25 апреля 2024, четверг
$ 59,76
€ 65,98
Сейчас: +12
Завтра: пасмурно, без осадков +19

Медведев пошлет войска на Грузию и Украину?

Эксперты уверены, что полномочия по использованию вооружений за рубежом даны президенту «в оправдание» августовской войны в Южной Осетии.

Автор:
16 декабря 2009, 18:00

Президент России окончательно получил возможность принимать решения об оперативном использовании вооруженных сил РФ за пределами страны. Эксперты говорят, что предсказать, с какой стороны может сейчас исходить угроза, трудно. Однако считают, что прежде всего документ принимался «в оправдание» конфликта в Грузии.

Постановлением Совета Федерации президенту России предоставлена возможность принятия решений об оперативном использовании формирований Вооруженных Сил РФ за пределами страны. Таким правом глава государства наделяется на основании поправок в закон «Об обороне», а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами России.

Принимать такие решения глава государства будет «для защиты интересов РФ, ее граждан, поддержания международного мира и безопасности». Согласно поправкам, вооруженные силы РФ могут отражать или предотвращать вооруженное нападение на другое государство, обратившееся к РФ с соответствующей просьбой. Кроме того, предпринимаемый шаг позволит обеспечить безопасность судоходства и борьбу с пиратством.

Опрошенные «БалтИнфо» эксперты отмечают, что практика, когда главе государства разрешено в экстренной ситуации направлять войска в те или иные регионы для отражения разного рода угроз, абсолютно нормальна.

«В США уже несколько десятилетий действует закон, в соответствии с которым президент может без согласия Конгресса направлять вооруженные силы страны на другие территории. При этом по конституции США правом объявлять войну наделен только Конгресс, но это длительная процедура», - рассказал в разговоре с корреспондентом «БалтИнфо» научный сотрудник Центра комплексных европейских и международных исследований (ЦКЕМИ) Дмитрий Суслов.

Он пояснил, что при этом сроки и контингент вооруженных сил, который можно вводить на другие территории в экстренном режиме, ограничены.

«То, что до сих пор такого механизма не было в России, ставило страну в неудобное положение. Мешало оперативно принимать решения, реагировать на возникающие кризисы», - считает Суслов.

Между тем, эксперт не стал называть конкретные государства, на территорию которых президент может в оперативном порядке направить войска. Суслов склонен полагать, что, скорее всего, оперативное использование войск за рубежом будет носить превентивный характер. Бороться, таким образом, РФ будет с международным терроризмом. Однако эта борьба, по словам эксперта, не будет носить характер межгосударственной войны.

«Например, России стало известно, что где-то расположены тренировочные лагеря террористов, и есть опасность, что они готовят теракты на территории России. Государство же, на чьей территории это происходит, само не может справиться с боевиками. Такая опасность может исходить с территории Таджикистана и Кыргызстана, которые граничат с Афганистаном», - предположил эксперт.

Слова Суслова подтвердил член Совета по внешней и оборонной политике Владимир Рубанов.

«Проблемы могут возникнуть на территории соседних, сопредельных государств. Но такие угрозы возникают быстро, одномоментно, и если бы можно было их спрогнозировать, данный закон бы не принимался», - считает Рубанов.

В свою очередь президент Института стратегических оценок, профессор кафедры мировых политических процессов МГИМО Александр Коновалов отметил, что основная угроза возможна со стороны Грузии, что стало очевидно после августовского конфликта 2008 года. Впрочем, Коновалов не исключает и опасности со стороны Северной Кореи, которая в последнее время серьезно активизировалась.

Мысль о том, что новые полномочия по использованию вооруженных сил за рубежом даны президенту именно на основании уроков войны в Южной Осетии, подтвердил в разговоре с корреспондентом «БалтИнфо» заведующий информационно-аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александр Храмчихин.

«В первую очередь эти документы написаны «под Грузию», в том числе и «в прошлое», «в оправдание» августовской войны 2008 года. Это совершенно очевидно», - отмечает Храмчихин.

Кроме того, в качестве потенциальных угроз, возможно, рассматривается Центральная Азия, если операция НАТО там провалится.

«Теоретически не могу исключить Украину, а именно Крым», - добавляет эксперт.

Впрочем, по его мнению, к этому списку стоит добавить и Китай.

«Но в данном случае речь уже пойдет о нормальной войне, причем на нашей территории, и здесь уже не придется использовать полномочия, данные президенту страны новым документом», - отметил Храмчихин.

Александр Коновалов, кроме того, добавил, что самое главное, чтобы президент после принятия решений в соответствии с новым законом оперативно докладывал о них соответствующему комитету Совета Федерации.

Напомним, 9 ноября президент РФ Дмитрий Медведев подписал закон, определяющий порядок оперативного использования вооруженных сил за рубежом. Чуть позже на встрече с членами Совета Федерации президент заверил, что решения о применении вооруженных сил РФ за рубежом будут приниматься только в самых крайних случаях.

Государственная Дума приняла соответствующие поправки в закон «Об обороне» в третьем чтении 23 октября.

Закон Медведев внес в Госдуму 10 августа 2009 года.

Загрузка...
Размер шрифта:

Реклама

 
Главные темы
 
Новости партнеров
 
 

Видеосюжеты

 
 

 
↑ Наверх