Ядерный курьер: что на самом деле перевозил Arctic Sea?
Таинственная история с захватом, исчезновением и чудесным спасением судна может быть объяснена только одним – Arctic Sea стало инструментом в операции спецслужб по перевозке ядерного оружия, радиоактивных материалов или другого крайне опасного груза.
Рубрика:
Политика
Комментарий
Таинственная история с захватом, исчезновением и чудесным спасением судна Arctic Sea может быть объяснена только одним – судно стало инструментом в операции спецслужб по перевозке ядерного оружия, радиоактивных материалов или другого крайне опасного груза.
Версия о том, что Arctic Sea могло быть задействовано в контрабанде оружия, была впервые была высказана наблюдателями вскоре после «пиратского» рейда неизвестных лиц на судно в водах Балтики.
«Хотя ранее члены экипажа сообщали, что они стали жертвами пиратства в европейских водах, странный маршрут судна, которым оно пошло после нападения, натолкнул многих на мысли о том, что речь идет о каком-то темном коммерческом споре или сделке по продаже оружия или наркотиков» - пишет The Wall Street Journal.
Напомним, тогда появились сообщения, что люди в масках напали на судно в Балтийском море 24 июля. Как сообщила шведская полиция, члены экипажа сказали, что нападавшие их избили, допросили на предмет наркотиков и 12 часов спустя покинули борт.
«Но вслед за этим судно, изначально направлявшееся в Алжир, прошло через Ла-Манш, а затем как будто исчезло. По всей видимости, кто-то из находившихся на судне отключил бортовую систему слежения, которая могла бы сообщить о местонахождении судна. Сухогруз так и не прибыл в Алжир, куда он должен был прийти 4 августа», - напоминает The Wall Street Journal.
По версии украинского интернет-издания «Обозреватель», на судне перевозились ракеты, предназначенные для Ирана.
«Судно Arctic Sea прошло ремонт в Калининграде. Там на него, как предполагается, были загружены ящики с контрабандой. В ящиках могли находиться четыре стратегические крылатые ракеты Х-55 (без головных частей) и устройства, позволяющие закрепить их и обеспечивать воздушный запуск с боевых самолетов советского производства типа Су-24 при условии их переоборудования в качестве носителей одной крылатой ракеты», - пишет «Обозреватель».
Украинские журналисты предполагают, что Arctic Sea, зайдя после ремонта в Финляндию, загрузил на борт груз леса в качестве прикрытия, чтобы проследовать в Алжир, где ящики с военной контрабандой должны были быть переданы представителям Корпуса стражей исламской революции, которые по своим каналам доставят их в Иран.
«Ранее из России в Иран аналогичным способом уже были доставлены головные части для Х-55, приспособленные для размещения в них биохимического оружия советского производства. Само биохимическое оружие в специальных контейнерах также было доставлено в Иран из России воздушным путем», - утверждается в публикации «Обозревателя».
По мнению журналиста «Новой газеты» Юлии Латыниной, исчезновение судна на самом деле могло быть операцией иностранных спецслужб по изъятию загруженного на Arctic Sea ядерного груза.
«Это что-то было довольно больших размеров, таких, что его нельзя было сгрузить и увезти на шлюпке, и пришлось захватывать само судно, а потом пять дней идти на нем, а потом, когда случилась утечка, уничтожить средства связи и продолжить рейс – с последующим демонтажем нашего «чего-то» в укромном месте или порту», - пишет Латынина на страницах «Ежедневного журнала».
По ее мнению, «это не одноразовая поставка». «Во всеведение ЦРУ или МОССАД, которые в курсе, что такого-то числа такая-то посудина повезет такую-то пимпочку, я не верю. Скорее всего, это была проверенная, многократно использованная дорога, по которой ездили давно и надежно: и вот их и накрыли».
При этом операцию по официальному изъятию тайного груза у Arctic Sea западные спецслужбы проводить не стали, опасаясь последствий со стороны Москвы на фоне «перезагрузки» российско-американских отношений, предполагает Латынина.
Сопредседатель общественной организации «ЭКОперестройка» Рашид Алимов также допускает, что судно могло перевозить ядерный груз.
«Сведения об Arctic Sea очень туманны, и сейчас можно только гадать, что произошло с этим судном. Но я бы не стал исключать никакую версию, в том числе и о перевозке ядерных материалов», - сказал Алимов в интервью «БалтИнфо».
Эколог подчеркнул, что ему не известны случаи явной контрабанды радиоактивных веществ, но перемещения ядерных материалов всегда стараются держать в тайне. «В 1980-х годах был случай, когда в Ла-Манше затонуло судно, следовавшее в Ригу. Выяснилось, что оно везло в СССР гексафторид урана, а общественность стран, мимо которых пролегал путь корабля, об этом не знала. Несколько лет назад в Россию пришел китайский корабль, на борту которого обнаружился радиоактивный груз. Тогда это судно отправили обратно», - рассказал собеседник агентства.
Он подчеркнул, что груз ядерных материалов не обязательно должен быть большим. «Для производства ядерной бомбы достаточно и 5 кг урана», – пояснил Алимов.
Эксперт по вопросам ядерной безопасности Алла Ярошинская, в свою очередь, считает, что получателем тайного груза могла быть Сирия. «В мире действительно есть «серый» рынок ядерных материалов», - отметила она в беседе с корреспондентом «БалтИнфо».
«Это могли быть и сами ядерные материалы, и оборудование для их обогащения, например, центрифуги», - подчеркнула Ярошинская, добавив, что для производства ядерной бомбы достаточно всего 8 кг плутония.
По мнению главного редактора издания «Морской бюллетень - Совфрахт» Михаила Войтенко, за всей этой историей явно просматриваются «государственные интересы».
«Вероятно, эта история связана с межгосударственными отношениями. Госструктуры выясняли что-то между собой, а моряки оказались просто крайними. К сожалению то, что там произошло, мы никогда не узнаем. Нам об этом не расскажут ни официальные источники, ни моряки», - отметил Войтенко в разговоре с корреспондентом «БалтИнфо».
Напомним, что исчезнувший в Атлантике в конце июля сухогруз Arctic Sea под мальтийским флагом и с российским экипажем на борту найден и взят под контроль силами российского ВМФ. По данным Министерства обороны РФ, судно было обнаружено около 01.00 МСК 17 августа в 300 милях от островов Зеленого Мыса к западу от Африки.
Освободить захваченный экипаж удалось без единого выстрела. Сейчас, по информации Минобороны, спасенные моряки находятся на сторожевом корабле «Ладный» и направляются в сторону островного государства Кабо-Верде. Там россияне должны сесть на самолет, который доставит их домой.
Похитителями сухогруза, по версии российской стороны, оказались граждане России, Латвии и Эстонии – всего восемь человек. Согласно официальной информации, злоумышленники еще 24 июля обманом пробрались на судно. Подплыв к Arctic Sea на лодке, они сообщили экипажу, что у них возникли проблемы. Оказавшись на борту, захватчики, угрожая оружием, заставили экипаж выполнять их требования. Далее судно двигалось по указанному захватчиками маршруту в сторону Африки, отключив навигационное оборудование.
Однако до сих пор не ясно, какие цели преследовали похитители судна.
Напомним, что сухогруз Arctic Sea следовал из Финляндии в Алжир, куда должен был прибыть 4 августа. По официальной информации, на борту сухогруза находилась древесина.
«Сказка» для сербских школьников
Новинки авторынка: как повезет
«Зенит» открыл сезон Суперкубком