19 апреля 2024, пятница
$ 59,76
€ 65,98
Сейчас: +12
Завтра: пасмурно, без осадков +19

Смольный взял уроки истории на особый контроль

Валентину Матвиенко возмутил уровень знаний петербургских школьников о Великой Отечественной войне. Между тем, учителя заявили, что на уроки истории отведено слишком мало времени.

Губернатор Петербурга Валентина Матвиенко заявила, что в петербургских школах плохо преподают историю. Опрос школьников, проведенный Балтийской медиа-группой, показал, что имена таких героев, как Александр Матросов, Михаил Егоров и Мелитон Кантария школьникам незнакомы. В свою очередь учителя отмечают, что за 5 часов, отведенных на тему Великой Отечественной войны, они успевают рассказать только о самых основных фактах.

Опрос, проведенный Балтийской медиа-группой, показал, что исторические знания петербургских школьников далеки от совершенства. Большинство не смогли ответить на вопросы, касающиеся важных событий Великой Отечественной войны. Например, оказалось, что многие не знают, кто такие Михаил Егоров и Мелитон Кантария.

Результаты опроса были представлены в рамках «Балтийского губернаторского клуба», в котором принимала участие губернатор Петербурга Валентина Матвиенко. Главу города возмутили ответы школьников, и она заявила, что в петербургских школах плохо преподают историю Великой Отечественной войны.

Этот вопрос губернатор подняла на заседании правительства Санкт-Петербурга.

«Меня шокировало, когда брали интервью у ряда школьников выпускных классов. Никто не смог ответить, кто такие Егоров и Кантария. Героев войны не могли назвать!» - отметила градоначальница.

Зато один из школьников в качестве героя Второй мировой войны назвал «американского летчика», подчеркнула Матвиенко (на самом деле, подросток назвал Эриха Хартманна, лучшего аса Люфтваффе).

По мнению губернатора, это заставляет задуматься о том, как в школах преподается история. Она поручила председателю Комитета городской администрации по образованию Ольге Ивановой взять этот вопрос на особый контроль.

По словам учителя истории одной из петербургских школ Владимира Земляницына, на сегодняшний день у преподавателей просто нет времени рассказывать ученикам подробно о героях войны. В 11-м классе на тему Великой Отечественной войны предусмотрено всего 5 часов. Если класс с гуманитарным уклоном, то эти исторические события школьники изучают 12 часов. Между тем, в рамках старой программы на эту тему отводилось 20 часов. Кроме того, современные учебники по истории не выдерживают никакой критики, считает преподаватель.

«В такие сжатые сроки, конечно, на детали времени не остается. Например, в одном из учебников все сражения Великой Отечественной войны описаны в одном параграфе. А такие имена как Матросов, Егоров и Кантария просто не упоминаются», - заметил он.

Со своим коллегой согласна преподаватель одной из псковских школ Татьяна Бородина. Как отметила она в разговоре с корреспондентом «БалтИнфо», за 5-6 часов учитель должен рассказать школьникам о периодах войны, основных сражениях, состоянии экономики, науки, а также о партизанском движении и роли союзных государств.

«Учитывая, что мы рассматриваем Великую Отечественную войну в контексте Второй мировой войны, то, конечно, часов очень мало», - отметила она.

При таких условиях, по мнению Земляницына, многое зависит от профессионализма учителя.

«Если преподаватель с большим опытом, то он знает, на чем сделать акцент, на что в первую очередь обратить внимание учеников. Непрофессиональный учитель, как правило, ориентируется только на учебник. В таком случае многие моменты выпадают», - подчеркнул он.

Впрочем, Земляницын уверен, что на сегодняшний день проблема не только в малом количестве часов.

«Для общества в целом наше историческое прошлое сегодня недостаточно значимо. У молодежи другие ориентиры. Для них сегодня не то, что история, но и в целом обучение стоит далеко не на первом месте. Молодое поколение смотрит, насколько сегодня образование связано с успешностью. И когда они видят, что люди науки не добиваются материального благополучия, то делают соответствующие выводы. Таким школьникам хоть 10 раз рассказывай о героях, они вряд ли их запомнят», - считает Земляницын.

По его словам, сегодня в школах единицы просят дополнительный материал о Великой Отечественной войне, читают какую-то литературу.

«Таких школьников немного, и большинство из них это делают только потому, что им предстоит готовиться к экзамену. Сегодня при всей критики ЕГЭ, этот экзамен остался единственным рычагом, помогающим ориентировать ребенка на знания», - добавил он.

Между тем, Бородина отметила, что школьникам интересны именно живые истории.

«Сегодня при системе ЕГЭ мы, в основном, ориентируемся на даты, имена, факты. А школьники лучше воспринимают материал, когда им рассказываешь о героях. Если так все и будет продолжаться, то дети буду знать какие-то основные факты, но многие детали будут забыты», - считает она.

По мнению преподавателя, увеличение часов на уроки истории необходимо, но сегодня при всей загруженности школьников это сделать невозможно. Единственный выход – это факультативные занятия.

«Во многих школах дополнительные занятия есть, но они, как правило, приурочены к каким-либо датам. Хотелось бы, чтобы факультативные уроки были регулярными, тогда и школьники получали бы больше информации», - подчеркнула она.

В свою очередь Земляницын убежден, что одним увеличением часов проблему не решить.

«Молодежь необходимо вовлекать в различные акции, праздничные мероприятия, посвященные историческим датам. Но они не должны быть формальными, школьникам в первую очередь должно быть интересно», - добавил преподаватель.

Между тем, как отметил в разговоре с корреспондентом «БалтИнфо» заместитель декана исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета Евгений Метелкин, в этом году первокурсники при сдаче сессии показали неплохие результаты.

«К нам пришли абитуриенты с результатами ЕГЭ, поэтому об их уровне знаний догадывались только те, кто проводил этот экзамен. Нам предстояло определить, что знают наши студенты, уже в процессе учебы»,- отметил он.

По словам профессора, фактическим материалом студенты в основном владели хорошо, но грамотно излагать свои мысли получалось не у всех.

«Когда преподаватель начала задавать вопросы, выяснилось, что студент впервые в жизни сдает устный экзамен», - сообщил Метелкин.

Он также добавил, что исторический факультет в прошлом году, кроме ЕГЭ, также проводил свой экзамен.

«Этот экзамен во многом нас спас. Однако в этом году мы будем принимать только по ЕГЭ. Кого мы таким образом наберем, остается только догадываться», - добавил он.

Напомним, 25 февраля темой обсуждения «Балтийского губернаторского клуба» с участием губернатора Валентина Матвиенко стало патриотическое воспитание молодежи и подготовка к празднованию 65-летия Победы. В рамках встречи глава города заявила, что в петербургских школах недостаточно хорошо преподают историю Великой Отечественной войны. Посмотрев видеозапись опроса петербургских школьников, которые не смогли ответить на вопрос, кто такие Егоров и Кантария, губернатор отметила, что ее очень расстроил такой уровень образованности детей.

«Я вспоминаю свои уроки истории. Наверное, они были очень глянцевые, идеологические. Но они дополнялись рассказами родителей о войне», - сказала Матвиенко.

По ее мнению, сейчас школьникам недостаточно подробно преподают историю Великой Отечественной войны, слишком мало и самих уроков истории.

Губернатор также подчеркнула, что она категорически против пересмотра истории Великой Отечественной войны.

Ольга Першина

Загрузка...
Размер шрифта:

Реклама

 
Главные темы
 
Новости партнеров
 
 

Видеосюжеты

 
 

 
↑ Наверх