28 марта 2024, четверг
$ 59,76
€ 65,98
Сейчас: +12
Завтра: пасмурно, без осадков +19

Икону Евгения Родионова убрали из петербургского храма

До недавних пор в одном из храмов Стрельны висела икона Евгения Родионова. Сейчас ее спрятали от прихожан, закрыли другим образом. В самой РПЦ тем временем не утихают споры по поводу возможной канонизации погибшего в Чечне солдата.

В храме Святой Ольги в Стрельне еще недавно висела икона погибшего в Чечне солдата российской армии Евгения Родионова. Однако образ велели убрать. Как признались в интервью корреспонденту «БалтИнфо» прихожане, икона Родионова по-прежнему находится в  церкви,  - ее просто спрятали от верующих.
 

В то время, когда в храме Стрельны появилась икона неканонизированного воина, настоятелем был отец Евстафий, уже известный в церковных кругах по истории двухлетней давности. Тогда он разместил в храме икону, на которой рядом с блаженной Матроной Московской, в полный рост, в шинели и при усах, стоит Сталин. Общественность возмутилась и направила жалобу в Петербургскую епархию. Образ изъяли.

Икона Евгения Родионова возмущение прихожан не вызывает, скорее наоборот – пограничник давно вошел в ранг так называемых «канонизированных в народе» мучеников. Но тут уже возникли споры внутри самой церкви - как можно размещать в приходе образ не причисленного официально к лику святых человека?

Дискуссии о том, быть или не быть иконе Евгения Родионова, 19-летнего пограничника, погибшего за веру мученической смертью в Чечне, идут уже десять лет. Один из инициаторов канонизации московский священник Александр Шаргунов уверен, что Евгений Родионов рано или поздно будет причислен к великомученикам и тогда вслед за храмом Святой Ольги в Стрельне потянутся все православные церкви.

«Конечно, во всем должен быть порядок. С одной стороны вешать икону, прежде чем произошла канонизация, не полагается, но с другой - факт мученичества за Христа сам по себе уже достаточен. Другое дело, почему процесс канонизации так затянулся, ведь Родионова пытаются сделать местночтимым святым с 2003 года. Тут скорее вопрос политический, Родионова убили чеченцы за отказ снять крестик с груди и принять ислам, а мы пытаемся наладить отношения с Кавказом», - пояснил свою позицию батюшка.

Настоятели храмов в последнее время «размещают в церкви, что хотят», уверен член синодальной комиссии, профессор Санкт-Петербургской духовной академии Георгий Митрофанов. Он не согласен с Шаргуновым и уверен, что образ Евгения Родионова вряд ли когда-то получит право находиться в храмах.

«Вешать в Стрельне икону с его изображением – не совсем адекватный поступок. К сожалению, иногда в российских церквях идут против правил и вешают иконы Сталина, Родионова и других неканонизированных личностей. Это недопустимо и должно искореняться. Но уследить за подобными действиями не так-то легко», - отметил отец Георгий.

Он пояснил, чем руководствовалась синодальная комиссия, рассматривая вопрос о канонизации Родионова. По его словам, члены комиссии долгое время совещались по поводу причисления пограничника   к лику святых, но в итоге пришли к отказу.

«Никаких оснований для канонизации нет, свидетельства очень сомнительные, воин Евгений не посещал церковь и не вел смиренный образ жизни», - пояснил Митрофанов.

Его поддерживает профессор кафедры философии религии и религиоведения факультета философии Санкт-Петербургского государственного университета Сергей Фирсов. В интервью корреспонденту «БалтИнфо» он отметил, что подвигом Родионова восхищаются многие, но для возведения в ранг мучеников слишком мало доказательств.

«Комиссия по канонизации действует согласно четкими инструкциями. Все свидетельства о подвиге Родионова известны лишь со слов его матери. Проверить их невозможно. И такая консервативная структура как церковь, не будет полагаться на подобные свидетельства. Есть, знаете ли, почитатели Чапаева, Сталина. Но одно дело иметь подобные образы где-то у себя дома, и другое – помещать в приходе и молиться перед ними», - отметил Фирсов.

По его словам, многие пытаются сделать из Родионова символ русского солдата, бойца, пострадавшего за веру, но народная канонизация не всегда совпадает с церковной.

«Никто не запрещает в частном порядке обращаться к лику этого бойца, но делать из него святого слишком скоропалительно. В противном случае у нас в церквях будет столько икон с изображением самых разнообразных личностей, что не разберемся потом», - подчеркнул Фирсов.

В то же время, церковный историк Николай Симаков считает, что  самое главное – народное почитание – у Евгения Родионова уже есть.

«Рано или поздно его образ канонизируют. А сейчас просто боятся это делать из-за того, что солдат был убит мусульманами. Мальчик подвергся страшным мукам, но от веры не отрекся», - добавил историк.

Евгений Родионов был призван в армию в 1995 году, служил на пограничной заставе на границе Ингушетии и Чечни. Был убит в плену 23 мая 1996 года после 100 дней плена и жестоких пыток, Евгению Родионову и его сослуживцам было предложено снять нательный крест и принять ислам. После отказа Андрея Трусова, Игоря Яковлева и Александра Железнова расстреляли, а еще живого Евгения Родионова обезглавили.

Тело Евгения его мать опознала по нательному кресту. Позже результаты опознания подтвердила экспертиза. В конце 2003 года было предложено канонизировать Евгения Родионова.

Оксана Голос

Загрузка...
Размер шрифта:

Реклама

 
Главные темы
 
Новости партнеров
 
 

Видеосюжеты

 
 

 
↑ Наверх