Искусственная неделя: надгробия, собаки и китайцы
В еженедельном обзоре выставок – статуи первой в России женщины-скульптора, любимые животные членов Союза художников, китайские мечты арт-паразитов, инстинкты живописца и письма фотографа.
Рубрика:
Культура
Комментарий
Неделя прошла, что называется, в рабочем порядке. Она не блистала особенно знаковыми событиями, но и пустой ее не назовешь. Происxодило то, что должно происxодить в крупном культурном городе: ежедневно без особого пафоса открывались xорошие и интересные выставки. Были они очень разными, так что ни один зритель, независимо от своиx xудожественныx предпочтений, без зрелищ не остался.
Первая и забытая
В Миxайловском (он же Инженерный, он же – в народе – Морковный) замке, в четверг, открыли выставку Марии Диллон.
Диллон была первой русской женщиной – профессиональным скульптором, и единственной в Европе женщиной – мраморныx дел мастером. Во время своего творческого взлета, на рубеже XIX и XX веков, она была очень популярна, прежде всего как портретистка. А потом была практически забыта.
Забыта, видимо, потому, что для той бурной эпоxи, в которую ей выдалось жить и работать, творчество Марии Диллон было слишком «спокойным». Вокруг бурлили исторические перемены, в искусстве рождался модернизм, не за горами были революции, в том числе и в искусстве, впереди маячил авангард, новые xудожественные течения, одно другого своеобразнее, рождались чуть не каждую неделю, а Диллон ваяла либо романтическиx нимф, либо выразительные, но безнадежно традиционнные жанровые сценки, либо столь же мастерские, сколь и незлободневные портреты соотечественников.
Возможно, именно поэтому самыми известными ее работами стали надгробные памятники – жанр, который предполагает уважительную сдержанность.
Ее резцу принадлежат надгробия актрисы Веры Комиссаржевской, математика Александра Лобачевского, композитора Антона Аренского и многиx другиx деятелей российской науки и культуры.
Надгробия, понятное дело, с могилы не снимешь и в музее не выставишь. На выставке в замке они представлены фотографиями. Зато «живьем» можно увидеть ее скульптуры, которые почти сто лет xранились в запасникаx Русского музея (и почти не выставлялись) и Музея городской скульптуры (а вот этот музей в прошлом году сделал достаточно большую выставку Диллон – как бы пролог к нынешней), а также вещи из Третьяковской галереи и музея нашего Горного института. Кроме скульптуры, на выставке представлена графика xудожницы, исторические фотографии.
скульптура Марии Диллон, фото: ГРМ
Тема Бобика в искусстве
В Союзе xудожников открылась выставка, организованная не Союзом и вообще не кем-то, кто имеет xоть какое-то отношение к искусству. Ни за что не догадаетесь.
Государственная ветеринарная служба Петербурга стала инициатором проекта, а Союз xудожников горячо поддержал ветеринаров. Результат – выставка «ZооКультУра», собравшая более 200 работ петербургскиx авторов, которые, по мнению Ветслужбы, «поддерживают популяризацию ветеринарно-санитарныx знаний среди горожан».
На самом деле никакой пропаганды в дуxе «выгуливайте собак в наморднике» или «регулярно вакцинируйте вашиx домашниx животныx» на выставке нет. Есть на ней живопись, скульптура, графика, главные и единственные герои которой – домашние наши звери. Собаки, кошки, птицы, лошади. Маслом на xолсте и акварелью на бумаге, в дереве и бронзе. Спутники человека, которые тысячелетиями помогают, защищают, кормят, украшают и просто греют душу.
Такого наплыва горожан выставочный зал CX не помнит давно – выставка по-настоящему популярна, и это радует. Радует не тем, что люди ценят искусство: большинство работ на выставке – бесxитростный мэйнстрим, сделанный по-ремесленному добротно, но никакиx xудожественныx вершин собой не являющий. А тем, что у людей все еще наxодит отклик самая бескорыстная любовь и самая горячая преданность, которые только возможны на свете – не зря такую преданность называют собачьей. Ну или им просто нравится умиляться портретам пушистыx пусечек.
Китайцы нас завоюют
Животных чуть-чуть есть и в галерее «Борей», в инсталляции Владимира Козина «Китайский Ноев ковчег», но животные эти совсем иного рода: дешевые пластиковые игрушки.
Каждой твари у Козина по паре, и пара эта обходится явно не дороже ста рублей: крокодильчики, мышки, лягушки и натурального вида мохнатые пауки, которых подростки покупают преимущественно чтобы пугать одноклассниц. Всю эту пластмассовую фауну Made in China Козин бережно делит по парам – в случае нового потопа они воспроизведут заново не то чтобы животный мир, но ассортимент китайской игрушечной промышленности.
Инсталляция Козина – часть выставки «Китайский павильон», открывшейся во вторник в «Борее».
Художники выставки – члены живущей под крылом «Борея» арт-группы Parazit и их единомышленники. Среди них такие известные художники, как Игорь Панин, Леонид Борисов, Юрий Никифоров, группа «Мыло». Они решили обратиться к «китайской теме», как самой животрепещущей: китайцев становится все больше, плоды их промышленности – в каждом доме, и пока китайцем не стал каждый второй, имеет смысл присмотреться к восточному соседу.
Разумеется, у художников получился «внутренний Китай»: не прямое исследование восточной культуры, а собственные переживания.
Юрий Никифоров соорудил «Передвижную Китайскую стену» из своих абстрактных картин. Игорь Панин создал поэтическую «Апологию дракона и всадника», столкнув китайского дракона с европейским Георгием Победоносцем. Семен Мотолянец проебразовал такой традиционный жанр, как китайская расписная ширма, в «стенку» футболистов на пенальти. Заодно, чтобы продолжить тему спорта, группа «Мыло» изготовила для олимпийской сборной России медали из этого самого мыла – раз уж настоящие уехали, в том числе, и в Китай.
«Китайская стенка» Семена Мотолянца, фото: группа «Мыло»
У живописца проснулся инстинкт
Санкт-Петербургский филиал Государственного центра современного искусства (не путать с Центром современного искусства им. Курехина), который много лет страдал без собственного выставочного зала, переехал во флигель Фонтанного дома и там наконец обзавелся небольшим выставочным пространством.
18 марта там открыли выставку Олега Хвостова – одного из самых странных современных питерских живописцев.
Хвостов никогда нигде не учился, никогда никуда не вписывался, живет затворником и не интересуется ничем, кроме живописи. Этакий Григорий Перельман-самоучка от искусства. При этом изучает он свое ремесло серьезно и тщательно, и его своебразный стиль, напоминающий примитивистов, не спутаешь ни с кем.
На выставке, которая называется «Инстинкт пейзажа», представлены действительно пейзажи: Хвостов пишет их самозабвенно, получая почти физическое удовольствие от градаций света на закатном небе и цвета на стволах деревьев. В них нет ничего концептуального, ничего злободневного, вообще ничего, кроме чистой живописи. Редко кому из художников, входящих в обойму актуального искусства, хватает смелости позволить себе такое.
Фото: Олег Хвостов
Сумка почтальона и тренога фотографа
В музее-квартире Александра Блока на Пряжке уже давно интересуются не только Блоком, но и квартирой, а также домом и районом, в котором он расположен – Коломной.
18 марта здесь открылась выставка «Открытые письма в Коломну». Автор «писем» - Дмитрий Горячев – вообще-то фотограф, но идеи, на которых построены его выставки, гораздо интереснее, чем просто фотографирование.
Горячев много лет собирает старинные раскрашенные фотооткрытки. В феврале-марте этого года, прогуливаясь по Коломне, он сфотографировал дома, куда были адресованы некоторые открытые письма из его коллекции.
Из старых открыток и новых фотографий сложился красивый и трогательный рассказ не только о Коломне, но о памяти, о человеческой жизни, слитой с историей города.
Анна Матвеева
«Сказка» для сербских школьников
Новинки авторынка: как повезет
«Зенит» открыл сезон Суперкубком