19 апреля 2024, пятница
$ 59,76
€ 65,98
Сейчас: +12
Завтра: пасмурно, без осадков +19

«Искусственная» неделя: запасники, этнография и масоны

На этой неделе запасники Русского Музея открылись для публики, Эрмитаж открылся для кочевников, масоны открылись для музыки, а «БалтИнфо» открывает для читателей вернисажи грядущего уик-энда.

Комментарий

Комментарий

На этой неделе музеи Петербурга открывали тайны. Русский Музей показал публике святая святых – свои запасники. В Музее музыки рассказали всю правду о масонах. В Музее Ахматовой показали никогда не выставлявшийся архив графики расстрелянного и запрещенного писателя. А  в Музей городской скульптуры приезжают загадочные африканские племена.

Закрома родины открыты для народа

На этой неделе Русский музей открыл для публики свои запасники. Не все, а фонды скульптуры ХХ-ХХI веков. Теперь каждый понедельник и четверг можно побродить по музейным закромам. Это очень правильный жест со стороны музея - ведь на экспозициях, открытых для зрителя, представлено от силы 4% музейных богатств, а подавляющее большинство работ десятилетиями ждут в запасниках, пока их ненадолго не выставят в рамках какой-нибудь временной выставки.

Обычно попасть в музейное закулисье тем, кто в нем не работает, практически невозможно. Небольшой шанс есть у искусствоведов или студентов, которые изучают какое-то направление в искусстве и по направлению от своего вуза или НИИ могут рассчитывать получить заветный пропуск. А в «открытый фонд» могут прийти все желающие. Посмотреть в нем есть на что: около 400 скульптур - от авангарда 1920-х годов до экспериментальных работ современных художников. Камень, бронза, дерево, гипс, керамика и даже бумага – отличный материал для скульпторов.
 
Русский музей в подготовке экспозиции в запасниках выложился по полной: рядом со скульптурами стоят компьютерные киоски – на интерактивном экране можно получить самую разную информацию о скульптурах и их авторах. Большемерные скульптуры стоят на вращающихся дисках, причем зритель сам может поворачивать их, чтобы рассмотреть работу со всех сторон. Может зритель и управлять освещением многих витрин – в общем, любопытство посетителей всячески поощряют.

alt
Борис Королев «Саломея» Фото: ГРМ

Бурятские балалайки в Эрмитаже

В Эрмитаже кочевье: посреди археологической коллекции музея проходит выставка современного бурятского художника Даши Намдакова. Намдаков тоже преимущественно скульптор, хотя на выставке есть и его графика. Темы его работ как нельзя лучше вписываются в археологическое окружение: герои Намдакова – кочевники, их кони и их добыча – степные звери, короче говоря, бурятская экзотика.  

Выставка оставляет впечатление недоумения. Нет, Намдаков – художник не самый плохой, но и не выдающийся. Его работы более чем традиционны (с бурятской точки зрения это вообще этнографический китч, для современной Бурятии все эти кони и всадники в шкурах – примерно то же, что для России медведи и красавицы в кокошниках), сделаны добротно, но напоминают скорее статуэтки для украшения серванта в гостиной, чем серьезные работы крупного автора. И, как бы благосклонно к ним не относиться, они уж никак не способны сделать Намдакова художником эрмитажного уровня. Впрочем, для тех, кому любопытно сравнить золотые шедевры скифов с современными вариациями на их тему, выставка, может, и интересна.

alt
Даши Намдаков «Воспоминание о будущем»
Фото: Государственный Эрмитаж

Дурная компания и масонский заговор

Музей Ахматовой 11 марта открыл выставку «Дурная компания». Это – название книги Юрия Юркуна, писателя и художника первой половины ХХ века, чьи рисунки и составили выставку. На свою компанию Юркун клевещет: она у него была более чем достойной. Ольга Гильдебрандт-Арбенина, его большая любовь, друг Владимир Милашевский, под чьим влиянием Юркун начал рисовать, поэт Михаил Кузмин – вот люди, из чьих жизнеописаний мы в основном и узнаем подробности жизни Юркуна. Писатель был расстрелян в 1937, а его графика – более 100 листов – осела в запасниках Музея Ахматовой и до настоящего времени почти не выставлялась. Музей решил восполнить пробел в недавней отечественной истории не только выставкой: к ее открытию он выпустил в свет факсимильное издание альбома Ольги Гильдебрандт-Арбениной и большой альбом самого Юркуна.

alt
Рисунок Юрия Юркуна Фото: ggallery.ru

Еще одна историческая выставка, на сей раз для меломанов – в Музее музыки в Фонтанном дворце. Носит она интригующее название «Музыка и масоны». Действительно, славная история отечественной, да и мировой музыки, как показывает выставка – сплошной масонский заговор. Вольными каменщиками были Дебюсси и Паганини, Виельгорский и Пашкевич. Ничего удивительного - XVIII-XIX вв. Состоять в масонской ложе для благородного человека было так же престижно, как сегодня – в хорошем частном клубе. Однако на выставке можно не только «подглядеть в замочную скважину» масонских лож, но и узнать, как «масонская» тема повлияла на творчество известных музыкантов и композиторов.

alt
Масонский розенкрейцеровский знак
Фото: Музей истории религии

Вернисажи уик-энда: немцы за Африку, финны против русских

От затянувшейся зимы, пожалуй, устали уже все. Тем, кто не может уехать в теплые края прямо сейчас, предлагается совершить путешествие виртуально. В субботу, 13 марта в Новый выставочный зал Музея городской скульптуры приедет Африка. Скульптура здесь будет, впрочем, никак не городская, а скорее наоборот: она родом из джунглей и саванн. Коллекцию традиционных скульптур африканских племен в музей привозят немцы, и проходит выставка , как ни странно, в рамках Недели Германии в Санкт-Петербурге.

Объясняется эта странность тем, что африканскую коллекцию собрал Рейнхардт Климт, исследователь африканской культуры, автор книг о ней, а по совместительству – еще и бывший президент земли Саарланд. Коллекция Климта обширна, в музей приехала только ее малая часть – 200 предметов из Мали, Бенина, Буркина Фасо, Габона, Судана, Конго и Нигерии. Организована выставка по сюжетам - парные скульптуры, отдельные фигуры, маски, дверные рельефы, изображения животных, головные уборы, предметы утвари – а называется она Habari Afrika: «Здравствуй, Африка» на языке суахили.

alt
Африканская маска Фото: Музей городской скульптуры

Зато в Нарвских Воротах закрывать глаза на зиму не собираются. Здесь открыта экспозиция «Горячая зима», посвященная советско-финской войне. С окончания войны прошло ровно 70 лет, и музей предпринимает попытку уже с солидной временной дистанции понять, что же происходило на Карельском перешейке зимой 1939-1940 годов. Центральной коллизией выставки стал прорыв линии Маннергейма в феврале 1940 года. Именно этот военный опыт позже применялся Красной армией в Великой отечественной войне при форсировании Днепра и взятии Берлина.

Выставка устроена так, чтобы «погрузить» зрителя в атмосферу военной зимы. Редкие фотографии из архивов и частных коллекций, плакаты, реконструкции военного костюма Красной и финской армий, предметы солдатского быта, награды и знаки различия – все это сопровождается кинохроникой и музыкой тех лет, которые мы привыкли называть «предвоенными», но для Ленинграда и Финляндии они стали военными без всякого «пред». Особенно рекомендуется прийти на выставку в воскресенье, 14 марта: каждое второе и четвертое воскресенье в 15.00 в Нарвских воротах проходит бесплатная экскурсия по выставке для всей семьи.

alt
Архивное фото Фото: Музей городской скульптуры

Анна Матвеева

Загрузка...
Размер шрифта:

Реклама

 
Главные темы
 
Новости партнеров
 
 

Видеосюжеты

 
 

 
↑ Наверх