20 апреля 2024, суббота
$ 59,76
€ 65,98
Сейчас: +12
Завтра: пасмурно, без осадков +19

Каким будет мир после кризиса?

Нынешние финансовые потрясения, которые сравнивают с «великой депрессией», могут до неузнаваемости изменить политическую карту мира.

Комментарий

Комментарий

Нынешний экономический кризис, который сравнивают с «великой депрессией», может до неузнаваемости изменить политическую карту мира. Это значит, что впереди нас ждет вереница эпохальных событий, которые приведут к глобальным геополитическим изменениям.

Но каким будет посткризисный мир – многополярным, однополярным, биполярным? Удастся ли США сохранить свои уже пошатнувшиеся позиции или нас ждет «азиатский век» и возвышение Китая? Какие могут появиться геополитические альянсы и союзы? Удастся ли нам пережить экономические неурядицы без войн, революций и погружения в хаос? Какое место суждено занять России в мире XXI века?

По мнению большинства экспертов, поднявшаяся год назад финансовая буря временно приутихла, но в дальнейшем будет только набирать силу. При этом он грозит обрушить (полностью или частично) современный миропорядок, сложившийся в 1945 году по итогам второй мировой войны.

Авторитетные российские экономисты Михаил Хазин и Андрей Кобяков, предсказавшие нынешний кризис еще в 2000 году, полагают, что «сегодня речь идет о распаде мировой финансовой системы, основанной на долларе». Более полвека США играли роль первой скрипки в глобальной экономике благодаря эксклюзивному праву эмиссии мировой валюты. Именно за счет бесконтрольного печатания зеленых фантиков с портретами президентов Штаты оказались в королевских условиях – производя всего 20 процентов мирового ВВП, они потребляют целых 40 процентов.

Но поскольку при капитализме предложение на определенном этапе начинает превышать «совокупный спрос», элита США была вынуждена открыть глобальное «финансовое казино», накапливать астрономические долги и раздувать рыночные «мыльные пузыри», которые постепенно отрывались от реальной экономики. Но продолжаться так вечно не могло – разразившийся в 2007 году кризис на рынке недвижимости стал сигнальным выстрелом, после которого начался «сход лавины». Теперь, как полагают Хазин и Кобяков, «сложившаяся мировая экономика будет распадаться, роль США падать, а это приведет к тектоническим геополитическим сдвигам»…

…Нынешний кризис для мира стал самым тяжелым финансовым потрясением со времен «великой депрессии». Кризис перепроизводства 1930-х годов привел к абсолютно новому миропорядку. Но если бы мы перенеслись на 70 лет назад и сообщили разорившемуся нью-йоркскому брокеру, что за перемены грядут впереди, то он, скорее всего, покрутил бы пальцем у виска. Ведь людям той эпохи последующие события казались бы чем-то из области фантастики.

Что это за события? Невиданное ранее падение производства (на 15–40 процентов), из-за которого миллионы людей в США и Европе остались без работы, денег, еды и крыши над головой. Приход к власти в Германии Адольфа Гитлера и ужесточение режимов в других странах Европы. Кровопролитная Вторая мировая война, которая унесла десятки миллионов жизней, но позволила США вновь «разогнать» промышленность и вывести экономику из депрессии. Закат Великобритании, которая, потеряв свои заморские колонии, превратилась, пожалуй, лишь в третью по значимости страну Европы. Рождение биполярного мира во главе с доселе второразрядными державами – США и СССР. Начало объединения Европы, которая, казалось, навсегда отравлена ядом взаимной вражды. И, наконец, появление авторитетных международных организаций – ООН, НАТО, Европейское экономическое сообщество (будущий ЕС), которые стали первым опытом наднационального управления.

Как и во время «великой депрессии», нынешний кризис уже «взялся за кисть», чтобы начать рисовать новую геополитическую картину мира. Так, на наших глазах на смену элитарному клубу G-8 пришел более демократичный форум G-20, ставший символом нарождающегося многополярного мира.

Параллельно США устами своего президента Барака Обамы провозгласил «глобальную перезагрузку», фактически публично отказавшись от всемирного диктата, а страны Европы согласились «потесниться» в МВФ и Всемирном банке в интересах развивающихся экономик. И все это, судя по всему, только начало…

Аналитики выделяют восемь возможных сценариев дальнейшего развития геополитических событий.

Сценарий № 1. На смену однополярному миру придет многополярный

По самому популярному сценарию США в результате кризиса окончательно лишатся статуса сверхдержавы и эксклюзивной роли главного финансового центра – на смену однополярному миру придет многополярный. Как полагает директор Института проблем глобализации Михаил Делягин, «мировая финансовая система, основанная на долларе, канет в Лету. Возникнет несколько валютных зон со своими расчетными или даже резервными валютами. Мир разобьется на региональные группы, и более активное развитие начнется уже внутри них. То есть на смену глобализации придет регионализация».

Чьи голоса будут звучать в «многополярном хоре», предсказать нетрудно. Это все те же США, Евросоюз, Китай, Россия, Индия, Латинская Америка, исламский мир и, возможно, Африка. При этом в XXI веке произойдет стремительно возвышение незападных цивилизаций. Но если у Китая и Индии «счастливый билет в светлое будущее» уже фактически в кармане, то нашей стране придется изрядно потрудиться. По мнению президента компании экспертного консультирования «Неокон» Михаила Хазина, «если Россия сможет создать независимую финансовую систему и вовлечь в рублевую зону соседей, то это приведет к возрождению СССР, по крайней мере, экономически». При этом одних финансовых усилий будет недостаточно, чтобы составить самостоятельный полюс многополярного мира, России придется разработать собственный «исторический проект», основанный на привлекательной идеологии и успешной социально-экономической модели.

Сценарий № 2. На планете будет править «мировое правительство»

Но будет ли многополярный мир более справедливым и безопасным, чем умирающий многополярный? Не стоит забывать, что в XXI веке перед человечеством маячит перспектива перенаселенности, исчерпания минеральных ресурсов и пресной воды, а также нехватки продовольствия. Это может привести к «глобальной Европе 1914 года» - формированию военно-политических блоков и ожесточенной схватке за место под солнцем. Однако если великие державы создадут некие механизмы «коллективного лидерства» (скажем, на базе G20) – что-то вроде «мирового правительства», – то у планеты будут неплохие перспективы.

Сценарий № 3. Погружение в хаос

В последнее время множится число экспертов-алармистов, которые полагают, что без новой драчки за передел мира дело, увы, не обойдется. Ведь всеобщее погружение в хаос – это идеальная возможность для хитроумных «геополитических рыболовов» (прежде всего американских) попытаться поймать свою золотую рыбку в мутной воде. К тому же вооруженный конфликт, по словам Михаила Хазина, - «это мощный домкрат, который позволяет поднять лежащую экономку, снова загрузить промышленность и обеспечить предприятия госзаказами».

Итальянский журналист и депутат Европарламента Джульетта Кьеза в свою очередь полагает, что «развитие кризиса может привести к масштабным войнам за ресурсы уже в ближайшем десятилетии. И Китай, и США имеют гигантскую потребность в энергии. Когда наступит серьезный энергетический кризис, будет величайшее искушение решить эту проблему силой. А президент Академии геополитических проблем Леонид Ивашов напоминает, что «США даже в кризис продолжают накачивать свои военные мускулы, – расходы на оборону в прошлом году превзошли аналогичные расходы у остальных стран мира вместе взятых».

Кроме того, с помощью системы глобальной ПРО, размещения оружия в космосе и показного атомного разоружения Штаты пытаются создать для себя «ядерную однополярность», при которой они смогут нанести ядерный удар по любому противнику без риска получить ответный удар. «Для чего это все затевается, если не для большой войны?» - задается вопросом американский политолог Уильям Энгдаль.

Сценарий № 4. Штаты останутся единственной сверхдержавой

Одна из главных интриг современности - удастся ли США возродить Pax Americana после кризиса. Американский политолог Уильяма Энгдаля полагает, что для этих целей Штатам придется повторить трюк с «великой депрессией», то есть «незаметно столкнуть лбами своих конкурентов в Евразии и выйти из кризиса наименее ослабленными». При этом на Америку «работает» ее статус глобальной «научной лаборатории». По мнению директора Института прикладной математики Георгия Малинецкого, «если США воспользуются переходом к VI технологическому укладу (нанотехнологии, «новая энергетика», робототехника и генная инженерия) и первыми построят инновационную экономику будущего, то впереди нас очередной «американский век».

Впрочем, геополитическая фортуна может на этот раз повернуться к Штатам спиной. К тому же многие эксперты предрекают скорый закат «технологической цивилизации». По словам Михаила Хазина, «чем хитроумнее хай-тек, тем сложнее его окупить. И чтобы вернуть затраты на высокие технологии, требуется постоянный захват все новых рынков сбыта».

- В условиях глобализации новые рынки можно найти лишь на Марсе или Венере, - иронизирует аналитик.

Сценарий № 5. На смену американцам придут китайцы

Все больше экспертов придерживаются мнения, что в новом веке однополярный мир будут выстраивать на США, а КНР. По словам китаеведа Андрея Девятова, «Китай сейчас наслаждается самым благоприятным для себя космическим циклом – «малым процветанием», – пик которого придется на 2020-е. Причем нынешний взлет китайской цивилизации стоит в одном ряду с великими «эпохами расцвета» во времена династий Хань (III век до новой эры – III век новой эры) и Тан (VII – X века)».

Поднебесная действительно пытается застолбить за собой «козырное местечко» в посткризисном мире – скупает ресурсные месторождения, развивает внутренний рынок, а также налаживает связи с многомиллионной общиной китайцев за рубежом (хуацяо). И хотя Китай издревле считает себя Срединной империей, чью «благодатную власть» однажды признают «варварские окраины», он едва ли мечтает об открытом доминировании. Ведь геополитические неудачи США и СССР подтвердили горькую истину: «Бери ношу по себе, чтоб не падать при ходьбе».

Сценарий № 6. США и КНР вступят в конфликт

Многие аналитики полагают, что даже Америка сегодня уже не горит желанием наступать на старые «однополярные грабли». Но если США с Китаем все же вынашивают планы мирового господства, то это неминуемо приведет к их столкновению (не обязательно вооруженному), и тогда России придется выбирать между двух зол.

Редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов считает, что «не стоит недооценивать противоречия между США и КНР, равно как и прочность трансатлантического альянса». Если Америка с Китаем за ширмой G2 продолжат строить друг другу козни, то это может привести к их лобовому столкновению. И при выборе Россией союзника чаша весов может при определенных условиях (отказ китайцев от колонизации Сибири в обмен на сырье) склониться в пользу Поднебесной.

Сценарий № 7. Америка и Китай «сообразят на двоих»

Сегодня многие аналитиков склоняются к мысли, что до американо-китайского конфликта дело не дойдет, – обеим державам куда выгоднее «сообразить на двоих» мировое лидерство. Тем более что Вашингтон и Пекин, по выражению публициста Максима Калашникова, «похожи на двух пьяных, которые еле-еле стоят на ногах, поддерживая друг друга». Так, Штаты нуждаются в дешевых товарах с пометкой «сделано в КНР» и очень боятся, что Пекин обрушит американскую валюту, выбросив на международные рынки их гособлигации. В свою очередь Китаю позарез нужны заокеанские рынки сбыта, щедрые западные инвестиции и высокие технологии.

В этом году два «гроссмейстера» американской внешней политики – Збигнев Бжезинский и Генри Киссинджер – предложили Китаю оформить экономический союз двух гигантов политически. Как полагают аналитики, за словами о создании нового элитарного клуба «Большая двойка» (G2) и «разделе ответственности за современный миропорядок» кроется крупная геополитическая сделка. «Скажем, Китаю достанется вся его большая периферия: Юго-Восточная и Центральная Азия, азиатская часть России, КНДР. Он все это будет долго и упорно поглощать, а американцы смогут тогда заняться всем остальным», - считает Директор института политического и военного анализа Александр Храмчихин.

Сценарий № 8. Евроссия в противовес Китамерике

Проекты американо-китайского глобального тандема ввергли мир в настоящий шок - в ЕС немедленно заговорили о грядущем появлении «Евроссии» как противовеса «Китамерике». С такой идеей еще летом выступил итальянский геополитический журнал Limes. По мнению директора программ России и СНГ Германского совета по внешней политике Александра Рара, «в этом проекте есть здравое зерно. Ведь РФ и ЕС на самом деле дополняют друг друга не меньше, чем США и Китай. Россия нуждается в европейских инвестициях и технологиях, а Европа – в российском сырье, рынке сбыта и рабочей силе. Россия – это часть европейской цивилизации, и это мнение сегодня разделяет значительная часть элит Евросоюза и РФ».

Теоретически «Китамерика» и «Евросссия» могут стать обновленной версией двуполярного мира – как показала холодная война, эта модель позволила человечеству полвека прожить без глобального конфликта.

Загрузка...
Размер шрифта:

Реклама

 
Главные темы
 
Новости партнеров
 
 

Видеосюжеты

 
 

 
↑ Наверх