18 мая 2024, суббота
$ 59,76
€ 65,98
Сейчас: +12
Завтра: пасмурно, без осадков +19

Орловский тоннель под Невой: первый или единственный?

В Петербурге запускается проект строительства Орловского тоннеля. Власти надеются, что вслед за ним появится целая сеть подземных переправ. Эксперты советуют соизмерять желания с финансовыми возможностями.

Автор:
18 февраля 2010, 19:51

В Петербурге в будущем может появиться программа строительства транспортных тоннелей, которые должны спасти от пробок Северную столицу, особенно ее исторический центр. Эксперты отмечают, что планы «уйти под землю» возникли еще в начале прошлого века, однако с тех пор реализована лишь очень малая их часть. Специалисты предрекают традиционные трудности с финансированием и поиском приемлемых для Петербурга технологий.

Пока в городе на Неве запускается лишь один проект – строительство Орловского тоннеля под главной городской рекой. Сегодня в Смольном были вскрыты конверты с заявками участников конкурса на право заключения концессионного соглашения по строительству переправы.

Отметим, что в ноябре 2007 года предквалификационный этап конкурса прошли ООО «Невская концессионная компания» (консорциум представлен группой Vinci), ООО «Невский тоннель» (Strabag AG, Suri Holdings Limited, Zueblin AG, Egis Project SA), ЗАО «Буигпроект оперейтинг» (группа Bouygues) и Neva Traverse GmbH (Hochtief Construction AG, Hochtief PPP Solutions, Royal Boskalis Westminster NV).
Однако подать заявку на основной конкурс решилось только ООО «Невская концессионная компания».

Формально конкурс признан несостоявшимся, однако в соответствии с законом «О концессионных соглашениях», город имеет право рассмотреть единственную заявку и, в случае, если она будет признана соответствующей требованиям, заключить с победителем соглашение. Ожидается, что решение конкурсной комиссии будет озвучено 30 марта.

По замыслу «Невской концессионной компании», планируется построить под Невой тоннель протяженностью 2002 метра. Точнее, сооружено будет два тоннеля – по три полосы для движения в каждом.

«Мы учли ошибки Лефортовского тоннеля в Москве, где для движения предусмотрена только одна полоса в каждую сторону, за что тоннель получил название «тоннель смерти», и поэтому у нас будут полноценные три полосы», – отметил глава комитета по инвестициям и стратегическим проектам администрации Петербурга Алексей Чичканов.

Тоннель, согласно планам инвестора, будет оборудован всеми необходимыми инженерными коммуникациями, в том числе системами дымоудаления и вентиляции, современной гидроизоляцией, а также механизмами для экстренной эвакуации.

Проезд по тоннелю будет платным, причем расплатиться можно будет как за наличные, так и по безналичному расчету.

До марта 2011 года предполагается разработать проект сооружения, до мая 2011 года – согласовать его в Главгосэкспертизе. Затем компания выйдет на площадку и начнет строительные работы, которые должны быть завершены до конца 2015 года.

Для строительства тоннеля планируется использовать механизированный проходческий комплекс, предположительно – Herrenknecht. Именно такое оборудование позволит создать тоннель диаметром более 15,5 метров и разместить в нем три полосы движения.

Впрочем, несмотря на то, что первый в городе тоннель под Невой еще не начал строиться, власти города уже думают о его «братьях».

«Петербург нуждается в отдельной программе строительства тоннелей для решения транспортных проблем», - заявила губернатор Валентина Матвиенко.

Первые наметки такой программы уже есть. Как сообщил Алексей Чичканов, если проект строительства Орловского тоннеля будет запущен и пойдет полным ходом, город рассчитывает в дальнейшем выкупить проходческий щит у инвестора в свою собственность.

«У нас есть планы по строительству еще одного тоннеля. Пока это на уровне идеи, место еще не обозначено, но он будет в центре», - сказал Чичканов.

По мнению депутата Законодательного Собрания Петербурга Игоря Риммера, подобная идея, безусловно, заслуживает одобрения. Как отметил депутат в беседе с корреспондентом «БалтИнфо», если проходческий щит будет в собственности города, то стоимость строительства любого последующего тоннеля будет как минимум на 30% ниже.

«Мосты в таком судоходном городе, как Петербург, - это весьма проблематично. В городе есть места, где могут быть построены переправы через Неву, но тоннели в любом случае окажутся эффективнее», - считает депутат.

По его словам, «город готов замахнуться» как минимум на три тоннеля, что позволит разгрузить улично-дорожную сеть города. Кроме того, тоннели, скорее всего, будут эксплуатироваться на платной основе, так что затраты, по мнению Риммера, быстро себя окупят.

Между тем, профессор Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета Сергей Семенцов с депутатом Риммером не совсем согласен. Как отметил Семенцов в разговоре с корреспондентом «БалтИнфо», тоннелей городу нужно не меньше нескольких десятков.

«Впервые переправу в том месте, где разместится Орловский тоннель, начали проектировать в 1908 году. Изначально это был мост, в дальнейшем – тоннель. Но самое главное, что градостроители понимали, что транспортная связь здесь нужна, и под нее оставляли незастроенные участки», - напомнил Семенцов.

Эксперт подчеркивает, что в нынешних условиях плотной застройки, особенно в центре города, «уход под землю» – единственная возможность решить транспортные проблемы, не нанеся при этом ущерба историческим панорамам.

«Если мы хотим сохранить памятники на земле, то все магистрали, в том числе дублеры самых важных проспектов, нужно прятать под землю. Ну а на периферии можно строить и многоуровневые развязки», – подчеркнул Семенцов.

Между тем, по его словам, плотность застройки и особые петербургские грунты ставят серьезный вопрос о технологиях, которые могут использоваться при подобном строительстве. По словам Семенцова, планировать можно десятки тоннелей – именно столько городу и нужно. Проблема в том, где найти нужные технологии и самое главное – сколько они будут стоить.

«С точки зрения желания, тоннелей должны быть десятки. Другой вопрос, сколько тоннелей реально сможет построить город. Желание-то может и есть – возможностей нет. Поэтому если будет построен хотя бы один, и он будет эффективно работать, это уже будет благо», - считает Семенцов.

Напомним, предполагается, что строительство Орловского тоннеля под Невой позволит увеличить время разводки мостов на 1 час в сутки, что повысит пропускную способность Волго-Балта в 1,3 раза.

Пропускная способность Орловского тоннеля - до 60 тысяч автомобилей в сутки. Предварительная стоимость строительства - 26,5 млрд. рублей.

Реализация проекта будет осуществляться на принципах государствено-частного партнерства в соответствии с законом РФ о концессионных соглашениях. 33% в строительство объекта вложит Инвестиционный фонд РФ, 33% - городской бюджет и 33% концессионер.

Напомним также, что в феврале 2009 года правительственная комиссия на федеральном уровне в связи с кризисом приняла решение о переносе начала финансирования проекта строительства Орловского тоннеля в Петербурге с 2009 на 2011 год.

Ирина Лапеченкова

Загрузка...
Размер шрифта:

Сюжет:

Строительство Орловского тоннеля (36)

Тоннель длиной около 1 километра соединит створ Пискаревского проспекта со Смольной набережной и обеспечит бесперебойную связь лево- и правобережных районов Петербурга.

Реклама

 
Главные темы
 
Новости партнеров
 
 

Видеосюжеты

 
 

 
↑ Наверх