23 апреля 2024, вторник
$ 59,76
€ 65,98
Сейчас: +12
Завтра: пасмурно, без осадков +19

Высокий транспортный налог погубит дальнобойщиков?

Владельцы компаний-грузоперевозчиков уверены: потери от повышения налога будут гораздо серьезнее, чем возможные доходы.

В 2010 году базовая ставка транспортного налога в России может вырасти в два раза – соответствующий законопроект поступил в Государственную Думу. Владельцы компаний, занимающихся грузоперевозками, уверены: такое решение погубит их бизнес.

На рассмотрении нижней палаты парламента находится законопроект, в соответствии с которым в 2010 году базовая ставка транспортного налога вырастет в два раза. Кроме того, у регионов появятся полномочия варьировать ставку в зависимости от возраста и экологического класса автомобиля.

Сроки принятия документа пока не определены, однако власти Петербурга уже начали готовиться к тому, чтобы произвести увеличение налога и на региональном уровне. Если закон будет принят в ближайшее время, то до 1 декабря должно выйти постановление городского правительства, в котором будут прописаны новые ставки налога для Северной столицы.

Губернатор Валентина Матвиенко уже после первых волнений автомобилистов заверила, что подход к решению данного вопроса в нашем городе будет предельно взвешенным, однако компании-перевозчики выступают против любого – даже минимального – увеличения налога и ратуют за его снижение.

«В 2010 году за счет новой системы сбора акцизов город не получит примерно 4,4 млрд. рублей доходов, соответственно, нужно будет это компенсировать за счет других источников. И повышение транспортного налога – один из них», - отмечает глава комитета финансов администрации Петербурга Эдуард Батанов.

По его словам, ставки транспортного налога в городе по ряду позиций не изменялись с 2006 года, а иногда и с 2002 года, поэтому необходимость такого решения назрела давно. Однако возможности дальнейшего повышения без нового закона не было – по всем категориям автомобилей Петербург достиг «потолка» налога: согласно Налоговому кодексу, регионы могут увеличивать базовую ставку не более, чем в пять раз.

Эдуард Батанов подчеркивает, что основная нагрузка при повышении транспортного налога ляжет на владельцев частных автомобилей и не очень сильно повлияет на крупные компании, которые занимаются перевозкой пассажиров или грузов. Впрочем, не стоит ждать серьезных трат и владельцем малолитражек.

В частности, как сообщил глава комитета финансов, предполагается увеличить ставку налога на автобусы мощностью до 200 л.с. в среднем на 7%, а для автобусов мощностью более 200 л.с. – на 10%. Ставки налога на грузовой транспорт, по словам Батанова, в среднем вырастут на 20%. Для легковых автомобилей мощностью до 100 л.с. ставка налога вырастет на 2 рубля – с 22 до 24 рублей с «лошадки», на автомобили мощностью от 100 до 250 л.с. - в среднем на 50%: для автомобилей мощностью от 100 до 150 л.с. ставка может вырасти с 35 до 42 рублей, от 150 до 200 л.с.- с 50 до 75 рублей, от 200 до 250 лошадиных сил - с 75 до 110 рублей. Самое серьезное повышение планируется по автомобилям мощностью более 250 л.с.: ставка налога повысится в два раза – до 300 рублей, тогда как сейчас она составляет 150 рублей/л.с. Окончательные границы ставок, как подчеркнул Батанов, еще обсуждаются, однако они «достаточно взвешенные».

«Автомобили до 100 л.с. – это всегда вопрос экологии, социальный вопрос, и мы не считаем в данном случае возможным серьезно повышать ставку. А мощные автомобили чаще всего приобретаются как средство роскоши, за которое можно и заплатить», - сказал Батанов.

Глава комитета финансов уверен: повышение транспортного налога крупные компании-перевозчики даже не заметят. В пример он привел ГУП «Пассажиравтотранс», годовой оборот которого составляет более 4 млрд. рублей, а сумма уплачиваемого транспортного налога – около 27 млн. рублей.

Владельцы компаний-перевозчиков, напротив, считают, что не все так радужно, и подчеркивают, что от повышения транспортного налога бюджет города больше потеряет, чем выиграет.

В частности, по словам генерального директора ОАО «Совавто-Санкт-Петербург» Вячеслава Лазаряна, и без повышения транспортного налога владельцы грузовиков обеспечат пополнение бюджета, поскольку предполагается ввести разные ставки налога для автомобилей разного возраста.

«Сейчас, в кризис, мы не приобретаем новые машины – последний раз мы это делали года три назад. Соответственно, для 3-5 летних автомобилей ставка налога будет уже 35 рублей, а для еще более старых – 65 рублей. И я уверен, что в ближайшие минимум три года мы покупать новые машины не будем», - отметил Лазарян.

По его данным, у компаний-перевозчиков России на данный момент находится на балансе более 32 тыс. машин, в том числе на Северо-Западе и в основном в Петербурге – порядка 8,5 тыс. машин, которые и так обеспечивают пополнение бюджета. Если же транспортный налог будет повышен, Лазарян уверен, что значительная часть автомобилей будет просто снята с учета и поставлена на стоянку.

Не лучшим временем для повышения налога считает нынешний кризис и генеральный директор ЗАО «Трансек» Сергей Ковальчук. Во-первых, по его словам, многие легковые автомобили приобретены в кредит, и сейчас люди думают лишь о том, как его выплатить, а повышение налога вызовет огромную социальную напряженность. Во-вторых, говоря о транспортных компаниях, Ковальчук подчеркнул, что даже незначительное увеличение транспортного налога приведет к тому, что петербургские перевозчики не смогут конкурировать с российскими регионами с более низким налогом и зарубежными, в том числе финскими, украинскими и белорусскими компаниями.

По подсчетам исполняющего обязанности руководителя филиала Ассоциации международных автомобильных перевозчиков по Северо-Западу Константина Шаршакова, налоговые поступления от одного грузового автомобиля в год в Петербурге оцениваются в 280 тыс. рублей, включая налоги, которые платят водители.

«Если же транспортный налог будет повышен, то могут обанкротится целые предприятия, этих поступлений не будет, соответственно, убытки будут гораздо больше выгоды от повышения налога», - отмечает Шаршаков.

Свои вычисления привел и генеральный директор компании-перевозчика GSK UMIAT Алексей Патрухин. Он отметил, что за последний год расходы компании в расчете на километр перевозки практически сравнялись с выручкой: сейчас расходы составляют 22,7 рубля/км, а выручка – около 24 рублей.

«Малейшее повышение наших расходов, к которому приведет рост транспортного налога, будет означать, что мы не сможем развивать инфраструктуру, содержать стоянки, развивать социальные программы для персонала. Последнее приведет к тому, что люди начнут увольняться, придется нанимать менее квалифицированных сотрудников, возрастут затраты на аварийность и так далее», - перечислил возможные последствия Патрухин.

При этом он уверен, что альтернатива повышению транспортного налога есть: налог нужно взимать с израсходованного каждым автомобилем топлива. Патрухин подчеркивает, что для успешного сбора этого налога он должен быть изначально включен в цену бензина. То, что стоимость топлива вырастет, автомобилистов не смущает, поскольку тогда им не придется единовременно, как это происходит сейчас, искать значительную сумму средств для уплаты транспортного налога.

Добавим, в 2008 году доля транспортного налога в общей структуре доходов бюджета города составила 1,6% - около 3,9 млрд. рублей, при этом собираемость налога находится на уровне 70%.

Автомобилисты уже не раз высказывали свой протест против повышения транспортного налога. 24 октября общественное движение «Товарищество инициативных граждан России» (ТИГР) и автомобилисты из различных сообществ провели первую акцию в 30 городах страны. Следующая акция, которая запланирована в форме автопробега, состоится 7 ноября.

Загрузка...
Размер шрифта:

Реклама

 
Главные темы
 
Новости партнеров
 
 

Видеосюжеты

 
 

 
↑ Наверх