20 апреля 2024, суббота
$ 59,76
€ 65,98
Сейчас: +12
Завтра: пасмурно, без осадков +19

Анафема журналиста не остановила

РПЦ отлучила псковского корреспондента от церкви за его критические публикации, но он продолжает обвинять в коррупции настоятельницу женского монастыря.

Комментарий

Комментарий

Набирает обороты скандал с отлучением от церкви собственного корреспондента «Правды» в Пскове Олега Дементьева, который обвинил настоятельницу Спасо-Елеазаровского монастыря в коррупции. После анафемы журналист оказался в центре внимания и… продолжил свою неодобренную РПЦ деятельность.

– Мы съездили в Елизарово, где встретились с местными жителями, которые не только подтвердили то, о чем ранее я писал, но и добавили свежих новостей, – рассказал корреспонденту «Невского Времени» Олег Дементьев. – А заодно предложили свой выход из ситуации. В частности, один из местных жителей на вопрос, как быть дальше, прямо сказал: «У меня есть большой самовар с медалями. Нужно собраться всем вместе – настоятельнице, Дементьеву, местным жителям – попить чайку и спокойно решить все проблемы мирным путем». Лично я такую идею поддержал двумя руками. Ведь никакого злобного отношения у меня к священнослужителям нет. Если сеешь вокруг добро, добром и откликнется. Но... Пока решить эти вопросы не представляется возможным из-за позиции настоятельницы, которая неукоснительно выполняет чужую волю. Бог ей судья.

Поводом для решительных действий главы Псковской епархии владыки Евсевия (Саввина) по отношению к журналисту стали его публикации, в которых Олег Дементьев приводил некоторые негативные факты из жизни женского Спасо-Елеазаровского монастыря, расположенного в 30 километрах от областного центра. Досталось на газетных страницах и его настоятельнице игуменье Елисавете (Беляевой). В частности, журналист утверждал, что обитель во главе с игуменьей желает захватить как можно больше земли вокруг Елизарово. При этом в ход, по утверждению журналиста, идут прямые угрозы в адрес тех, кто не желает по доброй воле расставаться со своим имуществом, вплоть до поджогов. По данным, которым располагает Олег Дементьев, мать-игуменья за последнее время превратилась в самого настоящего латифундиста.

– Всего один, но достаточно красноречивый факт: по данным Росрегистрации настоятельница имеет в собственности 14 земельных участков общей площадью свыше 3 гектаров. Их рыночная стоимость по самым скромным подсчетам составляет более 6 миллионов рублей, – рассказал корреспонденту «НВ» Олег Дементьев. – Самому же Спасо-Елеазаровскому монастырю принадлежит почти 21 гектар.

А не так давно игуменья обратилась в Псковское областное собрание депутатов с требованием принять специальное постановление, где определялись бы границы охранных зон собора Спасо-Елеазаровского монастыря. Если бы ее предложение стало законом, то в них попало бы более 3 тысяч гектаров земли. Плюс к тому – 10 населенных пунктов, не говоря уже об озерах, лесах. И в том числе – спортлагерь «Нептун» детско-юношеской школы олимпийского резерва «Барс». Этот объект расположен на территории самого поселка Елизарово и давно не дает спокойно спать монастырю.

– Не получилось, – продолжает наш собеседник. – Не последнее слово тут сказала и областная прокуратура. В акте проверки по поводу планируемых границ было прямо сказано: в предлагаемом проекте «усматриваются коррупциогенные факторы». Как говорится, выводы делайте сами.

Следует заметить, что Псковская епархия уже пыталась бороться с Олегом Дементьевым. После того как в конце прошлого года его статьи увидели свет, клирики посчитали себя оскорбленными и обратились в соответствующие – светские – инстанции. По факту клеветы было подано исковое заявление. Выслушав все pro и contra, городской суд в апреле признал Олега Дементьева виновным в распространении информации, которая «не соответствует действительности, а также порочит репутацию Спасо-Елеазаровского монастыря и самих монашествующих особ». Однако журналист не признал иски заявителей и уже ждет ответ из Верховного суда РФ. Кроме того, письма, в которых он изложил свою позицию по этому вопросу, направлены в канцелярию президента РФ, а также патриарху Кириллу. От главы государства ответа пока не последовало. Но зато не стала ждать церковь – последовала анафема.

Псковская епархия оказалась первой, где творчески восприняли положения «Основ социальной концепции Русской православной церкви», в которых прямо говорится, что глава епархии может предать человека каноническим наказаниям «в случае систематического сознательного искажения информации о церковной жизни».

К факту анафемы в церковной среде отношение неоднозначное. Но, зная крутой нрав самого владыки Евсевия, открыто эту ситуацию никто комментировать не решается. Однако в беседах с корреспондентом «НВ» некоторые священнослужители прямо указывают на то, что анафема применительно к светскому журналисту не соответствует самой сути церковного наказания:

– Какой смысл предавать анафеме человека, который вообще не воцерковлен, не соблюдает постов и так далее, – размышляет один из наших анонимных собеседников. – Допустим, некто является членом церковной общины и, по мнению батюшки, ведет себя неправильно, а именно – пьет, предается блуду или пуще того – нарушает законы общества. В этом случае есть смысл сказать этому человеку: не приходи в церковь, подумай над своим поведением. Исправишься – тогда потолкуем. Если следовать этому принципу, то у нас половину паствы нужно предать анафеме.

Кстати, в Псковской епархии неугодных не жалуют. Ее глава уже запрещал служение выдающемуся иконописцу архимандриту Зинону. Гонениям был подвергнуть протоиерей Павел Адельгейм, который в своей книге посмел спорить с волей владыки Евсевия.

Загрузка...
Размер шрифта:

Реклама

 
Главные темы
 
Новости партнеров
 
 

Видеосюжеты

 
 

 
↑ Наверх