Итальянский художник привез лодку из мрамора
Итальянский скульптор привез в Петербург лодку из мрамора и катал пассажиров по Неве. Каменная лодка - далеко не самый экстравагантный проект художника.
Рубрика:
Культура
Комментарий
В один из последних дней августа на берегу Заячьего ос трова, напротив Кронверка Петропавловки, собралась толпа. Все молча глядели на другой берег. Там стоял кран. На тросиках к крану подвешена была лодка-моторка — гладкая, блестящая, необычного белого цвета.
— Поплывет или потонет? — раздавались в толпе осторожные реплики.
— Думаете, выдержит?
— А вдруг разломится пополам?
У всех наготове были фотоаппараты и даже камеры.
Причину напряженного ожидания можно было узнать на небольших черно-белых плакатиках, висевших вдоль берега. На них значилось: «Спуск на воду мраморной лодки «Ahgalla II» — здесь».
Фабио Виале и мраморная лодка. Фото Натальи Чайки
Из-за кронверка на стрежень
Можно было протирать глаза сколько угодно. От этого смысл написанного не менялся. То же самое могли подтвердить и девушки, тут и там ожидавшие гостей. Действительно, лодка под гордым именем «Ahgalla II» — из 5-тонного цельного куска белого мрамора. Это произведение искусства. Сделал ее в 2002 году итальянец, скульптор Фабио Виале. Между прочим, кусок, который сгодился на лодку, Фабио Виале нашел близ города Каррара, неподалеку от пещеры, где брал себе материал великий Микеланджело.
Мраморная лодка - спуск на воду. Фото Натальи Чайки
Фабио тоже большой мастер мраморных дел, — говорят, что может сделать из мрамора все, что угодно. Лодка — это только верхняя часть, так сказать, целого мраморного айсберга, самый знаменитый проект скульптора. Еще Виале сваял изваяний на целую выставку — их можно увидеть в известном петербуржцам Лофт-проекте «Этажи» на Лиговском проспекте. Спуск на воду лодки «Этажи» тоже горячо поддержали, устроили прямо-таки торжественную презентацию, только что без военного оркестра. Все-таки для Петербурга это честь — всего лишь пятый в мире спуск мраморной лодки на воду.
Сам Фабио, молодой высокий итальянец приятной и мужественной наружности, появлялся то тут, то там, улыбаясь всем. Был он в черной рубахе и в белых штанах.
Наконец он появился на том берегу и полез в лодку. Кран пришел в движение, осторожно спуская судно и скульптора в холодные воды Кронверкского пролива.
Все поле ахнуло. Защелкали фотоаппараты.
Лодка уже была на поверхности воды, удерживаемая только тросами.
— Так, наверное, и поплывет на тросиках, — засмеялся кто-то недоверчивый.
Но Фабио смело отцепил все четыре троса, и «Ahgalla II» закачалась на волнах. Заработал мотор на корме, и кусок мрамора поплыл вдоль зеленого бережка. Замечательная картинка.
Увидев, что все благополучно, на пристань заторопились особо приглашенные гости. В порядке заранее составленной очереди Фабио Виале принялся их катать. Гости сидели в лодке притихшие.
Мраморная лодка на воде. Фото Натальи Чайки
Неисчерпаемый и необъяснимый
Я побеседовал с Марией Ромашевой, гендиректором «Этажей», сразу после того как она вышла на берег.
— Как ваши ощущения?
— Ощущения потрясающие. Очень странно, совсем не похоже на плавание в обычной лодке… Не могу объяснить.
— Расскажите, как вы познакомились с Фабио?
— Это было совершенно случайно, в Турине. Мы приехали к нему в мастерскую, и он вышел к нам во всей своей спецодежде, в наушниках и респираторе, совершенно белый от мраморной пыли. Так что разглядеть его толком было нельзя, но он тут же произвел на меня неизгладимое впечатление. А когда мы увидели его работы — поняли, что с выставкой все решено.
— Какие у него до этого были проекты в Италии? Его там вообще — как, считают… чудаком?
— Чудаком? Да, между прочим, он был представлен на Венецианской биеннале в 2007 году! А это о чем-то да говорит.
— Простите, я не хотел сказать ничего обидного. Это довольно необычные работы даже для современного искусства, согласитесь. А что он представлял на биеннале?
— Да ту же лодку.
— А почему в ее имени стоит цифра «II»? Это действительно уже вторая лодка? С первой что-то случилось?
— Нет, ничего. Просто первая была поменьше, и на ней нельзя катать пассажиров.
— Делился Фабио с вами какими-то дальнейшими замыслами?
— Трудно говорить о замыслах, потому что фантазия у него совершенно неисчерпаемая и непредсказуемая. Лучше просто смотреть на то, что он делает.
— Насколько я понял, нам еще предстоят какие-то мероприятия с участием Фабио Виале. Что это будет?
— В октябре Фабио снова приедет в Петербург — с 15 кусками каррарского мрамора. Он проведет у нас серию мастер-классов для молодых профессионалов — скульпторов, художников, архитекторов. Среди студентов профильных вузов будет проведен конкурс на участие в мастер-классах.
Впрочем, их можно будет наблюдать всем желающим.
Кредере, кантаре
Потом лодку подняли из воды, погрузили в транспорт и отправили в «Этажи». Там уже был подготовлен выставочный зал. Я наконец смог подобраться к «Ahgalla II» поближе. Тонкие мраморные борта просвечивали насквозь. Лодка была похожа на дорогую итальянскую ванну.
Там были и другие работы. Например, воздушный шар (конечно, из мрамора). Чтобы он летал, Фабио Виале запустил его в стратосферу. На многокилометровом тросе шарик таскал за собой астронавт. На выставке демонстрируется даже настоящее видео этого момента — если это все, конечно, не пыль в глаза и не мистификация.
Так вот порассуждать можно про каждую работу Виале. Они стоят там, в зале-ангаре «Этажей» словно части футуристического агрегата в ремонтной мастерской. Фабио, похожий на водителя-гонщика этой машины будущего, стоит рядом и улыбается. Он вроде бы спокойный, но в глазах — чертовщинка, присущая итальянцам. Я только что был в Италии и поэтому знаю, о чем говорю.
Я подошел к нему:
— Вы по-английски говорите?
— Совсем чуть-чуть…
— Ну, давайте все-таки попробуем пообщаться?
— Ну вот, аллоре. Уже не понимаю!
— ОК. Бабене. А переводчик? Translator!
— Переводчик? А у него живот разболелся, он ушел.
— Ну ладно. Лодка у вас — хорошая. Great, понимаете?
— Да, понимаю. Spasibo!
Что говорить. Джоконда из пенопласта, которая на самом деле из мрамора, шины из того же материала — это все понятно. Это вполне та кухня, которой увлечено современное искусство — чтобы рыбное блюдо имело вкус кролика, а свинина казалась цветной капустой. Говорят, такая кулинария была популярна в Древнем Риме, уж не говоря про китайские рестораны.
Но мраморная лодка — это что-то другое. В голову приходят другие персонажи, — граф Калиостро со своей свитой из захаровской «Формулы любви». Там оживляли мраморный истукан — тут заставили мраморное корыто носиться над волнами. Или, может, захаровский же барон Мюнхгаузен мечтал бы о таком…
Пока переводчик не начал маяться животом, Фабио сказал публике: «Россия мне кажется очень теплой страной». Погода была довольно-таки прохладная, так что речь явно о каком-то внутреннем тепле, о сходстве и понимании меж итальянской душой и русской. Где же еще каменную лодку запускать, как не у нас.
И лодка вдруг (может быть, и неожиданно для ее создателя) превратилась в какой-то символ, во что-то очень важное — во всей своей нелепости. И не беда, что ее превращают в пятиминутный аттракцион, как и все остальные работы Виале, в общем-то. В конце концов, какая сегодня еще есть возможность выжить у современного искусства?
Выставка «Мрамор Фабио Виале» будет открыта в Лофт-проекте «Этажи» по 16 октября.
«Сказка» для сербских школьников
Новинки авторынка: как повезет
«Зенит» открыл сезон Суперкубком