28 марта 2024, четверг
$ 59,76
€ 65,98
Сейчас: +12
Завтра: пасмурно, без осадков +19

Подземная стройка: Копать под Петербург нельзя, но нужно

В Северной столице воссоздана экспертная комиссия по подземному строительству. Ее задача — не допустить «летальных» градостроительных ошибок.

Ни одно подземное строительство в центре Северной столицы не обходится без неприятностей. Чаще всего страдают исторические здания рядом со стройкой, которые проседают, трескаются вплоть до обрушения. Эксперты вновь созданной в Петербурге комиссии по основаниям и фундаментам отмечают, что осваивать подземное пространство необходимо, однако застройщики должны здраво оценивать свои силы и возможные риски.

В Санкт-Петербурге воссоздана экспертно-консультационная комиссия по основаниям, фундаментам и подземным сооружениям. Председателем комиссии стал вице-губернатор Северной столицы Роман Филимонов, одним из его заместителей — главный архитектор города Юрий Митюрев. В составе комиссии 35 человек, в том числе научные деятели, практики из строительной отрасли, ведущие специалисты профильных комитетов правительства города.

В качестве первоочередных задач комиссии один из экспертов, генеральный директор ЗАО «Геострой» Анатолий Осокин назвал разработку нормативных документов, которые бы учитывали современную технологию подземного строительства. Кроме того, по его словам, комиссия должна обосновывать принятие решений по строительству.

В Петербурге возродили комиссию по основаниям, фундаментам и подземным сооружениям

В Петербурге обсуждается строительство 25 подземных объектов в историческом центре

«Мы должны помочь инвесторам не закапывать деньги в землю, не принимать решений, которые будут стоить сотни миллионов», - подчеркнул он.

Сотни миллионов — отнюдь не преувеличение, если учитывать особую сложность петербургских грунтов. Заместитель председателя городского комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Николай Сорокин назвал несколько причин, осложняющих жизнь строителям.

По его словам, 3,7% территории города представляют собой погребенную гидросеть, как, например, бывший Лиговский канал под Лиговским проспектом. Сюда же относятся и засыпанные болота, и намывные территории. Кроме того, под Петербургом существуют скопления взрывоопасного метана, который образуется при гниении торфа, а в сланцах Красносельского и Пушкинского района накапливается радиоактивный газ радон.

Есть еще карстовые образования — результат разрушения горных пород, иногда до глубины 70 метров, и палеодолины — места, где когда-то находились долины рек.

«Самый известный пример палеодолины — метро на участке «Площадь Мужества»», - пояснил Сорокин.

Петербургские парки защитят застройщики

На Петроградской стороне построят деловой центр площадью 2,5 га

Последними чиновник упомянул подпорные горизонты, в которых залегают грунтовые воды. Если пробить такой водный слой, территория будет затоплена. Все это приводит к ошибочным решениям, которые дорого обходятся не только инвесторам, но и городу. Страдают, в первую очередь, старинные дома, окружающие участок застройки.

«60% фундаментов в центре города перегружены изначально — с момента постройки в XVIII-XIX веках. Они уже получили неравномерные осадки и трещины», - сообщил заведующий кафедрой геотехники Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета Рашид Мангушев.

В итоге, например, несмотря на принятые меры безопасности, здания в Минском переулке рядом со строящейся второй сценой Мариинского театра получили деформации более чем на 7 см.

«Были предприняты очень недешевые усилия, чтобы поддержать здания. За последние три месяца осадки не было», - рассказал Мангушев.

В сквере возле Александро-Невской Лавры построят деловой центр

В Петербурге за восемь лет снесут более 1000 жилых домов

В свою очередь, генеральный директор ЗАО «НПО Геореконструкция — Фундаментпроект» Алексей Шашкин упомянул строительство торгового центра «Стокманн» на углу Невского проспекта и улицы «Восстания», которое привело к осадке соседних зданий.

«Осадка дома 112 по Невскому проспекту составила 95 мм. Допустимая осадка для этого здания — 2-3 см», - заявил он.

При этом, по его словам, если бы подрядчик не смог построить здание «Стокманна» так быстро или допустил бы какую-то ошибку в ходе строительства, дело могло дойти до «летальных исходов» у соседей.

Попытка подземного строительства по необкатанной технологии на Лиговском проспекте в 1998 году привела к образованию «ямы» у Московского вокзала и разрушению домов. Новый застройщик в 2006 году, как отметил Шашкин, пошел по пути «опасной оптимизации расходов», в результате чего опасную осадку на 15 см получил еще один дом.

Ни один подземный проект в центре Петербурга не обходится без подобных проблем. «Абсолютно безопасного способа строительства не существует. В любом случае здание получает дополнительную осадку», - подчеркнул Мангушев.

Град обреченный?

Треснувший дом на Невском требует дополнительной экспертизы – Ростехнадзор

Получается, строить в центре нельзя. Но и не строить тоже не получается. «Проще всего, конечно, запретить. Вопрос только, насколько? Невозможно остановить жизнь в городе», - заявил Осокин.

Он считает, что для предотвращения градостроительных ошибок нужно тщательно обосновывать риски, а также наладить систему страхования. Как только страховые компании начнут делать реальные выплаты по обязательством, уверен эксперт, отношение к безопасности строительства станет совсем другим.

По мнению Мангушева, для грамотного строительства также нужно создать геолого-экономическую карту возможного освоения подземного пространства. А заведующий кафедрой «Основания и фундаменты» Санкт-Петербургского государственного университета путей сообщения Владимир Улицкий предложил сформировать план освоения, разделить его на этапы и распределять по лотам, как Западный скоростной диаметр.

Тем временем, в Петербурге готовится еще несколько потенциально опасных проектов подземного строительства. Так, застройщик все еще арендует участок для многофункционального комплекса под Площадью Восстания. На официальном сайте компании Aditum указан ориентировочный срок строительства — 2011-2014 годы. Под площадью Белинского рядом с цирком планируется построить большой подземный паркинг.

Петербуржцы смогут ознакомиться с разрешениями на строительство на сайте Госстройнадзора

Работа над градостроительными ошибками: «Стокманну» следует укоротиться (ФОТО)

«Это очень крупные проекты, которые могут закончиться печально», - отметил в разговоре с корреспондентом «БалтИнфо» директор Центра экспертиз ЭКОМ Александр Карпов.

Эксперта также беспокоят менее заметные, но также рискованные проекты зданий с подземными парковками.

«Кроме больших проектов, опасность представляют сравнительно небольшие работы на Петроградке, в Центральном, Адмиралтейском районах, на Васильевском острове — там, где в лакунах пытаются построить современные здания с подземными гаражами», - пояснил он.

Особое внимание Карпов также уделил проектам каблирования — переноса воздушных линий электропередач под землю. Одна из таких линий вдоль проспекта Блюхера проходит в зоне, где подземные воды выходят к самой поверхности.

Напомним, первая грунтовая комиссия Петербурга была создана в 1893 году. В дальнейшем в городе всегда существовали подобные организации. Предыдущая комиссия по основаниям, фундаментам и подземным сооружениям, возглавляемая Владимиром Улицким, просуществовала с 1994 по 2005 год.

Мария Попова

Загрузка...
Размер шрифта:

Реклама

 
Главные темы
 
Новости партнеров
 
 

Видеосюжеты

 
 

 
↑ Наверх