29 марта 2024, пятница
$ 59,76
€ 65,98
Сейчас: +12
Завтра: пасмурно, без осадков +19

Урал, Урал-река… Вода холодней штыка

5 ноября исполнилось 75 лет со дня премьеры «Чапаева». Утром 5 ноября 1934 года у входа в кинотеатр «Титан» в Ленинграде появился написанный от руки плакат: «Сегодня новый звуковой фильм «Чапаев».

Комментарий

Комментарий

5 ноября исполнилось 75 лет со дня премьеры «Чапаева».

Утром 5 ноября 1934 года у входа в кинотеатр «Титан» в Ленинграде появился написанный от руки плакат: «Сегодня новый звуковой фильм «Чапаев».

На утреннем сеансе народу было не так много. Когда на экране появилась надпись «Конец фильма» и в зале зажегся свет, зрители продолжали сидеть на своих местах, словно завороженные. Пришлось директору  кинотеатра лично обратиться к народу: «Товарищи, всё!»

Тогда не было еще никакой рекламы, но отлично сработало сарафанное радио. Уже вечером зал в «Титане» был переполнен, а на следующий день купить билеты можно было, только отстояв длиннющую очередь…Народ толпами шел в кинотеатр с транспарантами: «Мы идем смотреть «Чапаева»!» Так рождалась легенда.

Кадр из фильма Чапаев
Кадр из фильма «Чапаев»


«Максим» теперь стреляет холостыми

Накануне 75-летнего юбилея легендарного фильма корреспонденты «Вечерки» Зинаида Арсеньева и Наталья Чайка отправились на «Ленфильм».

Чтобы прикоснуться к легенде -- прикоснуться не только в переносном смысле этого слова, но и в прямом -- ведь на студии хранится знаменитый пулемет «Максим», который снимался в этом фильме и был, если можно так сказать, третьим в любовной истории между Петькой и Анкой. А еще нам обещали показать бурку, в которой Чапаев, подобно грозному ангелу-истребителю, рассекал на своем ретивом коне.

Небольшая комната заставлена, завешана оружием самого разного калибра. Над письменным столом красивый затейливый узор составлен из шашек и сабель. На креслах множество пистолетов, револьверов, наганов…

Это рабочий кабинет начальника оружейно-пиротехнического цеха Аркадия Георгиевича Алексеева. Бывший военный летчик, он, выйдя на пенсию, пришел на «Ленфильм» и стал здесь «главным по оружию». Без его участия вот уже много лет не обходятся съемки ни одного фильма, действие которого так или иначе связано с войной.

Пулемет стоит в отдельной (так называемой офицерской) комнате на большом столе и сверкает, как начищенный самовар. Как шутит Аркадий Георгиевич, у них «Максима» часто так и называют: самовар!

Аркадий Алексеев:

-- У меня в хранении находится 869 стволов -- пулеметы, винтовки, пистолеты… Конечно, пулемет «Максим»-- один из самых знаменитых моих «подопечных». Ведь он снимался в легендарном «Чапаеве» -- фильме, который мы все любим, чтим. Этот фильм -- наша гордость!

Уже не осталось никого, кто работал над фильмом. А пулемет, как видите, жив и здоров. Он не только прекрасно выглядит, он еще и стрелять может! Но сейчас -- только холостыми патронами! Ведь мы на съемках отвечаем за безопасность.

На «Максиме» марка Императорского Тульского завода. «Тело» его весит 28 кг 250 г. Еще примерно столько же -- ствол. Воины таскали его на себе. И это была тяжелая работа.

«Попробуйте поднять!»

Мы попробовали. Ни я, ни фотограф Чайка оказались не в состоянии не то что поднять, а даже сдвинуть с места тяжеленный пулемет.

-- Аркадий Георгиевич, как же могла его таскать Анка-пулеметчица?  Это ж даже не каждому здоровому мужику под силу!

-- Видимо, сильная была девушка Анка! Революционерка!

-- «Максим» требует какого-то особого ухода?

-- В принципе, нет. Иногда мы делаем небольшой ремонт. Но в целом он рассчитан на долгий срок, сработан на совесть. И еще иногда снимается в кино! И до сих пор прекрасно стреляет. Но только холостыми патронами! Мы ведь отвечаем на съемках за безопасность всех, включая каскадеров.

Борис Бабочкин в роли Чапаева
Борис Бабочкин в роли Чапаева


Бурка в огне не горит и в воде не тонет

В хранилище костюмов нам обещали показать бурку, в которой снимался Борис Бабочкин. Сам-то Чапаев, как известно, на коне ездить не мог из-за ранения, а передвигался на красном «паккарде», конфискованном у адмирала Колчака. Но образ, созданный Борисом Бабочкиным, был так выразителен, что сегодня представить Чапаева без бурки и папахи невозможно так же, как Анку без пулемета.

Бурок  в костюмерной несколько. И никто точно не может сказать, в какой именно снимался Борис Бабочкин. Потому что все они «работают» много лет, не раз переходили с одних плеч на другие, кочевали по разным картинам. Но вот эта бурка, которая недавно демонстрировалась на юбилейной выставке «Ленфильма» в Невской куртине Петропавловской крепости, -- выглядит точно так же, как на экране. Это кавалерийская бурка -- длинная, до щиколоток (для пеших воинов делались короткие и без шва), с двумя швами по бокам, которые образуют жесткие, остроугольные плечи. Примеряю на себя. Да, тяжеловата, пожалуй! Зато тепло! Кроме того, бурка не промокает, ею можно было накрываться на привале…

Классика мирового кино или агитка?

«ЗА». Чапаев в развевающейся бурке -- это Бэтмен!

Александр Поздняков, киновед, режиссер:

-- «Чапаев» -- фильм исторический. И при этом -- чистая легенда. Но легенда настолько убедительная, что веришь: все именно так и было. Хотя и белый генерал Каппель никогда не наступал на чапаевские части, как показано в знаменитой сцене психической атаки; и Чапаев не погиб, переплывая реку Урал…

Но главное в фильме все-таки то, что режиссерам братьям Васильевым (которые, как известно, вовсе не были братьями) удалось создать для огромной страны героя, воспринимавшегося как защитник, спаситель.

Замечательна игра артиста Бориса Бабочкина. Он соединил в образе своего героя простоту, мужественность, наивность и волю. Получился фильм, близкий и понятный любому человеку -- от простого и необразованного, с улицы, до утонченного интеллигента. Потому что режиссеры опирались на архетипы. Долго искали финал фильма. Выбрали трагический -- Чапаев погибает красиво: тонет в реке Урал, которая воспринимается как Стикс. И его трагическая смерть вызывает у зрителя катарсис --очищение через страдание.

В этом фильме есть саспенс, когда нагнетается эмоциональное напряжение до тех пор, пока оно не достигает своего апогея. Знаменитая сцена психической атаки войск генерала Каппеля вошла в историю мирового кино как классический пример монтажного искусства. Каппелевцы идут стройными рядами в своих красивых мундирах. Эта сцена занимает в фильме 50 кадров. Они идут и идут. Они все ближе и ближе. А Анка все медлит, не стреляет, потому что хочет подпустить их поближе… И вот, когда зрительские нервы уже не выдерживают, в дело вступает пулемет.

Это вовсе не агитка. «Чапаев» -- это фильм-миф, который выразил национальную идею. По тем временам это был национальный проект. Сталин смотрел «Чапаева» десятки раз.

Противостояние красных и белых в принципе в фильме не столь уж важно, оно воспринимается сегодня как классическое для многих сюжетов противостояние плохих и хороших парней.

И образ Чапаева -- это не столько образ красноармейца, сколько образ романтического героя. Помните кадр, когда Чапаев в последний момент появляется как долгожданный спаситель? Он мчится на коне, в развевающейся бурке, с шашкой… Это же классика кино. Из этого кадра, из этого образа потом вышли многие герои, в том числе и голливудские. Чапаев в бурке -- это же Бэтмен, человек-летучая мышь!


«ПРОТИВ». Этот фильм похоронила его идеология

Олег Ковалов, режиссер, кинокритик:

-- Фильм «Чапаев» я впервые посмотрел на детском утреннике в кинотеатре «Зенит», куда меня привела бабушка. До этого я много слышал от своих одноклассников, что это, как сейчас говорят, крутая картина, и думал, что это какой-нибудь вестерн. Но, посмотрев,  не смог разделить восторг класса. Потому что уже тогда меня не удовлетворила картина гражданской войны, примитивное деление на красных и белых, я догадывался, что в жизни все было сложнее. В эпоху оттепели на экранах было много картин, даже советских, которые были намного интереснее по форме, а любой фильм стран социалистического лагеря был в сто раз интереснее «Чапаева». Так что мне были не интересны форма и язык этого фильма. Но вслух я, конечно, не признался, что фильм мне не понравился. Фильм «Чапаев» -- это священная корова, его ругать нельзя.

Один из секретов его популярности заключается в том, что он вышел  в 1934 году, когда был первый съезд Союза писателей, на котором Горький провозгласил метод социалистического реализма. И в литературе еще не было таких книг, а в кино уже был «Чапаев». Фильм появился в нужное время в нужном месте. И, конечно же, успеху способствовала сама фигура Чапаева в исполнении Бабочкина, он создал образ человека из народа, но очень обаятельного, каждый хотел себя с ним идентифицировать. Так что фильм говорил не о правоте красной идеологии, а показывал обаятельного красного командира. Бабочкин говорил, что он хотел сделать образ трагичным, показать Чапаева и прекрасным, и ужасным, но сцены расстрелов вырезали, и герой стал идеализированным, а в первом варианте фильм был жестче.

Думаю, этот фильм похоронила его идеология, мы не можем выдержать такой мягкий показ Гражданской войны, после «Конармии», «Белой гвардии» и литературы 20-х годов. 

Загрузка...
Размер шрифта:

Реклама

 
Главные темы
 
Новости партнеров
 
 

Видеосюжеты

 
 

 
↑ Наверх