18 мая 2024, суббота
$ 59,76
€ 65,98
Сейчас: +12
Завтра: пасмурно, без осадков +19

Молоко или напиток?

Закон о молочном регламенте действует полгода, но на практике проверить его соблюдение до сих пор невозможно, и потребителю остается верить производителю на слово.

Отличить настоящее молоко от «молочного напитка» петербуржцы смогут к лету. Так, по крайней мере, пообещал комитет экономического развития, промышленной политики и торговли администрации города. Понадобилось около полугода, чтобы понять, принять и пережить технический регламент на молоко и молочную продукцию. Этот закон, подписанный Дмитрием Медведевым 12 июня 2008 года и вступивший в силу в декабре того же года, тут же окрестили «молочным регламентом». С тех пор вокруг документа не утихают споры. Так ли нужен он производителям? И какая польза от него покупателям?

Регламент со шрифтом

Для начала стоит пояснить, что же такое молочный регламент. Это объемистый документ, суть которого заключается в следующем: теперь на упаковке производитель должен указывать не только срок годности, состав продукта и наличие вредных для организма человека ингредиентов, но и массовую долю молочного жира. Причем закон обязывает изготовителя использовать определенный размер шрифта, чтобы информация легко читалась.

В регламенте прописано, каким образом и из чего следует производить всем известный полезный напиток, а также как, в зависимости от ингредиентов, следует его называть: молоко, молочный напиток или молочный составной продукт (в документе представлено около 100 наименований).

По регламенту гордым словом «молоко» может называться только тот продукт, который получили от коровы и переработали без добавления сухих компонентов. Если они все же есть в составе, то это уже «молочный напиток».

«Больше, чем творог»

Корреспондент «Невского Времени» решила поискать на полках нескольких городских магазинов продукты, маркированные по новым требованиям. Молочного напитка не встретила, зато обнаружила 1-процентный напиток кефирный. На этикетке производитель честно указал, что в состав его продукта входит сухое молоко. Но вкус, как оказалось, от этого не пострадал.

Другая компания проявила чудеса смекалки. Надпись крупными буквами на упаковке «Больше, чем творог» заинтриговала. Совсем мелкими было написано «творожный продукт», и только с помощью лупы можно было разглядеть состав этого чуда молочной промышленности - молоко обезжиренное и молоко сухое.

«Производитель несколько раз менял упаковку, - признался один из продавцов. - До принятия молочного регламента на пачке было написано «Творог». После появления этого документа производитель решил быть честным и указал, что это «Творожный продукт». Но честность ему не помогла - покупатели перестали брать. Так появился «Больше, чем творог».

Кстати, попробовав его, никаких ощущений «больше» я не получила. Творожный продукт очень отдаленно напоминал знакомый с детства вкус. Однако цена стандартной 200-граммовой упаковки оказалась весьма приличной - 25 рублей.

И тут моя фантазия разыгралась не на шутку: на прилавках торговых точек стала искать этикетки с надписями «Круче, чем сметана», «Лучше, чем молоко» или «Вкуснее, чем кефир». Но ничего подобного не нашла и решила поинтересоваться у петербургских производителей, законны ли, на их взгляд, такие проявления смекалки? Или с покупателями все же лучше быть честным, даже в ущерб себе?

Уловки

«Предприятия, выпускающие молочные продукты, идут на такие уловки довольно часто», - рассказал директор по развитию ОАО «Кингисеппский молочный комбинат» Игорь Лавренов.

Самый простой пример - «Сметанка». «К настоящей сметане этот продукт вообще никакого отношения не имеет и, по сути, не должен стоять на полках холодильников в магазинах, потому что условия хранения этой «Сметанки» допускают нахождение ее в помещении с температурой +20 градусов. И тем не менее, в супермаркетах ее можно встретить на полках рядом с нормальной сметаной», - пояснил он.

Покупатели на такие уловки попадаются постоянно, и только попробовав, замечают разницу. Но это, можно сказать, сложности переходного периода. Все же многие люди уже начинают не только обращать внимание на название, но и вчитываются в состав продукции. Это хорошая тенденция.

Сезонный продукт

Несмотря на то, что документ подписан президентом, многие производители продолжают упорно выступать против. Они утверждают, что «выполнить требования молочного регламента в России практически невозможно».

Зимой молока не хватает, тогда как летом его слишком много. Поэтому раньше цельный продукт превращали в сухой, чтобы в холодное время года из него вновь сделать жидкий, снова назвать «молоком» и продать по той же цене. Регламент разрушил эту цепочку - из порошка может производиться только «молочный напиток», который должен стоить значительно дешевле.

«Молоко - сезонный продукт. Поэтому неслучайно в советское время на многих заводах строили специальные цеха для его сушки», - пояснил экс-вице-президент концерна «Детскосельский» Алексей Коцегубов. По его словам, сейчас «профицит молока очень большой». Сельхозпредприятия столкнулись с очень большой проблемой - они не могут продать всю свою продукцию. Крупные переработчики стараются как-то поддержать своих поставщиков, но это капля в море, отметил он.

Однако, по мнению Игоря Лавренова, все не так мрачно. «Как отразится введение нового молочного регламента на производителях, сказать пока сложно, - добавил он. - Все же сейчас финансовый кризис, поэтому в выигрыше останутся те предприятия, которые смогут спрогнозировать четко потребности населения».

«Если ситуация будет улучшаться, люди, без сомнения, предпочтут пить настоящее молоко. Но может случиться так, что покупательная способность упадет очень серьезно. Тогда народ просто вынужден будет приобретать молочный напиток вместо молока, которое, кстати, может очень серьезно упасть в цене», - отметил он.

По мнению других производителей, запрет на использование сухого молока приведет к резкому повышению цен на цельное молоко, особенно зимой. Тем самым оно станет недоступным.

Там, где нет молока

Еще один аргумент против соблюдения молочного регламента - в России есть регионы, где молочное животноводство не развито, и там можно производить молоко только из порошка. Петербург к этим городам, к счастью, не относится. Поэтому для того, чтобы выяснить, как с соблюдением молочного регламента обстоят дела в далекой Сибири, корреспондент «НВ» отправился в Омск и посетил крупнейший за Уралом молочный комбинат «Манрос-М» (одно из предприятий компании «Вимм-Билль-Данн»).

Руководитель предприятия Дмитрий Мирончиков рассказал, что здесь молоко производят по последнему слову техники. Сырье, поступающее с крупнейших ферм области, проходит тщательную термическую обработку. В частности, током. Весь технологический процесс автоматизирован. Отсюда цельное молоко и детское питание отправляется в другие города Сибири, где молочное производство развито не так.

«Омская область - благополучный регион с точки зрения развития животноводства, поэтому никаких проблем с поставками в соседние регионы и производством молока у нас нет, - отметил Мирончиков. - Фермерам выгодно с нами работать, потому что закупочная цена товара достаточно высока. 910 рублей за литр для обычного молока и 11–13 рублей - для того, что используется для производства детского питания».

Говоря о молочном регламенте, Дмитрий Мирончиков отметил: с точки зрения потребительских свойств продукта он не видит разницы между восстановленным и цельным молоком, то есть сухое молоко так же полезно, что и цельное.

Верить на слово

Однако, по уверениям диетологов, разница между молоком и молочным напитком все же есть, и весьма существенная. Из порошка напиток производится под воздействием высоких температур, и холестерин, который содержится в коровьем молоке, трансформируется в более опасную форму - оксистерол. Это вещество особенно опасно для сосудов и, по некоторым данным, даже способствует развитию рака. Поэтому здесь молочный регламент очень кстати. Но всегда ли можно доверять производителю, который уверяет покупателя, что в составе его продукта сухого молока нет?

«Сейчас контролирующие органы вынуждены верить переработчикам на слово, - объяснил председатель организации потребителей «Общественный контроль» Всеволод Вишневецкий. - Методики, по которой можно было бы определить наличие в продукте сухого молока, пока нет. Поэтому несоответствия выявить нельзя. Говорят, что эту методику разрабатывают, и она должна появиться летом. Так что давайте подождем...».

Иными словами, покупатели тоже должны верить производителю на слово. Распознать, качественная продукция или нет, никто из обычных граждан в торговой точке распознать не сможет. Выяснить это можно только дома, открыв упаковку.

Проверить можно, в первую очередь, по запаху. По словам Игоря Лавренова, «часто предприятия пастеризуют молоко при очень высоких температурах - около 95 градусов, причем обрабатывается оно всего несколько секунд. Это делается для того, чтобы увеличить срок хранения продукта. Но при этом убиваются почти все его полезные свойства». Так что если от содержимого в бутылке исходит резкий запах пастеризации, то лучше не пейте то, что купили.

Справка:

Молоко - продукт нормальной физиологической секреции молочных желез сельскохозяйственных животных, полученный от одного или нескольких животных в период лактации при одном и более доении, без каких-либо добавлений к этому продукту или извлечений каких-либо веществ из него.

Молочный продукт - пищевой продукт, который произведен из молока и (или) его составных частей без использования немолочных жира и белка и в составе которого могут содержаться функционально необходимые для переработки молока компоненты.

Молочный составной продукт - пищевой продукт, произведенный из молока и (или) молочных продуктов без добавления или с добавлением побочных продуктов переработки молока и немолочных компонентов, которые добавляются не в целях замены составных частей молока. При этом в этом готовом продукте составных частей молока должно быть более чем 50 процентов, в мороженом и сладких продуктах переработки молока - более чем 40 процентов;

Молокосодержащий продукт - пищевой продукт, произведенный из молока и (или) молочных продуктов, и (или) побочных продуктов переработки молока и немолочных компонентов, в том числе немолочных жиров и (или) белков, с массовой долей сухих веществ молока в сухих веществах готового продукта не менее чем 20 процентов;

Творог - кисломолочный продукт, произведенный с использованием заквасочных микроорганизмов - лактококков или смеси лактококков и термофильных молочнокислых стрептококков и методов кислотной или кислотно-сычужной коагуляции белков с последующим удалением сыворотки путем самопрессования, прессования, центрифугирования и (или) ультрафильтрации.

Зерненый творог - рассыпчатый молочный продукт, произведенный из творожного зерна с добавлением сливок и поваренной соли. Термическая обработка готового продукта и добавление стабилизаторов консистенции не допускаются.

Творожная масса - молочный продукт или молочный составной продукт, произведенный из творога с добавлением сливочного масла, сливок, сгущенного молока с сахаром, сахаров и (или) соли или без их добавления, с добавлением не в целях замены составных частей молока немолочных компонентов или без их добавления. Термическая обработка этих готовых продуктов и добавление стабилизаторов консистенции не допускаются.

Творожный продукт - молочный продукт, молочный составной продукт или молокосодержащий продукт, произведенные из творога и (или) продуктов переработки молока в соответствии с технологией производства творога с добавлением молочных продуктов или без их добавления, с добавлением немолочных компонентов, в том числе немолочных жиров и (или) белков или без их добавления, с последующей термической обработкой или без нее. Если в готовом молочном или молочном составном творожном продукте содержится не менее 75 процентов массовой доли составных частей молока и такие продукты подвергались термической обработке и созреванию в целях достижения специфических органолептических и физико-химических свойств, в отношении таких продуктов используется понятие «творожный сыр».

(Статья 4 федерального закона Российской Федерации от 12 июня 2008 г. № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию»)

Информация на этикетке должна соответствовать требованиям статьи 36 настоящего федерального закона. Наименование продукта переработки молока размещается на этикетке, размещаемой на передней стороне потребительской тары, с использованием шрифта, размер которого должен быть не менее чем 9,5 кегля, на потребительской таре объемом или массой менее чем 100 миллилитров (граммов) с использованием шрифта, размер которого составляет не менее чем 8,5 кегля.

При невозможности размещения всего объема необходимой информации на этикетке часть информации, за исключением наименования изготовителя, наименования продукта переработки молока, значения массы нетто или объема, состава, пищевой ценности, даты производства, срока годности или хранения, условий хранения такого продукта, наименования документа, в соответствии с которым произведен такой продукт, и знака соответствия, может быть размещена на листке-вкладыше. При этом на этикетке такого продукта должна быть размещена надпись: «Дополнительная информация - см. листок-вкладыш».

(Статья 36 федерального закона Российской Федерации от 12 июня 2008 г. № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию»)


Сюжет телеканала «100 ТВ»


Загрузка...
Размер шрифта:

Реклама

 
Главные темы
 
Новости партнеров
 
 

Видеосюжеты

 
 

 
↑ Наверх