20 апреля 2024, суббота
$ 59,76
€ 65,98
Сейчас: +12
Завтра: пасмурно, без осадков +19

«Дом-2»: пятилетие пошлости

Беспрецедентный по запредельной пошлости проект давно требует критического осмысления, чтобы понять причины, по которым низкопробное зрелище пользуется такой популярностью.

Комментарий

Комментарий

Скандальное реалити-шоу маячит в вечернем эфире на канале ТНТ вот уже пять лет. Его много раз пытались закрыть из соображений цензуры и нравственности. Но проект, адресованный подросткам, имеет высокий рейтинг и приносит доход. Потому борьба с ним пока обречена на поражение.

Беспрецедентный по запредельной пошлости проект, он давно требует критического осмысления. Это важно хотя бы для того, чтобы понять причины, по которым низкопробное и, прямо скажем, скучное зрелище пользуется такой популярностью.

День сурка - не злобные телезрители и не остроумные блогеры придумали. Так назвал жизнь на телепроекте «Дом-2» его экс-участник Роман Третьяков. Расшифровывать вроде бы и не требуется - каждый день одно и то же: перетирание чужих отношений и - интриги, интриги (участники их еще называют «движуха»).

Увы, сложно найти критика, потому что более-менее интеллигентные люди не в состоянии смотреть это шоу не то что каждый вечер, а даже раз в неделю. Но корреспондент «Вечернего Петербурга», культуролог Ирина Богданова принесла свои вечера в жертву, честно сидела перед телевизором, наблюдая за жизнью участников реалити-шоу, и сделала определенные выводы.

Режиссерские «находки»

Актеры в «Доме-2» под руководством не самых талантливых режиссеров разыгрывают как бы любовь. Предсказуемость - стопроцентная, режиссерских «находок» - раз-два и обчелся. Первая и главная, бородатая до оскомины - «скелет в шкафу». Нечто компрометирующее в прошлом либо в настоящем (это участники называют «косяки»): нерасторгнутое супружество, незаявленные дети, партнер за периметром, измена нынешнему партнеру.

Вторая тоже не нова: разбить сложившуюся пару новым участником.

Третья «находка» - провокация и травля. Выбирается участник, к которому якобы весь коллектив имеет претензии по поводу неэтичности поведения (а все остальные, разумеется, чистые ангелы!), и начинают его методично и психологически изводить, и физически выдавливать.

Голая коммерция

«Дом-2» постоянно обвиняют в безнравственности, но даже безнравственность эта какая-то уж слишком некреативная. Можно быть Дон Жуаном, а можно - серийным насильником с трехклассным образованием. А еще, знаете, есть виртуозная лексика, которой и заслушаться можно, а есть тупой подростковый набор по типу «я знаю три слова». Похоже, участники проекта больше этих трех слов никогда не знали и, главное, знать не хотят.

Слоган проекта - «Построй свою любовь». Но это - прозрачная ширма даже для самых простодушных. На самом деле цель проекта - голая коммерция, т.е. шоу в чистом виде, которое, по логике создателей, может быть интересно только при тотальной деструкции, разрушении любых отношений. Непрерывный конфликт, непрерывная агрессия, непрерывное насилие в любых формах - о какой любви можно говорить?! Разрешили бы показывать убийства в прямом эфире - показывали бы!

Вне всякого сомнения, в долгосрочной перспективе у многих, прошедших «Дом-2», возникнет опасный для здоровья неизбежный эффект - глубокое (хотя, возможно, на первых порах и не осознаваемое) психологическое травмирование, а может, и необратимое разрушение психики и личности.

Тем не менее, молодежь рвется на проект, видя в нем свой шанс выскочить в мир шоу-бизнеса и не страшась никаких унижений на этом, как им кажется, быстром пути. Что за мелочи, когда маячит ясная цель - московская квартира, дорогая машина и завидная высокооплачиваемая работа…

Зеркало чего?...

«Дом-2» показывает людей не такими, как нам хотелось бы, а такими, какие они есть», - пишет журналист Андрей Архангельский. Позвольте не согласиться! «Дом-2» показывает людей такими, какими их хотят видеть на экране руководители проекта, и эта чужая оптика навязывается нам как объективность. И, знаете, хватит кормить нас сказками о том, что телевидение - зеркало жизни. Телевидение - зеркало коммерческих, политических и идеологических интересов его хозяев, эффективный инструмент манипулирования общественным сознанием. И больше ничего.

И все-таки, несмотря на все вопли защитников неограниченных свобод, вопрос остается: позволительно ли частной корпорации получать прибыль за счет, мягко говоря, нравственной дезориентации нации и в первую очередь молодежи? Это ведь только состоявшимся опытным людям скучно, а неокрепшим умам от всего этого, увы, уже пять лет «прикольно»! Они зачастую и не предполагают, что в человеческом общежитии возможны совсем другие отношения и другие чувства.

Справка:

11 мая 2009 года проекту «Дом-2» на ТНТ исполнилось 5 лет. За это время в реалити-шоу успели поучаствовать более 700 человек.

- В 2005 году «Дом-2» был занесен в «Книгу рекордов России» как самое длинное ежедневное реалити-шоу на российском ТВ.

- В 2006 году канал ТНТ продает формат реалити-шоу «Дом-2». Любовь» американской корпорации Sony Pictures Television International (SPTI), и это первая сделка такого рода в истории отечественного телевидения.

- В течение пяти лет участники «Дома-2» построили в поселке на Истре три дома и один курятник.

Комментарии:

Кандидат социологических наук (Институт социологии РАН) Мария Мацкевич:

- Интерес к реалити-шоу, конечно, не чисто российский феномен. Такие шоу интернациональны, их сценарии похожи, есть амплуа, под которые подбирают участников. Авторы «Дома-2» утверждают, что их проект уникален, идею покупают другие страны. По-видимому, программа не всеми воспринимается как «внушающая сексуальную и моральную вседозволенность». Основная аудитория - подростки и молодые люди. Для них «Дом-2» - источник образцов поведения в разных ситуациях. Проблема не столько в том, что «Дом-2» предлагает «плохие» образцы или некие не устраивающие старшее поколение ценности, сколько в отсутствии конкурентных образцов. Если не предлагаются альтернативы (привлекательные), разве это вина авторов отдельного проекта? Даже если при этом эксплуатируются не лучшие чувства и душевные свойства.

Руководитель Лаборатории социально-политических технологий «АМП СПб» кандидат психологических наук Алексей Шустов:

- Всё то, что происходит «в периметре», можно постоянно видеть в обычной жизни. Неверно было бы полагать, что телевизор легализует всё то грязное, от чего старшим поколениям хотелось бы оградить своих детей. Сейчас источников информации, сливающих негатив на головы каждой девушки и каждого юноши, без счёта, и, закрыв «Дом-2», оградить их от пагубного влияния не удастся.

Несомненная для меня позитивная функция «Дома-2» состоит в следующем. Девушка, брошенная первой любовью, или парень, от которого впервые в жизни подруга ушла к другому, видят на экране, что такое происходит не только с ней или с ним. Показ того, что с подобной «трагедией» можно справиться (пусть варианты выхода обычно не лучшие), приводит к существенному психотерапевтическому эффекту. Попыток самоубийств среди постоянных зрителей «Дома-2», уверен, меньше, чем среди тех, кто ничего подобного никогда не видел. При этом для самих участников, конечно, нахождение внутри является очень серьезным стрессом.

От редакции:

Готовя к публикации этот материал, мы сомневались: а зачем это вообще нужно? Для чего нам анализировать драматургические ходы и общественную значимость навозной кучи? Тем более что этот «юбилей» непременно вызовет к жизни многочисленные статьи в самых массовых СМИ (кстати, так и случилось), и мы туда же. Были, были сомнения. При всем уважении к компетентной и здравой критике нашего автора. Как выговаривал Берлиоз Ивану Бездомному - вы изобразили Ииуса отрицательным и неприглядным персонажем, а дело не в том, хорош он или плох, а в том, что на самом деле его не было вовсе!

То есть суть не в том, насколько хорош или плох режиссерский замысел этой помойки, скучное это шоу или талантливая манипуляция незрелым сознанием пубертатного племени, даже не догадывающегося о том, что можно почитать книжку или посмотреть хорошее кино и получить от этого удовольствие. А дело в том, что «Дом-2» давно просится из сферы «художественного анализа» и даже бизнес-анализа - в сферу уголовно-процессуального права.

Поместить статью в газете окончательно решили после того, как услышали от нескольких знакомых, что это смотрят - нет, не их дети, а …их мамы. Находящиеся еще в далеком от маразма возрасте и вообще в здравом уме. Быть может, наш посыл, обращенный к взрослым людям, а не к 12-летним девчушкам (которым по определению бесполезно что-либо запрещать), дойдет наконец по назначению?…

А что касается рассуждений типа «пусть лучше подростки смотрят это, чем идут на улицу грабить и убивать», - так ведь ничего не мешает зрителям этого зверинца сначала выключить телевизор и потом пойти на улицу. И там, в том числе убивать. Картонные персонажи, картонная жизнь, картонная смерть - сначала души, а потом и тела. В таком вот порядке.

Загрузка...
Размер шрифта:

Реклама

 
Главные темы
 
Новости партнеров
 
 

Видеосюжеты

 
 

 
↑ Наверх