19 апреля 2024, пятница
$ 59,76
€ 65,98
Сейчас: +12
Завтра: пасмурно, без осадков +19

Вокруг Европы – на яхте Петра I

На Соловках строят копию личного парусника Петра I. Энтузиасты из товарищества Северного мореходства планируют обогнуть на историческом судне Европу.

На Соловецких островах достраивают копию знаменитой яхты «Святой Петр», на которой император Петр I когда-то впервые пересек Белое море и которая считается одним из первых построенных в России боевых кораблей. Инициаторы строительства – энтузиасты из товарищества Северного мореходства - планируют в будущем не только повторить путь знаменитого монарха, но и обогнуть на историческом судне Европу.

Исторический «Святой Петр» был построен в 1693 году по образцу голландской морской «яхты для господ» архангельскими умельцами. Именно на этом судне император со свитой в 1694 году совершил паломничество на Соловки и чуть не погиб в страшном шторме, в котором его спасло лишь мастерство кормщика и подвернувшаяся по ходу следования Унская губа (залив) Белого моря. Затем «Петр» участвовал в походе 1702 года, а по истечению недолгого срока службы долгое время с почетом хранился в Архангельске как первый в городе исторический музейный экспонат. Яхтой в современном понимании судно назвать сложно – это был настоящий боевой корабль с 12 орудиями на борту. Более того, по сути, яхта была первым русским военным кораблем.

Инициатором создания современной копии парусника стало базирующееся на Соловках «Товарищество Северного мореходства», объединяющее энтузиастов изучения северорусской морской и духовной традиции, живущих в Архангельской области, Москве, Петербурге и Карелии. Помимо большой издательской деятельности это объединение ежегодно проводит экспедиции по различным районам Белого моря. Работа же по строительству императорской яхты, ведущаяся на частные вложения членов товарищества, началась еще в 2003 году, и сегодня входит в завершающую фазу. Практически закончена обшивка корпуса (она идет в три слоя), закуплен современный двигатель, который скоро будет установлен на яхте.

- Строить парусник начинал мастер из Санкт-Петербурга Дмитрий Головачев с небольшой бригадой, - рассказывает руководитель строительства Александр Лапенко, приехавший на Соловки из Великого Новгорода. - Описаний судна сохранилось немало, найти эти материалы не составило труда. К сожалению, специалистов по деревянному судостроению сегодня в России немного. Сегодня на верфи трудятся настоящие энтузиасты-добровольцы, причем в этом году их количество даже превысило необходимое число работников. Конечно, корабли времен Петра I трудно назвать совершенными. Планируемая расчетная скорость парусника – всего 8 узлов, водоизмещение – 32 тонны. «Святой Петр» будет способен находиться в автономном плавании около десяти суток, при этом ему не будут страшны условия полярных морей. У нашего судна много отличий от петровской яхты, по сути, остается только его облик. Мы применяем все новейшие технологии, начиная от пропитки дерева и заканчивая дальнейшей установкой современного навигационного оборудования.

Работа над парусником идет в огромном старинном монастырском сарае, в котором со временем вокруг стапеля образовался настоящий музей северного мореплавания, экспозиции которого могут позавидовать даже крупные музейные комплексы. Летом здесь не только идут работы над кораблем и экскурсии, но также проходят встречи с известными людьми. Зимой же, как рассказывают соловчане, музей, ставший одним из главных местных культурных центров, превращается в настоящее детское царство. Местные дети, не обласканные богатыми культурными возможностями, могут воспользоваться богатой местной фонотекой и видеотекой, отметить церковные праздники, а также посетить воскресную школу, керамическую и гончарную мастерские.

Среди планов «товарищей» относительно исторической яхты - продолжение экспедиций по Белому морю и за его пределами, в том числе морской поход вокруг Европы, а там и до кругосветки недалеко. Коммерческое использование парусника не планируется – чистота идеи для его создателей превыше всего.

- Экипаж яхты, а он будет составлять около десятка человек, уже практически сформирован, - говорит председатель «Товарищества Северного мореходства» известный архангельский историк, поэт и преподаватель Поморского государственного университета Василий Матонин. – Все его члены прошли курсы хождения под парусом в Хорватии, сдали специальные экзамены. - Уже сегодня мы планируем будущие экспедиции на Шпицберген, Вайгач и в другие замечательные места. Какова цель таких экспедиций? Есть большое желание попить чая на берегу дальнего заполярного острова!

Ходовые испытания «Святого Петра» запланированы уже на следующее лето. А пока недостроенное судно уже стало одной из достопримечательностей Соловков и настоящим магнитом для приезжающих на острова туристов.

Загрузка...
Размер шрифта:

Реклама

 
Главные темы
 
Новости партнеров
 
 

Видеосюжеты

 
 

 
↑ Наверх