.

Кардинальному решению канализационной проблемы в Ленобласти мешает прежде всего отсутствие средств. Желание сэкономить на очистных сооружениях движет и предпринимателями.

- На органы законодательной и исполнительной власти возложена не только куча прав и льгот, но и масса обязанностей, - напоминает Олег Ермолин. – Правами они пользуются, а вот обязанности порой не исполняют. Вот вам и ответ, почему нарушения не устраняются сразу. Вместо того чтобы создать один контролирующий орган государственного экологического контроля, сформировали в общей сложности 56 различных структур. В результате нам для выезда на такое простое происшествие, как сброс канализационных стоков с животноводческого комплекса в реку и гибелью в ней рыбы, нужно привлечь инспектора, который занимается земельным вопросом, инспектора из комитета госконтроля, который занимается отходами, затем сотрудников из Госкомрыболовства, Роспотребнадзора, Росприроднадзора и того, кто сделает забор воды. Инициируя проверку, я должен всех их собрать, найти транспорт, затем каждый должен составить свой акт, назначить свою экспертизу. А все это в принципе мог сделать представитель одного государственного органа.

К слову, Ленинградская область не самый неблагополучный в экологическом отношении регион во многом благодаря тому, что определенные усилия и средства на экологию правительством области все же тратятся.

- Положительные моменты есть, - говорит Владимир Иванилов. – Это и создание особо охраняемых природных территорий, и выделение средств на тот же ремонт канализационно-очистных сооружений. При губернаторе Ленинградской области создан экологический совет, куда вошли представители различных общественных организаций. Увы, на сайте областного правительства о деятельности этого совета – лишь одна статья за февраль 2009 года. Последний отчет об экологическом мониторинге – за 2005 год. Зато сайты экологических организаций пополняются новостями о водозахватах, несанкционированных свалках, незаконных рубках и прочих бедах каждый день.

Загрузка...
Размер шрифта:

Реклама

 
Главные темы
 
Новости партнеров
 
 

Видеосюжеты

 
 

 
↑ Наверх