5 мая 2024, воскресенье
$ 59,76
€ 65,98
Сейчас: +12
Завтра: пасмурно, без осадков +19

Кто захочет за 50 рублей трястись в «водном автобусе»?

Представители компаний-перевозчиков уверены: новый вид транспорта не привлечет большое количество горожан, а конкурс на обслуживание новых маршрутов вытеснит проверенные компании из города.

В Петербурге 16 февраля стартует конкурс по выбору компаний, которые уже в навигацию 2010 года начнут обслуживать четыре регулярных водных маршрута пассажирского транспорта. Представители компаний, которые сейчас занимаются водными перевозками в городе, уверены, что петербуржцы не проявят к новому виду общественного транспорта интереса.

40 рублей за билет на «водный» автобус

В мае этого года в Петербурге должны начать работу четыре маршрута водного пассажирского транспорта. Две линии уже зарекомендовали себя в прошлые годы: это паромная переправа между Кронштадтом и Ломоносовым («Пригородная линия») и маршрут от Финляндского вокзала до Кронштадта («Кронштадтская линия»). Еще две линии – новые: «Приморская» - от Финляндского вокзала до Парка 300-летия и «Центральная линия» от площади Александра Невского до выставочного комплекса «Ленэкспо». На протяжении «Центральной» и «Приморской» линий предусмотрены остановки, на которых пассажиры также смогут сесть в «водный автобус».

Регулировать тарифы на перевозки по воде будет город. Стоимость проезда по «Пригородной линии» составит 39 рублей (льготный билет – 19,5 рублей), по «Кронштадтской» - 96 рублей (66 руб.), по «Приморской» и «Центральной» - 50 рублей (35 руб.).

Для обслуживания линий предполагают привлечь частные компании. Выбраны перевозчики будут на основе открытого конкурса. Заявки фирмы смогут подать с 16 февраля по 18 марта, а итоги будут подведены до 8 апреля.

Чем меньше, тем лучше

Согласно требованиям конкурсной документации, у компании должна быть соответствующая лицензия и отсутствовать задолженность по любым видам налогов. Кроме того, компании необходимо располагать необходимым количеством плавучих транспортных средств (в среднем это 5-10 судов) или же иметь договор на их поставку с уже внесенным авансом. Причем для двух новых линий суда должны быть изготовлены не ранее 2009 года.

Основным критерием отбора станет тот объем субсидий, который компания попросит от города. Как пояснила заместитель председателя комитета по транспортно-транзитной политике Ирина Синева, в бюджете города определенное количество средств на субсидии уже заложено, но если компания потребует меньшую сумму - это станет конкурсным преимуществом.

С победителем конкурса город заключит контракт на 5 лет. В течение этого срока компания будет обязана перевозить пассажиров по регулируемому тарифу, соблюдая расписание. Город же будет выплачивать субсидии, которые будут индексироваться с учетом инфляции.

За порожние рейсы заплатят всем

В 2010 году в бюджете города уже предусмотрено 83 миллиона рублей на субсидии перевозчикам. В частности, 33 млн. рублей потребует субсидирование «Пригородной линии», 11,1 млн. рублей – «Кронштадтской», 13,5 млн. рублей – «Приморской» и 25,2 млн. рублей – «Центральной».

Как заявил председатель комитета по транспортно-транзитной политике Николай Асаул, размер субсидии не будет зависеть от количества перевезенных пассажиров, поэтому даже порожние рейсы будут оплачиваться. Впрочем, в большом пассажиропотоке должны быть, по словам Асаула, заинтересованы сами фирмы. Чем больше людей они перевезут, тем больше денег заработают, ведь все деньги за билеты пойдут в карман самих компаний. При этом в Смольном рассчитывают, что материальное содействие города и длительный срок действия договора должны стимулировать компании к приобретению новых комфортабельных судов.

Город обещает содействовать компаниям и в создании инфраструктуры, в частности, в оборудовании остановочных пунктов. Как сообщил генеральный директор госучреждения «Управление водного транспорта» Артур Гавлюк, сейчас с комитетом по градостроительству и архитектуре согласовывается проект остановочного павильона, который будет располагаться на специальных понтонах. 11 понтонов уже заказаны, планируется заказать еще 5 – это как раз то количество, которое необходимо для функционирования «Приморской» и «Центральной» линий. Впрочем, Гавлюк не исключил, что если выделенных на эти цели 22 млн. рублей хватит, то 10 понтонов будет заказано «про запас».

В Петербурге утверждена программа развития водного пассажирского транспорта, в которой предусмотрены еще 12 маршрутов. Не исключено, что при наличии спроса и интереса компаний, количество линий вырастет. В частности, интерес к совместным проектам водных перевозок, по словам Асаула, проявляет и Ленинградская область, которая хочет организовать, например, маршрут до крепости Орешек с остановками в некоторых городах региона.

У метро и автобуса появится «мокрый» конкурент

Спрос, как уверяют в комитете, есть. Так, в 2008 году речные трамвайчики перевезли в Петербурге 1,8 млн. пассажиров за время навигации, в 2009 году – 1,5 млн. Снижение потока в Смольном объясняют кризисом и уверены, что в 2010 году ситуация серьезно улучшится.

«Потенциал рек и каналов в Петербурге использован не в полной мере. Регулярные перевозки будут альтернативой наземному транспорту, хотя, конечно, в полной мере конкурировать с ним сразу не смогут, но в перспективе - вполне», - отметил Николай Асаул.

По словам председателя Регионального совета Российского союза туриндустрии Сергея Корнеева, при разработке программы развития регулярных водных перевозок в Петербурге было проведено масштабное маркетинговое исследование. Выяснилось, что потенциальная аудитория водных перевозок в Петербурге – это мужчины в возрасте 16-59 лет и женщины 16-54 лет – всего порядка 2,87 млн. человек.

«Напряженная транспортная ситуация в городе, которая будет ухудшаться и далее с ростом числа личных автомобилей, только повысит интерес к водным перевозкам», - считает Корнеев.

При этом, по его словам, в потенциальную аудиторию регулярных пассажирских маршрутов водного транспорта вольется и поток туристов – те 4,5 млн. человек, которые ежегодно посещают Петербург.

Как отметила старший консультант компании Grant Thornton, после анализа затрат, которые будут нести перевозчики, их возможных доходов и размера субсидий выяснилось, что доходность перевозок на маршрутах водного транспорта составит не менее 22%.

Необоснованный оптимизм

На данный момент в Петербурге водные экскурсионные маршруты обслуживают 18 судоходных компаний – членов Ассоциации владельцев пассажирских судов

Петербурга. Эти фирмы город рассчитывает в первую очередь привлечь к проекту.

Сами представители компаний называют все показатели проекта слишком оптимистичными. Как отметил в разговоре с корреспондентом «БалтИнфо» генеральный директор ООО «Драйвер» Дмитрий Зеленовский, насколько эффективны и реализуемы замыслы администрации Петербурга, покажет время, но сам проект нуждается в серьезном анализе и в корректировке расчетов.

«Лично я уже сейчас нашел в этой программе развития перевозок множество несоответствий. Так, экономические расчеты по расходу топлива и, соответственно, затратам на его приобретение занижены в 10 раз», - отметил Зеленовский.

В свою очередь генеральный директор компании «Астра Марин» Андрей Кузнецов не исключает, что его фирма может принять участие в объявленном конкурсе.

«Если бардак нельзя предотвратить, то его нужно возглавить», - отметил Кузнецов в разговоре с корреспондентом «БалтИнфо»

При этом, по словам Кузнецова, он серьезно сомневается в том, что на данных маршрутах удастся достичь того пассажиропотока, который указан в программе. Согласно расчетам, «Приморская линия» будет в год перевозить более 51 тыс. пассажиров, «Центральная» - более 52 тыс., «Кронштадтская» - 41 тыс. и «Пригородная» - 261 тыс.

«Водный транспорт, во-первых, в любом случае предполагает нерегулярность отправления, в отличие от того же метро. Следовательно, на работу никто на таком транспорте не поедет. Кроме того, до мест отправления судов добираться все равно тяжело. Пользоваться новыми маршрутами могут туристы. Но для них важен комфорт, и что они выберут – за 50 рублей трястись в «водном автобусе» или за 400 рублей ехать с комфортом на прогулочном катере?» - задается вопросом Кузнецов.

Также Кузнецов не видит никакой целесообразности в наличии промежуточных остановок «водного автобуса».

«Туристы, например, ездят от конечной до конечной остановки и не выходят на промежуточных пунктах. В данном случае есть большая вероятность, что на промежуточных остановочных пунктах просто никто не сойдет. Соответственно, не будет места для тех пассажиров, которые захотят сесть на судно на других остановках, хотя они его ждут и подстраиваются под его расписание», - пояснил Кузнецов.

Туристы смогут сэкономить

Генеральный директор еще одной компании-перевозчика, попросивший не называть его имени, подсказал корреспонденту «БалтИнфо» интересную идею, которой можно пользоваться в рамках нового проекта.

«Можно придти с девушкой, например, и выкупить все места в этом «водном автобусе» и целый час спокойно кататься. Это получится в любом случае дешевле, чем арендовать экскурсионный маршрут – у нас-то аренда стоит 5000 рублей в час. А делать так никто не запретит. Кому такая конкуренция нанесет вред?» - отметил собеседник «БалтИнфо».

При этом, по мнению эксперта, в целом проведение такого конкурса вызывает очень много вопросов.

«Мы в Ассоциации предложили: давайте мы, те, кто работает в городе уже 10-20 лет, создадим консорциумы, и будем обслуживать городские водные маршруты. Нам тактично намекнули, что так делать нельзя. Получается очень непонятная ситуация, будто программу формируют под какие-то конкретные компании, что кто-то за этим стоит», - считает представитель компании-перевозчика.

Также он подчеркнул, что в самой программе много непонятных технических моментов, как по оборудованию остановочных павильонов, так и по требованиям к эксплуатируемым судам.

«В Венеции плывет такое «корыто» на 200 человек. Люди там спокойно стоят, всегда есть место, чтобы войти на очередной остановке. А если катер будет рассчитан на 12 человек, то все места будут заполнены уже на конечной остановке. Какой тогда смысл в промежуточных точках?» - добавил собеседник агентства.

Добавим, вопросом создания общественного водного транспорта городские власти занимаются с 2001 года. Тогда эта задача была поручена Государственной инспекции по маломерным судам. Для начала предполагалось закупить в США или Финляндии 10 катеров. Однако проект так и не был реализован. Основная причина, якобы, состояла в том, что в Смольном не было органа, который отвечал бы за развитие всего комплекса маломерного флота.

Изначально планировалось освоить два самых перспективных маршрута: от ЦПКиО имени Кирова в центр Петербурга с шестью остановками и по реке Фонтанке с тринадцатью остановками по пути следования. Тогда же Ассоциация владельцев пассажирских судов выступила с предложением создать сеть водных такси свободных маршрутов по основным рекам и каналам в пределах исторического центра.

Ирина Лапеченкова


Сюжет телеканала «100 ТВ»


Загрузка...
Размер шрифта:

Реклама

 
Главные темы
 
Новости партнеров
 
 

Видеосюжеты

 
 

 
↑ Наверх