29 марта 2024, пятница
$ 59,76
€ 65,98
Сейчас: +12
Завтра: пасмурно, без осадков +19

«Невский экспресс»: горькие уроки трагедии

Помощь пострадавшим в крушении поезда подоспела далеко не сразу. По мнению экспертов, российским спасателям не хватает оснащения для ликвидации последствий сложных катастроф.

Помощь пострадавшим в крушении поезда «Невский экспресс» подоспела далеко не сразу. По мнению экспертов, российским спасателям явно не хватает технического оснащения для оперативного реагирования и ликвидации последствий столь сложных катастроф.

Поезд №166 был взорван в труднодоступном районе на границе Тверской и Новгородской областей. Железная дорога там проходит по дну оврага, окруженного заболоченным лесом. Ближайший населенный пункт – маленькая деревушка Хмелевка. Учитывая то, что последние дни шли проливные дожди, местность стала еще более труднопроходимой.

По свидетельству очевидцев, машины «скорой помощи» могли подъехать к месту крушения не ближе чем на 500 метров. Поэтому к машинам даже тяжелораненых приходилось нести на носилках. Те, кто получил легкие травмы, шли пешком.

По словам помощника министра здравоохранения и социального развития РФ Софьи Малявиной, первая «скорая» прибыла на место аварии спустя 40 минут из поселка Боровичи, поскольку в расположенном ближе Бологом нет своей станции «скорой помощи». Затем приехали бригады из Валдая, Твери, Удомли. Через 2,5 часа на место крушения прибыли первые реанимобили из Москвы.

Малявина затруднилась назвать точное количество бригад «скорой помощи», работавших на месте ЧП, отметив, что только московских машин было 17. На вертолетах были перевезены 22 пострадавших, кроме того, раненых вывозили двумя рейсами самолетов.

Как сообщила «БалтИнфо» заместитель начальника управления информации МЧС России Елена Чернова, для ликвидации последствий катастрофы министерство задействовало два самолета Ил-76 (один с аэромобильным госпиталем, другой – с медицинскими модулями), вертолет БО-105, три вертолета Ми-8 и три БК-117. Первый самолет вылетел из Москвы в 8.45 МСК. «Вертолеты ночью не летают», – добавила Чернова.

Всего было госпитализировано 104 человека (70 - в больницы Петербурга, 12 - Москвы, 16 - в лечебные учреждения Тверской и 6 - Новгородской областей). Уцелевших пассажиров доставили в Петербург на поезде «Сапсан».

Между тем, по словам очевидца происшествия Олега Бочтарева, ехавшего в 11-м вагоне «Невского экспресса», до приезда спасателей прошло, по меньшей мере, два часа. Все это время пострадавших из искореженных трех хвостовых вагонов доставали пассажиры поезда вместе с проводниками. «Вертолетов, техники – ничего такого абсолютно не было. Все своими силами делали», – заявил Бочтарев корреспонденту телеканала «100ТВ».

Ситуация осложнялась тем, что оставшийся на рельсах состав остановился не сразу после взрыва, и до ближайшего из оторванных вагонов приходилось идти около километра в полной темноте. За неимением носилок тяжелораненых переносили на досках.

«Какое-то время помощь оказывалась только в порядке само- и взаимопомощи, в том числе силами поездной бригады - врачами, официантами, – рассказал в интервью «100ТВ» директор Дорожной клинической больницы Петербурга, в которую доставили 17 пострадавших, Николай Ефимов. – Помощь оказали и пассажиры встречного поезда, который оказался в зоне. Там были студенты-медики. У нас есть пациент, который говорит, что ему первую помощь оказали студенты-медики».

По мнению депутата петербургского парламента, бывшего заместителя начальника ГУ МЧС по Санкт-Петербургу Анатолия Башкирева, террористы не случайно выбрали для подрыва поезда столь труднодоступное место. Они заранее предвидели, что туда не смогут подъехать ни медики, ни спасатели.

В то же время Башкирев отметил недостаточное техническое оснащение сотрудников МЧС. «Я могу судить о ликвидации последствий этой аварии только по телесюжетам, – сказал депутат. – Там в какой-то момент спасатели стоят и ничего не делают. Видимо, у них нет необходимых механизмов и приспособлений, которыми можно было бы достать человека, поднять тяжести. Если ты прибыл на место аварии, нужно работать, а не стоять на месте».

Другим недочетом российских спасательных служб депутат считает недостаточное использование авиации, что связано как с малым количеством летательных аппаратов, так и с их слабым техническим оснащением. По его словам, в МЧС самолеты и вертолеты рассматривают, прежде всего, как средство тушения пожаров, тогда как на Западе спасатели применяют их гораздо шире.
«Если сейчас из-за кризиса нет денег на закупку новых летательных аппаратов, давайте использовать возможности военной авиации», – предложил Башкирев.

«Можно было бы сделать спасательный поезд, который мог бы вовремя доставить к месту аварии на железной дороге медикаменты, одеяла, воду, – добавил петербургский парламентарий. – Хотелось бы, чтобы из этой катастрофы были извлечены уроки. К сожалению, из прошлого подрыва «Невского экспресса» выводы были сделаны не совсем реальные».

Напомним, что по последним данным в результате крушения поезда погибли 25 человек. Тела 24 пассажиров поезда уже опознаны родственниками. 92 человека получили ранения различной степени тяжести, 21 из них находится в тяжелом состоянии. Судьба еще 12 человек неизвестна. Как пояснила Елена Чернова, они вообще могли не сесть на взорванный «Невский экспресс».

Ранее сообщалось, что председатель Следственного комитета при Прокуратуре (СКП) РФ Александр Бастрыкин утвердил план расследования подрыва  поезда «Невский экспресс».
Сегодня было полностью восстановлено движение железнодорожных поездов на месте аварии.

27 ноября в 21.35 МСК недалеко от станции Бологое сошли с рельсов 3 вагона поезда №166 «Невский экспресс», направлявшегося из Москвы в Петербург. Состав состоял из 14 вагонов, в которых находилось 682 пассажира и 29 членов поездной бригады. Причиной крушения стал взрыв самодельного взрывного устройства мощностью 7 кг в тротиловом эквиваленте. На месте крушения обнаружены остатки взрывного устройства и воронка от взрыва, в данный момент правоохранительные органы занимаются поиском организаторов и исполнителей теракта. Позже стало известно о наличии второго взрывного устройства, сработавшего не в полную силу во время ликвидации последствий катастрофы и не насшего вреда людям.

Это уже не первое крушение «Невского экспресса». В прошлый раз он потерпел аварию под Малой Вишерой 13 августа 2007 года. Причиной крушения стало заложенное на путях взрывное устройство. Жертв тогда удалось избежать только благодаря удаче и находчивости машиниста.

Антон Арсеньев

Загрузка...
Размер шрифта:

Реклама

 
Главные темы
 
Новости партнеров
 
 

Видеосюжеты

 
 

 
↑ Наверх