18 апреля 2024, четверг
$ 59,76
€ 65,98
Сейчас: +12
Завтра: пасмурно, без осадков +19

Тарья Халонен: Мы знаем, каково это – быть соседями

Финляндия представляется страной, в которой царят порядок, чистота и технологии. О том, как северному государству удалось этого добиться, рассказала президент Тарья Халонен.

Комментарий

Комментарий

В последние годы Финляндия стал для многих петербуржцев чем-то вроде «зоны безмятежного отдыха». Каждые выходные с российской стороны границы в Брусничном, Торфяновке и Светогорске скапливаются сотни машин с российскими номерами. Что же так привлекает наших людей в соседнем государстве? Многое.

Во-первых, это безопасность. Забыв сумку с документами в финской забегаловке, вспомнив о ней через полчаса и вернувшись, вы, скорее всего, застанете ее все так же висящей на спинке стула, на котором сидели. А встреченный вами ночью на улице даже очень поддатый финн, будьте уверены, никогда не полезет к вам драться.

Во-вторых – чистота. Сразу после российско-финской границы почему-то заканчиваются завалы мусора как на обочинах, так и в глубине леса.

В-третьих – технологичность. Номер в любом, самом захудалом финском мотеле обязательно будет оборудован кондиционером и телевизором. Большинство АЗС вдоль трассы – автоматические, равно как и «скрытые полицейские» в ее самых неожиданных местах. Интернет есть даже в сторожках местных лесников. А о телефонизации страны, являющейся родиной Nokia и в массовом порядке отказывающейся от обычных аппаратов, не стоит и говорить.

Одним словом, Финляндия представляется визитеру из России страной, в которой царят порядок, чистота и технологии. О том, как маленькому северному государству удалось добиться всего этого, корреспондент «НВ» поговорил с президентом Финляндской Республики Тарьей Халонен в ее личной резиденции «Култаранта» близ города Турку.

- Несмотря на не самое благополучное прошлое, сегодня между Россией и Финляндией установились добрые партнерские отношения.

- Финляндия всегда была естественной полосой, разделяющей Россию и Швецию. И никогда не получала помощи от своих партнеров. К примеру, во время Зимней войны 1939–1940 годов перед нами стояла, казалось бы, невыполнимая миссия. Но тогда мы получили от других стран лишь благородные жесты сочувствия – ничего более. А позже, во время так называемой Войны Продолжения 1941–1944 годов, мы имели возможность выбора между Сталиным и Гитлером. Фантастический выбор!.. Думаю, Финляндия совершила ошибку, считая, что будет иметь больше возможностей с Гитлером. Мы не верили в то, что он хороший человек и политик. Но так поступили, потому что за плечами у финнов был жестокий опыт Зимней войны с СССР.

К счастью, Гитлер был побежден, и Финляндия обрела независимость. Исторический опыт усилил в финнах интуитивное чувство избирательности, благоразумия и тактичности в отношениях с политическими партнерами. Таким образом, можно сказать, что в международной политике Финляндия играет примиряющую роль. Один из моих предшественников, президент Финляндии Урхо Кекконен, однажды сказал, что он больше хочет быть доктором, чем пациентом. В его словах есть доля правды.

Но это просто сказать, что мы пытаемся сотрудничать с Европейским союзом и Россией, пытаемся балансировать в политике, находить взаимное понимание. На самом деле нам бывает трудно. История наших государств неоднозначна. И мы знаем, каково это – быть соседями. Когда речь идет о взаимоотношениях России и Китая, я по-дружески шучу с российскими коллегами: «О! Я могу тебе сказать, как вести себя с крупным коммунистическим соседом».

- А вот в отношениях России со странами Балтии, ранее входящими в состав СССР, сохраняется политическая напряженность…

- Страны Балтии очень малы по размерам и имеют иной тип исторического опыта, нежели тот, который имеет Финляндия или Швеция. Но мир меняется, и, надеюсь, страны Балтии будут развивать международные контакты. Мы должны понять, что в сегодняшнем мире ты не можешь быть одинок, следует интегрироваться и работать сообща. Существующая напряженность – это вид посттравматического синдрома. Это некое чувство, свойственное всем «детям» бывшего Советского Союза. Они чувствуют себя ущербно, как бы выброшенными «за борт» мирового политического мейнстрима.

Я пыталась уверить своих коллег из стран Прибалтики в существовании этого посттравматического синдрома. Будем надеяться, что они выберутся из своего психологического «подполья», говоря словами Достоевского. Потому что это наше прошлое, а прошлым нельзя жить. Нужно жить настоящим во имя будущего.

Поучительный исторический урок для всех нас можно взять из Библии. Вспомним историю про семью Лота – двух его дочерей и жену. Когда они покидали горящий Содом, жена Лота повернулась, чтобы посмотреть на разрушенный город, и в тот же момент превратилась в соляной столп. Урок таков: каждый должен помнить о прошлом, но нельзя оглядываться и сожалеть о нем, иначе ты рискуешь стать безжизненной статуей.

- Каким образом Финляндия вносит свой вклад в процесс глобализации экономики, политики, культуры?

- В первую очередь подчеркну, что Финляндия – это страна с открытой рыночной экономикой. Численность нашего населения – всего пять миллионов человек, но при этом в стране сформированы развитая промышленность и высокотехнологичная экономика. Поэтому Финляндия чувствует себя уверенно – мы способны производить и продавать товары другим странам - членам глобальной экономики. И как вы видите, другие государства охотно покупают финские товары. В этом смысле свободная торговля способствовала укреплению наших позиций на мировых рынках.

Еще в 1970-х годах мы знали, что в будущем на мировой арене будет происходить что-то серьезное и неизбежное. Начавшийся процесс глобализации заставил нас принять необходимые меры в экономике, и поэтому изменения не стали для нашей страны сюрпризом. В европейскую экономику мы интегрированы на протяжении уже 50 лет. Будучи членами единого европейского рынка, мы получили определенную выгоду. Наличие развитого внутреннего рынка, диверсифицированной экономики придает нам уверенности в глобальной конкуренции с такими крупными экономиками, как США или Китай.

- Но, наверное, даже высокотехнологичной Финляндии нелегко угнаться за этими мировыми гигантами?

- Тем не менее, мы пытаемся заверить Евросоюз, что наша страна способна брать на себя некую долю ответственности и играть заметную роль в мировой экономике. Если мы посмотрим на карту ЕС и сравним Финляндию с любой другой страной, то можно заметить, что мы ни в чем не уступаем. Ни в территориальных размерах, ни в уровне жизни населения, ни в размерах ВВП. Но, выйдя на путь глобализации, мы поняли, что даже хорошо подготовленное, но маленькое судно имеет в открытом море экономики очень слабые позиции. Оно неустойчиво и, пребывая в одиночестве, не сможет удержаться на плаву. Поэтому мы надеемся быть частью большого экономического флота.

Финская экономика ориентирована на то, чтобы быть конкурентноспособной по качеству производимых товаров, потому что мы не можем производить продукцию в больших количествах. Мы хотим быть лучше в качестве, а не в количестве. Именно поэтому мы так много инвестируем в образование и всегда ставим его во главу угла. Мы постоянно модернизируем нашу образовательную систему, начиная со школы и заканчивая университетами и исследовательскими институтами.

Например, объединяем в один узел университет, научно-исследовательский институт и коммерческие компании, заинтересованные в соответствующих научных исследованиях и подготовке специалистов. Инновации на сегодняшний день – самое важное направление. Подлинная демократия, прозрачное гражданское общество, отсутствие коррупции – вот столпы нашего государства. Именно это укрепляет нас и питает силами в преодолении трудностей на пути к глобализирующемуся рынку.

- Вы верите в честную глобализацию? Огромное количество людей по всему миру убеждены в том, что глобализация ведет к еще большему расслоению общества, увеличению пропасти между бедными и богатыми.

- Да, я верю в честную, справедливую глобализацию. Но, чтобы ее достичь, нужно хорошенько потрудиться. У вас в России, есть хорошая пословица: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда». Мы рассматриваем глобализацию как естественную часть рыночной экономики. Деньги – это только платежный ресурс, они не могут быть целью. Деньги – это то, что может сделать нашу жизнь благополучнее. Но они не значат что-то большее – сами по себе деньги не имеют никакой ценности.

Справедливое правительство, отсутствие коррупции, наличие гражданского общества, верховенство закона – все это свойственно развитым демократическим странам. Мы верим, что эти постулаты могут быть полезны и для других, развивающихся стран. И в нашей стране мы работаем над тем, чтобы достичь наилучшего сочетания стабильного развития и справедливого рынка.

- Однако социального расслоения в обществе при этом все равно избежать не удается?

- В Финляндии оно не столь заметно и болезненно, как в других демократических странах. Все зависит от грамотности проводимой властями политики.

- Вы часто употребляете термин «справедливая глобализация». Что вы вкладываете в это понятие?

- Я активно занимаюсь вопросами глобализации с момента своего избрания на пост президента Финляндии в 2000 году. Меня также пригласили стать сопредседателем комиссии по социальному измерению в глобализации при Международной организации труда. Вместе с моим коллегой, тогдашним президентом Танзании Бенджаминой Мкарой, мы сконцентрировались на возможности реализации стратегии справедливой глобализации. Мы всегда считали, что тот, кто реалистичен и целеустремлен, имеет адекватный взгляд на мир. В то же время мы осознаем, что глобализация имеет разные лица в разных частях света, в разных национальных сообществах. И мы не можем не учитывать этот фактор.

С вопросом справедливой экономической глобализации тесно увязан и вопрос изменения климата. Фактически это две стороны одной медали. Нельзя достигнуть стабильного экономического развития без решения вопросов, связанных с человеком и природой. Если мы будем честными, справедливыми по отношению к каждому человеку, конкретной персоне, то мы сделаем больше и для честной глобализации.

- Говоря другими словами, справедливость, как и любовь, начинается с малого…

- Вот именно. Могу сравнить честную глобализацию со своего рода «школой человеколюбия». Думаю, чем больше мы сейчас работаем над этими вопросами, тем менее заметными будут наши трудности в перспективе. Ведь процесс глобализации и климатические изменения будут происходить независимо от того, соглашаемся мы с ними или нет. Но мы окажемся в выигрыше лишь в том случае, если сегодня учтем эти изменения.

- Недавно в Екатеринбурге прошел стартовый саммит глав стран группы БРИК – Бразилии, России, Индии и Китая. Какую роль, по-вашему, в процессе глобализации играют эти страны?

- Надеюсь, что странам БРИК удастся избежать ошибок, которые в последние годы сделали США и ведущие европейские государства. Страны БРИК усиливают свои политические и экономические позиции в мире. В будущем они могут играть лидирующую роль в глобальной экономике. Россия относится к странам с переходной экономикой. Ваша страна делает успешные шаги к созданию цивилизованной рыночной экономики. Конечно, не обходится без неизбежных трудностей и искушений. Но надеюсь, вы сможете их успешно преодолеть. Более того, Россия поможет преодолеть эти трудности и другим государствам. Все мы люди и живем на одной планете. И я не знаю другой планеты, на которой мы могли бы жить.

- Россия имеет сухопутную границу лишь с одной страной, являющейся членом НАТО, – с Норвегией. Насколько вероятно, что вскоре вторым государством - членом НАТО, с которым граничит Россия, станет Финляндия?

- Могу заверить, что на сегодня Финляндия не готова к полноценному членству в НАТО. Более того, этот вопрос для нас неактуален. По отношению к членству в альянсе мы находимся примерно в такой же ситуации, как Норвегия - по отношению к членству в ЕС. Европейский союз хотел бы видеть Норвегию в своем составе, но норвежцы до сих пор колеблются. Два раза - в 1972 и 1994 годах - наши скандинавские соседи пытались решить этот вопрос на референдуме, но безуспешно. На первом референдуме основные опасения норвежцы связывали с ограничением независимости страны, на втором - с сельским хозяйством. В то же время все знают, что Норвегия может быть полноценным членом ЕС.

Финляндия, так же как и Швеция, Австрия, Ирландия, в вопросе о вступлении в состав НАТО следуют в русле норвежской политики относительно вступления в ЕС. Эти страны могут быть друзьями НАТО, они плотно работают в сфере международного сотрудничества, но до сих пор сохраняют военно-политический нейтралитет.

Загрузка...
Размер шрифта:

Реклама

 
Главные темы
 
Новости партнеров
 
 

Видеосюжеты

 
 

 
↑ Наверх