29 марта 2024, пятница
$ 59,76
€ 65,98
Сейчас: +12
Завтра: пасмурно, без осадков +19

«Невское время»: В Ленинграде-городе…

25 января 2008, 8:19

Сегодня Владимиру Высоцкому исполнилось бы 70 лет. На берегах Невы существует не менее 200 адресов, связанных с именем легендарного барда

В Театре имени Ленсовета не нашлось комнаты в общежитии

К сожалению, сейчас уже невозможно установить, когда он впервые появился на берегах Невы

- По-моему, до моих с ним поездок Володя в Ленинграде не был, - говорит сокурсник Высоцкого по школе-студии МХАТ ленинградец Роман Вильдан. - Со мной же, пока мы вместе учились, он ездил всякий раз на каникулы, начиная с 1959-го года, после третьего курса. У нас и останавливался.

Вильданы жили на 7-й Красноармейской, в доме 9, квартира 10.

Роман Вильдан также вспоминает, как они, несколько старшекурсников, целой компанией приезжали показываться в ленинградские театры. В БДТ, Театре комедии, Комиссаржевке вакансий не оказалось. В Театре имени Ленсовета москвичу Высоцкому вынуждены были отказать по причине «отсутствия общежития».

Первая песня – из ленинградского автобуса

Владимир Высоцкий неоднократно в своих выступлениях рассказывал (с небольшими вариациями), где и как им была написана первая песня:

- Случилось это в Ленинграде где-то в 1961 году. Дело было летом, ехал я в автобусе и увидел впереди себя человека, у которого была распахнута рубаха, и на груди татуировка - женщина нарисована была, красивая женщина, и внизу написано: «Люба, я тебя не забуду!» Я написал песню, которая называется «Татуировка», но, правда, вместо Любы для рифмы поставил - Валя.

- Дома я был один, - рассказывает старший брат Романа Вильдана Ричард. - Мне-то Володя и рассказал про человека, который ехал в автобусе в майке. А после взял подвернувшийся под руку узкий и длинный листик бумаги, сел за стол и написал на нем текст. Я так полагаю, что текст у него уже в голове сложился. Володя направился к пианино, открыл крышку и стал подбирать мелодию. Гитары у нас не было.

Первая роль – на «Ленфильме»

Владимир Высоцкий сыграл свою первую роль (именно роль, а не эпизод) в картине киностудии «Ленфильм» «713-й просит посадку».

Подбором актеров занималась второй режиссер Анна Тубеншляк. В Московском театре имени Пушкина она обратила внимание на молодого человека с гитарой, у которого было «очень любопытное, неординарное лицо».

Борис Чирков (легендарный Максим), поинтересовался у Тубеншляк:

- Кого выудила?

- Высоцкого.

- Он парень одаренный, но ты с ним натерпишься...

Много позже, когда Высоцкий снимался в фильме Иосифа Хейфица «Плохой хороший человек», они с Мариной Влади зашли в ленфильмовское кафе. Владимир Семенович увидел Тубеншляк и закричал на весь зал:

- Маша, это же Анна Давыдовна! Она привела меня в кинематограф! Зачем ей это было нужно, одному Богу известно!

Костюм американского моряка, которого предстояло играть Высоцкому в «713-м», шился по эскизу Марсэна Гаухмана-Свердлова. На примерке актер сорвал с головы белый чепчик и шмякнул им об пол:

- Что это за клоунский... поварской колпак?!

Если бы режиссер фильма Григорий Никулин не разнял спорщиков, выяснение отношений закончилось бы дракой. Высоцкий боялся даже в роли показаться смешным. На вторую съемку он покорно надел чепчик.

- Старик, извини, я был не прав, - сказал он Марксэну. - Я узнавал…

«713-й просит посадку», Высоцкий – руки Людмилы Абрамовой

Во время съемок фильма «713-й просит посадку» Высоцкий, по словам его матери, Нины Максимовны, присмотрел себе спутницу жизни.

Владимир Высоцкий и Людмила Абрамова снимались в одном фильме, но знакомы не были.

Поздним вечером перед входом в гостиницу «Выборгская», где жила съемочная группа, на пути Абрамовой неожиданно возник незнакомый молодой человек - рубаха в крови, на лице кровь, запах алкоголя:

- У вас деньги есть?

- Ни копейки!

- Одолжите у кого-нибудь.

- Мне не у кого.

- Одолжите у администратора!

Людмила подошла к администратору и попросила денег («Я так и сказала: денег, не называя конкретной суммы») - до утра, под залог паспорта.

- Знаю, для кого вы просите! Не беспокойтесь, милиция уже вызвана, он за все заплатит: и за драку и за разбитую посуду!

Как потом выяснилось, драка была из-за какой-то ерунды: кто-то кого-то не уважал, а, если и уважал, то недостаточно.

Людмила неожиданно для себя, предложила незнакомцу:

- У меня есть кольцо золотое! Отдайте его - тут, наверно, на все хватит. Высоцкий несколько секунд молча смотрел на девушку, молча взял кольцо с аметистом и, даже не поблагодарив, ушел. Вскоре он появился в номере Абрамовой, в одной руке - гитара, совершенно разбитая, в другой - бутылка коньяка.

- На сдачу дали! - объяснил, ставя коньяк на столик.

Высоцкий сел на кровать, больше некуда было, и запел.

- Володя пел с такой страстью, с таким темпераментом, каких я никогда в жизни не видела и не слышала, - признавалась Абрамова, - потом резко оборвал песню и сделал предложение: «Выходи за меня замуж!»

- Я согласна...

«Это одна из лучших аудиторий»

На базе ДК работников пищевой промышленности в самом начале 1960-х энтузиасты создали клуб бардовской песни «Восток».

Когда Высоцкий приезжал на съемки, они уговаривали его: Володя, выступи у нас, желающих послушать тебя - тьма! Высоцкий обещал, да все времени не находилось. Настойчивость и регулярные уговоры увенчались успехом. 18 января 1967 года в «Востоке» он выступал в первый раз. Тогда еще песен на концерт из двух отделений у него еще не набиралось. Активисты клуба стали вызванивать своих, питерских, бардов.

- Что? Я с Высоцким?! Нет уж, извините...

Не побоялся стушеваться на фоне «первой гитары страны» только Валентин Вихорев, лирик по своей сути.

Сменивший его на сцене Высоцкий взял на гитаре несколько аккордов и категорично заявил:

- Так. Ну, я лирических песен не пою!

Следующее выступление Владимира Высоцкого в «Востоке» состоялось в октябре 1967-го. Он пел в первом отделении. Второе отделение концерта началось со странного объявления: выступят ленинградец и москвич. Терпеливо был выслушан ленинградец Валерий Сачковский. У зрителей еще была надежда, что москвичом окажется Высоцкий, но им оказался Владимир Туриянский. К концу второй его песни зал наполовину опустел. Кто-то крикнул:

- Давай Высоцкого!

Туриянский обиделся:

- Высоцкого можете слушать дома! В записи…

Полтора месяца спустя он вновь в ДК пищевиков.

- У меня еще от прошлого раза осталось ощущение, что это - одна из самых лучших аудиторий у вас, - скажет он.

А пять лет спустя концерт Высоцкого в «Востоке» не разрешили, и тогда состоялся «выездной» лесной концерт. На платформе в Сосново слушателей встречал человек в одних плавках, с конспиративным плакатом «Свадьба» в руках (под таким «псевдонимом» организовывался концерт) и указывал путь к озеру Лампушка.

Странное зрелище представляла собой пестрая толпа, топающая сперва вдоль железнодорожных путей по песку и щебню, а после по лесной тропе: туристы с рюкзаками и... разряженные дамы на шпильках.

В перерыве Высоцкий признавался:

- Я, можно сказать, каждую ночь пишу по песне - по две, и все - брак, и все наутро - в корзину.

Коллекционер Михаил Крыжановский тяжело вздохнул:

- Мне бы эту корзину!

«Прошу вас прекратить концерт. Я не хочу положить партийный билет на стол!»

Концерты во Всесоюзном научно-исследовательском и проектном институте алюминиевой, магниевой и электродной промышленности (ВАМИ) организовывал Эдуард Крейнин. Вначале Высоцкий деликатно отказал:

- Я бы с удовольствием, но у меня практически нет свободного времени.

Крейнин достал карманный календарик и авторучку:

- Володя, давайте посмотрим по числам, может, все-таки выкроете денек. Такого-то числа можете?

- Занят.

- А такого-то?

- Тоже. У меня репетиция.

Эдуард Крейнин:

- Я двигаю ручкой по календарику и вдруг замечаю, что Высоцкий смотрит не в календарик, а на ручку. Незадолго перед тем я вернулся из Финляндии, где и купил эту ручку.

- Володя, вас что, заинтересовала моя ручка?

Тот таиться не стал:

- Да, вы знаете: я коллекционирую авторучки.

- В таком случае она ваша!

Во время одного из выступлений Высоцкого Эдуарду Крейнину передали записку руководства: «Прошу вас прекратить концерт. Я не хочу положить партийный билет на стол!..» Крейнин растерялся: что делать? Высоцкий - на сцене, да и программа подходит к концу... Он, в свою очередь, написал и передал записку Высоцкому, дескать, зал неожиданно понадобился для проведения профсоюзного собрания - надо закругляться...

Высоцкий, естественно, все понял. Настроение у него испортилось, но концерт он довел до логической точки, и слушатели ни о чем не догадались.

«А я ребят военных попросил. Они во всякую погоду летают»

Режиссер Иосиф Хейфиц рассказывал о съемках ленфильмовских картин «Плохой хороший человек» и «Единственная» с участием Высоцкого:

«Договорили, что он прилетит в день съемки утренним самолетом. Нетрудно представить себе нервное напряжение съемочной группы. Если эта съемка по каким-либо причинам сорвется - собрать всех участников не удастся раньше чем через месяц. А это уже ЧП.

В то злополучное утро поднялась метель. Ленинград самолетов не принимал, аэропорт слабо обнадеживал, обещая улучшение обстановки во второй половине дня. Однако даже при максимальном напряжении снять сцену за полдня не удастся.

Все сидели в павильоне с опрокинутыми лицами, проклиная погоду и не находя выхода.

И вдруг вваливается Володя, на ходу надевая игровой костюм, а за ним бегут костюмеры, гример, реквизитор с термосом горячего кофе. «Володя, дорогой, милый! Каким чудом? Администрация с аэродрома звонит - надежды никакой нет!» - «А я ребят военных попросил. Они во всякую погоду летают».

Хейфиц также рассказывал и о неосуществленном замысле:

«Был пасмурный весенний день, снежная каша на тротуарах. Слышу - догоняет меня мчащаяся машина, близко к тротуару. Оглядываюсь и сторонюсь, чтобы не обрызгало. Резко тормозит заляпанный грязью, что называется, по самые уши серый «Мерседес». Выскакивает Володя. Здороваемся, и я говорю: «Легок на помине! Володя, я задумал экранизировать бабелевский «Закат» и «Одесские рассказы». И вы будете у меня играть Беню Крика». Он широко улыбнулся и не раздумывая грохнулся на колени прямо в снежную кашу...»

«Снимай!» – орал он оператору, падая с 7-метровой высоты

Высоцкий был уже знаменитым исполнителем, сочинителем, а с ним заключали договоры по самой низкой ставке. Он переживал. Не из-за денег - мизерные гонорары унижали. Поэтому Владимир Семенович тщательно готовился к разговору с главным редактором «Ленфильма» Ириной Головань, от которой зависела тарификация его как автора песен для кинофильма «Интервенция».

Он очень «деликатно» пропел песни. Головань указала Высоцкому на несовершенство и корявость его стихов, дала несколько конкретных рекомендаций. Тогда Высоцкий вынул из папки черновик и сказал:

- Вот посмотрите и убедитесь. С того, что вы мне предлагаете, я начинал - и получились гладкие, хорошо отполированные, никого не задевающие стишата. Корявость и жаргон возникли как результат, как моя собственная интонация, прорыв к моему слушателю... - И добавил: - По-другому я делать не буду!

В трюковых сценах «Интервенции» Высоцкий обходился без подмены каскадером. По сценарию его герой Бродский прыгает с балкона, но, пробегая по перилам, Высоцкий сорвался.

- Снимай! – орал он оператору, падая с 7-метровой высоты, и тот снимал.

Картина оказалась «не проходной». Высоцкий сочинил письмо на имя генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева:

«Уважаемый Леонид Ильич! Мы, артисты разных поколений, разных театров, объединенные одной работой по созданию фильма «Величие и падение дома Ксидиас» (таково рабочее название картины. – Прим. ред.), убедительно просим Вашего личного вмешательства в определение судьбы нашей работы. Над работой, в которую вложено огромное количество творческой энергии и государственных средств, нависла серьезная опасность. По воле людей недальновидных могут свестись к нулю напряженные усилия большого количества творческих работников…»

Режиссер картины Геннадий Полока отправился с письмом в ЦК. Но оно так и осталось без ответа. А фильм пролежал на полке 18 лет.

А из соседней квартиры стучали в стенку…

Организатором одного из концертов Высоцкого в Ленинграде была альпинистка Светлана Лепко, они познакомились на съемках «Вертикали». Высоцкий бывал у нее в «распутинском» доме, на улице Дзержинского, 64. Старец за полвека до того жил этажом выше.

Он пел, а из соседней квартиры стучали в стенку:

- Выключите магнитофон!

Людям в голову не могло прийти, что за стенкой – «живой» Высоцкий.

«У меня все песни о любви!»

Последняя встреча музыканта Михаила Кане с Высоцким оказалась совершенно случайной. Михаил зашел перекусить в молочное кафе «Ленинград» (Невский пр, 96) и очень удивился, увидев за столиком никем не узнаваемого всенародно прославленного барда. Высоцкий был один.

Неоднократно пел Высоцкий и в квартире Нины Ургант на проспекте Римского-Корсакова.

- Возвращаюсь домой и вижу, что Володя поет моей собаке Зурикелле! Я опешила: «Ты почему поешь собаке?» - «Нина, посмотри, как она слушает! Она меня понимает!» - «Посмотри в окно! Там полный двор народу - они тебя слушают!..»

«Володя, ну что ты так кричишь! Спой какую-нибудь песню о любви», - иногда просила Нина Николаевна. «Нина, ты не понимаешь, у меня все песни о любви!»

Владимир Желтов

Загрузка...
Размер шрифта:

Реклама

 
Главные темы
 
Новости партнеров
 
 

Видеосюжеты

 
 

 
↑ Наверх