28 апреля 2024, воскресенье
$ 59,76
€ 65,98
Сейчас: +12
Завтра: пасмурно, без осадков +19

Посол Узбекистана в РФ: «Время ломать стереотипы»

Динамично развивающийся Узбекистан сегодня нельзя по-старинке ассоциировать только с хлопком и пловом. Следует по-новому взглянуть и на перспективы узбекско-российских отношений, имеющих большой политический и экономический потенциал.

Рубрика:
Политика

Метки:
СНГ  Узбекистан 

Комментарий

Комментарий

На вопросы Балтийского информационного агентства отвечает Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Узбекистан в Российской Федерации Илхомжон Неъматов.

alt

- Сегодня Узбекистан, как и много лет назад, прочно ассоциируется с эпитетами «солнечный», «гостеприимный», «благодатный», а Ташкент – «город хлебный». До сих пор живет стереотип: Узбекистан – это хлопок и плов. Какова ваша страна сегодня, после 17-ти с половиной лет независимости – так сказать, за полгода до совершеннолетия?

- Узбекистан всегда был, есть и будет солнечным, гостеприимным, а Ташкент – городом хлебным. В этом могут убедиться все, кто приезжает на благодатную землю нашей страны. Но Узбекистан нельзя ассоциировать с хлопком и пловом, пришло время ломать стереотипы. Благодаря глубоко продуманной, всесторонне просчитанной политике Президента И.А.Каримова, сегодняшний Узбекистан – это ведущее государство Центральной Азии с быстро развивающейся экономикой и хорошо развитой инфраструктурой. У нас стабильно развиваются многие отрасли промышленности. Это авиастроение, металлургия, машиностроение, энергетика, легкая, химическая, пищевая промышленность. Благодаря такой наступательной экономической политике в 1996 году Узбекистан стал 28-й страной в мире, производящей автомобили. В сотрудничестве с General Motors у нас выпускаются несколько типов современных комфортабельных автомобилей, которые пользуются большим спросом не только в Узбекистане, но и далеко за его пределами, особенно в России.
В Узбекистане более 60% населения проживают в сельской местности и, естественно, что важную роль имеет развитие села. Стоит отметить, что в настоящее время у нас вся сельхозпродукция производится в фермерских хозяйствах, а вся земля отдана фермерам. 2009 год объявлен Годом развития и благоустройства села. В рамках этого разработана специальная программа, в которой заложено очень много проектов, направленных на развитие инфраструктуры села.

- Каково положение дел в экономике Узбекистана? Что наиболее важно для ее развития?

- Создание благоприятного инвестиционного климата. Без привлечения иностранных инвестиций тяжело развивать экономику. Еще несколько цифр. В прошлом году мы смогли привлечь в различные секторы экономики 1,7 млрд. долл., в этом году, несмотря на финансовый кризис, мы планируем привлечь 1,8 млрд. долл. иностранных инвестиций. Особое значение придается развитию малого и среднего бизнеса, ведь его доля во внутреннем валовом продукте - 48%.
Узбекистан проводит целенаправленную работу по увеличению экспортного потенциала за счет увеличения доли экспорта товаров высокой добавленной стоимости. Посмотрите на факты. Если в советское время, мы перерабатывали только 6% хлопка, а остальное экспортировали, то сегодня, в Узбекистане, мы перерабатываем до 50% всего хлопка. Раньше его доля в экспорте составляла 70%, а сегодня только 12%. Это говорит о том, что мы диверсифицировали наш внешнеэкономический потенциал. Несмотря на то, что прошлый год был тяжелым для сельского хозяйства (маловодье), мы смогли заготовить 3,6 млн. тонн хлопка-сырца, этого достаточно для обеспечения наших текстильных фабрик, заготовили 6,2 млн. тонн зерна, которые обеспечивают потребности узбекского населения. Раньше мы импортировали зерно, а сейчас из страны-импортера мы превратились в экспортера зерна. Мы экспортируем зерно нашим соседям. Так что, Ташкент – по-прежнему, город хлебный.

- Что представляют собой российско-узбекские отношения сегодня? Каков их уровень? Что является приоритетом в нашем двустороннем сотрудничестве?

- Отношения между нашими странами традиционно развивались на основе дружбы, добрососедства и взаимной выгоды, сегодня они развиваются на основе стратегического партнерства и союзнических отношений. Тому способствует весьма доверительный диалог между президентами стран. В январе этого года состоялся визит президента России Дмитрия Медведева в Узбекистан. И это глубоко символично, что новый политический год лидер России начал с визита в Ташкент. В ходе визита состоялись обстоятельные переговоры по вопросам двустороннего, регионального сотрудничества, состоялся обмен мнениями по вопросам, которые представляли взаимный интерес. Примечательно, что по всем вопросам найдено полное взаимопонимание и были достигнуты весьма широкие договоренности, над реализацией которых мы сегодня работаем.
Особое внимание было уделено развитию экономического сотрудничества, вопросам безопасности, ситуации в Афганистане, вопросам рационального использования водных ресурсов в Центрально-азиатском регионе. И, естественно, был поставлен вопрос о диверсификации экономического сотрудничества.

- Какие совместные экономические проекты осуществляются? Газовые? Энергетические?

- Сегодня, на узбекском рынке широко представлены российские компании «Газпром», «Лукойл», «Союзнефтегаз». Россия широко работает в сфере телекоммуникаций: «Вымпелком», МТС, другие компании. Но чтобы не произошло такого сужения интересов только на отдельных сферах, будут инвестиции в текстильную отрасль, пищевую, химическую промышленности, авто- и машиностроение, в сельское хозяйство. Здесь есть огромный неиспользованный потенциал. Ежегодно Узбекистан производит до 5 млн. тонн фруктов, уникальных по вкусовым качествам. Сами убедитесь, когда приедете к нам. Вкус неповторимый. Поэтому мы договорились и о переработке сельхозпродукции.
Кроме того, в составе российской делегации, помимо предпринимателей, представителей крупных компаний, был и губернатор Свердловской области Эдуард Россель, который выступил с предложением развивать сотрудничество на региональном уровне: между Свердловской областью и областями Узбекистана. Мы не стали откладывать дело в долгий ящик, и уже создана двусторонняя комиссия, которая изучает возможности расширения сотрудничества.
С Россией нас всегда связывали тесные связи. И они крепнут. Посмотрите, из разных городов Узбекистана есть прямые авиарейсы в 37 регионов России. А в Москву порой летают по 3-4 рейса в день.
Приоритетными являются вопросы безопасности, потому что обеспечение безопасности – это гарант продолжение реформ. А также экономическая сфера, ибо экономика – это основа всего сотрудничества.

- Как налажен межкультурный диалог между нашими странами и что, на ваш взгляд, нужно сделать, чтобы еще более укрепить и улучшить наши отношения?

- Сотрудничество в культурно-гуманитарной сфере активно развивается. В Узбекистане проживает более миллиона русских, они никогда не имели этнических проблем. Также в стране действуют 18 религиозных конфессий, которым созданы все условия для развития их культуры, отправления религиозных обрядов. Узбекский народ очень толерантный.
Часто происходит обмен творческими делегациями, каждую неделю он обозначается приездом либо в Узбекистан, либо в Россию. На этой неделе в Москве, в Центральном Доме художников мы открыли выставку четырех узбекских молодых художников, которые представили на суд зрителей свои картины. Это не только создает хорошее настроение для людей, но и способствует укреплению дружбы между народами. И москвичи, и гости столицы могут знакомиться с культурой Узбекистана.
Лично президент Ислам Каримов придает огромное значение развитию искусства в стране. Многие талантливые художники, скульпторы выставляют свои картины в Европе, Азии, Китае, Индии, Сингапуре, Малайзии.
Широко развивается сотрудничество и в образовательной сфере. В Ташкенте действует филиал Московского госуниверситета, который был открыт несколько лет тому назад. Два года назад открылся филиал Российского университета нефти и газа им. Губкина. Работает филиал Академии им. Плеханова, идет проработка открытия филиала Санкт-Петербургского университета им. Бонч-Бруевича, который готовит кадры в сфере информационных технологий. А эта сфера весьма важна для Узбекистана. В правительстве страны есть специальная должность вице-премьера, ответственного за развитие информационных технологий. В этой области мы работаем с Россией, развитыми государствами Европы, Южной Кореей, Малайзией.

- Образованию в Узбекистане придается особое значение. Помимо российского присутствия в образовательном пространстве, есть и немало других вузов…

- Это так. С самого начала независимости президентом страны Исламом Каримовым была разработана национальная программа по подготовке кадров, на основании которой сегодня развивается образование. Узбекистан отправлял молодежь в разные развитые государства: Японию, США, Германию, Францию, Малайзию. Большое количество студентов обучается в престижных вузах России. Кроме того, у себя открывались высшие учебные заведения. В Ташкенте с 2002 года действует филиал Вестминстерского университета, где обучение полностью идет на английском языке. Здесь готовят бакалавров и магистров по четырем направлениям. В этом году при филиале откроется лицей по изучению точных наук и углубленному изучению английского языка.
Недавно открыт филиал Сингапурского университета развития менеджмента. Также подписано постановление об организации деятельности в Ташкенте Туринского политехнического университета (Италия).

- А туризм? Есть на что посмотреть? Куда вложить деньги инвесторам?

- Бесспорно, есть. Туристический сектор должен приносить прибыль. Но чтобы развивать туризм, надо сначала создать хорошую инфраструктуру. В Узбекистане есть города, которые являются центром цивилизации всего Востока: это Самарканд, Бухара, Хива, где вы увидите многообразие культуры, цивилизацию всего древнего Востока. Мы привлекаем очень много туристов, работаем с туркомпаниями России.
Но пока туристов из России не так уж много, если сравнить с западными странами. Первое место занимает Италия, второе – Франция, японцы едут, немцы, малазийцы. Пока мало гостей из Китая, Индии, традиционных наших соседей. Буквально недавно мы отметили 2750 лет городу Самарканд, а вскоре состоятся празднования 2200-летнего юбилея Ташкента. Наш город преображается к празднику, расцветает, развивается. Растет интерес туристов к культуре, истории Узбекистана.

- И вновь к двусторонним отношениям. Проблемы трудовой миграции не сходят со страниц СМИ. Немало граждан Узбекистана сегодня трудится в России. Как налажено двустороннее сотрудничество в этой сфере?

- Миграционная проблема в последние годы становится весьма актуальной. Не только в СНГ, но и во всем мире. Если говорить о наших отношениях, то есть существенные сдвиги по созданию правового поля. Узбекистан первым из стран СНГ, в июле 2007 года, подписал с Россией комплексный пакет соглашений по миграции. Он включает в себя три документа: по реадмиссии, по борьбе с незаконной миграцией и комплексное соглашение о трудовой миграции в целом. В том же году Узбекистан ратифицировал все три документа. Россия ратифицировала пока только два первых. Третье соглашение на стадии рассмотрения, но уже есть одобрение соответствующих структур. Документ уже направлен в Госдуму. Хотелось бы, чтобы ратификация была ускорена. Тогда бы создалось хорошее правовое поле для решения всего комплекса миграционных вопросов. О трудовой миграции говорят сегодня много. Более того, есть отдельные политические круги, которые нагнетают обстановку вокруг мигрантов, не понимая, что та демографическая ситуация, которая есть сегодня, не может быть разрешена без мигрантов: невозможно обеспечить экономику рабочей силой. Здесь нужна очень продуманная, взвешенная, разумная миграционная политика. Это и в интересах России.

- Еще один волнующий вопрос, который касается всех стран СНГ – наркотрафик из Афганистана. Какая работа идет в регионе для постановки заслона на пути дурмана?

- Не скрою, что сегодня в Афганистане сложная ситуация. Последние семь-восемь лет идет полномасштабная война между силами антитеррористической коалиции и «Аль-Каедой». Количество терактов растет, жертв тоже. Увеличилось и производство наркотиков – ведь там производится 93% всех наркотиков мира. А та борьба, которая есть, не дает должного эффекта. По данным ООН, в 2005 году было выращено 5100 тонн опийного мака, а в 2008 г. – 8300 тонн. Их перебрасывают через границы. В том числе и России. И это угроза не только для государств-соседей, но и для России, в которой ежегодно умирает до 30 тысяч человек от потребления наркотиков.
В рамках региональных организаций СНГ, ШОС, ОДКБ проводится работа. Вспомните межгосударственную операцию «Канал», когда структуры ОДКБ, где принимали участие и узбекские ведомства, изымали из оборота много наркотиков. Также создана правовая база, в рамках ШОС есть договоренность, в Ташкенте располагается региональная антитеррористическая структура (РАТС), которая также борется и с наркотрафиком. Есть соглашения между странами СНГ, и ОДКБ. Конечно, все страны региона имеют и двусторонние договоренности.
Что касается афганского фактора, у Узбекистана с Афганистаном 162 километра общей границы. И вся она очень серьезно охраняется. Как показывают факты, просачивания наркокурьеров оттуда на этом участке почти нет. Но, к сожалению, ведь всегда есть обходные пути, через другие государства. В Узбекистане действует государственная антинаркотическая программа. Да, эта проблема есть в нашей стране, но, в отличие от других стран, она меньше. Вы знаете, что менталитет населения Узбекистана не привержен к употреблению наркотиков.

- Сегодня тема финансово-экономического кризиса является самой горячей и актуальной. В то время, как многие страны тяжело переживают кризис, Узбекистан, судя по цифрам, он задел лишь косвенно. А недавно в Москве состоялась презентация книги президента Узбекистана Ислама Каримова «Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана». В чем же секрет, в чем отличие узбекской модели от моделей других стран?

- После распада СССР все страны оказались в тяжелейшей ситуации. В одночасье были оборваны горизонтальные и вертикальные связи. В этой ситуации, естественно, больше всех пострадала бы уязвимая часть населения: старики, дети, женщины. Чтобы не допустить полного коллапса экономики, надо было срочно предпринимать решительные меры. И в начале 90-х годов Президент Узбекистана Ислам Каримов разработал узбекскую модель национального развития экономики и страны в целом, в основу которой положил пять принципов.
Первое – это деидеологизация экономики, ее полное освобождение от политики. Узбекистан сотрудничает со всеми странами на основе взаимной выгоды, несмотря на их политические ориентиры.
Второе – верховенство закона во всех сферах. Все проводимые реформы должны идти на основе закона. Надо было создать сильную правовую базу, и Узбекистан с этим справился.
Третье – участие государства в экономических реформах. Этот пункт вызывал много критики тогда со стороны тех скептиков, кто считал, что государство не должно вмешиваться в экономику. Но сегодня взгляды поменялись. Ведущие мировые и российские эксперты говорят о том, что либеральная экономика себя не оправдала, а те страны, где государство осуществляло контроль, меньше пострадали от кризиса.
Четвертое – сильная социальная политика. Это стало приоритетом – забота о социально уязвимых членах общества. Сегодня в условиях финансового кризиса все неустанно говорят о правильности этого принципа.
Пятое – проведение всех реформ поэтапно. Никаких шоковых терапий. В Узбекистане действовали известным принципом: не построив нового дома, не разрушай старый.
И время показало, что такая модель в условиях жесточайшего кризиса себя полностью оправдала. Благодаря реализации этой модели, уже в 1996 году Узбекистан добился макроэкономической стабильности, и рост экономики начался от 2%. Последние четыре года ВВП стабильно рос по 7% в год. В 2008 году ВВП вырос в Узбекистане на 9%. Президент Узбекистана И.А.Каримов одним из первых, по мнению видных российских ученых и экономистов, написал книгу, имеющую прикладное значение, где изложен анализ последствий финансово-экономического кризиса и меры по их преодолению в условиях Узбекистана. В своей книге Президент Узбекистана подробно рассказал о модели экономики, позволяющей избежать потрясений.
Книга состоит из трех основных блоков: критический анализ последствий кризиса. Второй блок: антикризисные меры. Третий блок посвящен посткризисному развитию страны. 14 апреля с.г. в дипломатической академии Министерства иностранных дел с участием видных ученых – экономистов, представителей МИД, политологов, послов России – состоялась презентация книги Президента. Среди участников большой резонанс и живой интерес вызывала узбекская модель национального развития, особенно ее актуальность и жизнеспособность не только для Узбекистана, но и для других стран в условиях финансово-экономического кризиса. Особый интерес вызвали меры по обеспечению стабильного развития в посткризисный период.
Эта программа состоит из 300 различных проектов, направленных на обновление базовых отраслей экономики: развитие инновационных технологий, оснащение новым технологическим оборудованием.

- Сколько же потребуется денег на эти проекты? Они есть у Узбекистана?

- Есть. На все потребуется 24 млрд. долларов. 8,5 млрд. дадут сами компании и предприятия, которые постоянно будут совершенствоваться, то есть, это их собственные средства. 2,5 млрд. будут взяты из фонда реконструкции и развития, который был создан по инициативе Президента пять лет назад, а 13 млрд. долл. мы планируем привлечь с помощью иностранных инвестиций и кредитов.

- В целом, какова перспектива российско-узбекских отношений? Имеются ли нерешенные вопросы?

- Вы сами могли убедиться, как эти отношения развиваются, и в наличии заинтересованности в их дальнейшем углублении. О фактах лучше всего говорят цифры. За пять последних лет товарооборот между нашими странами вырос в 4 раза. Если в 2003-м он был около 1 млрд. долларов, то по итогам 2008 года – 4 млрд. долл. И, несмотря на кризис, мы наблюдаем тенденцию к росту товарооборота.
Конечно, есть и то, над чем нужно работать. Мы бы хотели, чтобы российские инвесторы, которые хотят вкладывать средства в строительство различных ГЭС в Средней Азии, прежде всего, учитывали бы, прошел ли тот или иной проект тщательную международную экспертизу, отвечает ли он требованиям экологической безопасности. И самый главный вопрос: не нарушает ли он водный баланс, особенно, стран находящихся в низовье Амударьи и Сырдарьи. Прежде, чем выделять кредиты и участвовать, они должны задуматься над этими проблемами. Второй вопрос: ускорение ратификации документа о трудовой миграции, то, о котором мы уже говорили.

Загрузка...
Размер шрифта:

Реклама

 
Главные темы
 
Новости партнеров
 
 

Видеосюжеты

 
 

 
↑ Наверх