19 мая 2024, воскресенье
$ 59,76
€ 65,98
Сейчас: +12
Завтра: пасмурно, без осадков +19

Вадим Густов: каждого мигранта запатентуем на благо Родине

Новые правила ждут трудовых мигрантов в России - теперь их обяжут покупать патент на работу и сдавать отпечатки пальцев. Одним из авторов поправок в закон стал бывший губернатор Ленобласти, а ныне член Совета Федерации Вадим Густов.

Автор:
12 мая 2010, 18:40

Сегодня Госдума приняла в третьем окончательном чтении закон, который должен усовершенствовать механизмы регулирования внешней трудовой миграции и защиту национального рынка труда от избыточного привлечения иностранной рабочей силы. Корреспонденту «БалтИнфо» один из идеологов поправок Вадим Густов сообщил - каждый иностранный рабочий должен быть «подсчитан на благо Родине».

Закон о мигрантах будет реформироваться и дальше, причем достаточно жестко. Разработчик поправок в закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ», представитель в Совете Федерации РФ от администрации Владимирской области Вадим Густов убежден, что это невторостепенный вопрос, «решать его нужно цивилизованно и как можно скорее».

- Вадим Анатольевич, для чего разрабатывались эти поправки? Как патенты и дактилоскопия помогут России бороться с нелегальной миграцией?

- Проблема в том, что нелегальную миграцию нам никогда не искоренить. Она не исчезнет. И дело тут даже не в степени усилий, прикладываемых Федеральной миграционной службой. Дело в том, что многие граждане стран СНГ, прибывающие на вокзалы и в аэропроты России, совсем не знают русского языка! Им приходится устраиваться на работу по чьей-то «наводке» и прятаться. Процесс адаптации, о котором столько твердят, у таких мигрантов проходит длительно и часто безрезультатно.

В основном, в Россию едут из Молдавии, Таджикистана и Киргизии. Едут сотнями и тысячами. По некоторым данным, из одного Таджикистана в Россию приехало более миллиона выходцев. Они «растекаются» по стройкам — большим и малым, по ресторанам и кафе, по жилкомсервисам и вокзалам. Чтобы не было СПИДа, преступности и прочего негатива, за каждым мигрантом должен быть установлен соответствующий контроль — и это сегодня как никогда очевидно.

- Так что же, получается — каждому бирку на лоб приклеить, всех посчитать?

- Зачем на лоб? Но вот на документацию — просто необходимо. Предприниматели давно должны понять — хочешь привезти из-за границы иностранную рабочую силу, изволь заплатить за каждую трудовую единицу. Или пусть «единица» заплатит сама за себя, выкупив патент у государства. И ничего «бесчеловечного» в этом нет, это нормальные рыночные отношения. За каждое трудовое место, предоставленное иностранному рабочему, государство должно получать определенную прибыль. Это одинаково затрагивает всех — строителей, садовников, официанток... Все должны быть с патентами и с дактилоскопией.

- Хорошо. А что делать, например, гарвардскому профессору, который приглашен на лекции в СПбГУ? Дактилоскопия и его касается? Или он подпадает под условия въезда для высококвалифицированных иностранных специалистов, которые получают от работодателя не менее 2 млн. рублей в год?

- Что вы говорите, какие гарвардские профессора! Сейчас нам не до гарвардов. Речь идет, прежде всего, о рабочих среднего звена, которые смогут приезжать не только из стран СНГ, но и из Европы, Азии. Там есть первоклассные специалисты — монтажники, техники, слесари. У них — жуткий дефицит рабочих мест, у нас — серьезная нехватка специалистов. Мы должны довести до ума закон «О пребывании иностранных граждан в РФ» и сделать так, чтобы к нам потянулся средний класс, а не только низшие слои из СНГ. Кстати, позже будет доработан и закон о возвращении соотечественников в Россию — сейчас он достаточно бестолково работает. А на каком-то этапе построения экономики становятся нужны не только и не столько чернорабочие, сколько средний класс. Его и надо привлекать. А потом появится возможность и профессоров приглашать. Но это позже.

- Можно сказать, что законодательство будет работать в сторону ужесточения условий пребывания мигрантов в России?

- Да, но только в какой-то степени. Повторюсь — мы должны попытаться по максимуму отслеживать потоки людей, вливающихся в социально-экономическую жизнь страны. Это связано и с национальной безопасностью, и с экономической целесообразностью, и, в конце концов, с построением нормального гражданского общества. Мы должны выводить бизнес из тени, а мигрантам предоставить хоть какие-то условия для жизни наравне с жесткими требованиями.

- Почему именно вы занялись разработкой принятого сегодня законопроекта? В вашей жизни был опыт работы с мигрантами?

- Дело не во мне лично, знаете ли. Но если говорить о личной истории, то я проработал 7 лет в Узбекистане, при Примакове занимался как раз вопросами миграции. Именно тогда я понял – это не второстепенный вопрос, решать его нужно цивилизованно и как можно скорее.



Напомним, сегодня Госдума России обязала трудовых мигрантов покупать патент и сдавать «пальчики»

Документ распространяется на иностранных граждан, которые не занимаются предпринимательством, работают у физических лиц. Речь идет, например, о нянях, сельхозработниках. Получить такую «домашнюю» работу, иностранный гражданин сможет, оформив патент. Патент выдается на срок от одного до трех месяцев и может продлеваться до одного года. Его стоимость – 1000 рублей в месяц. Кроме того, трудовой мигрант должен пройти обязательную государственную дактилоскопическую экспертизу.

В числе обязательных документов, позволяющих начать работу у физического лица, должна быть квитанция об уплате налога в виде фиксированного авансового платежа в размере одной тысячи рублей. Такую же сумму ему нужно будет платить ежемесячно в течение всего времени действия патента.

Закон также уточняет понятие «высококвалифицированный специалист». Это «иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если условия привлечения его к трудовой деятельности в РФ предполагают получение им заработной платы (вознаграждения) в размере двух и более миллионов рублей за период, не превышающий одного года».

Договор с таким специалистом может заключаться на срок, не превышающий три года, однако продлевать его можно неоднократно. Квота на въезд для работы в России высококвалифицированных специалистов не устанавливается. Работодатель самостоятельно должен будет оценить компетентность и уровень квалификации специалиста. Соответственно, он сам и будет нести возможные риски.

На высококвалифицированных специалистов не распространяется норма об обязательном фотографировании и дактилоскопической регистрации при въезде в РФ.

Досье «БалтИнфо»


Вадим Анатольевич Густов родился 26 декабря 1948 года в деревне Калинино Александровского района Владимирской области.

В 1971 году окончил Московский геологоразведочный институт им. Орджоникидзе по специальности «горный инженер» и на протяжении 6 лет занимал пост начальника участка по добыче урана Навоийского горно-металлургического комбината в Узбекистане.

В конце 70-х гг. начал работу в Ленинградской области, в 1990 году стал вторым секретарем Кингисеппского горкома КПСС (Ленинградская область). Через год стал председателем Кингисеппского городского Совета Народных депутатов.

В 1993 году стал членом Совета Федерации РФ, в сентябре 96-го - губернатором Ленинградской области.

С 28 февраля 2001 года работает представителем в Совете Федерации РФ от администрации Владимирской области. Женат, имеет двух сыновей.

Анна Юдина

Загрузка...
Размер шрифта:

Реклама

 
Главные темы
 
Новости партнеров
 
 

Видеосюжеты

 
 

 
↑ Наверх