29 марта 2024, пятница
$ 59,76
€ 65,98
Сейчас: +12
Завтра: пасмурно, без осадков +19

Алексей Учитель: Цой и Гагарин - последние герои

Спустя 20 лет после гибели Витора Цоя по-прежнему бушует «киномания». О масштабах и загадках личности Цоя рассказывает режиссер Алексей Учитель.

В начале августа стартует масштабная КИНОакция и Год Цоя. На днях в кинотеатре «Аврора» состоялся предпремьерный показ фильма Алексея Учитель «Последний герой», отреставрированного под цифровой формат.

В день гибели Виктора Цоя, 15 августа, эту картину увидят меломаны в 40 кинотеатрах России, Литвы, Казахстана. В рамках акции в каждом кинотеатре пройдут также рок-концерты известных и молодых групп с репертуаром группы «Кино», сбор подписей в поддержку инициативы внесения имени Виктора Цоя во Всемирный зал славы рок-н-ролла в Кливленде (США), фотовыставка и презентация альбома Наташи Васильевой-Халл «Незнакомое «Кино», оформление поклонниками «Стены Цоя»… О том, почему 20 лет спустя все так же бушует «киномания», о масштабе и загадках личности Цоя обозревателю «Вечернего Петербурга» рассказал известный кинорежиссер, народный артист России, художественный руководитель киностудии «Рок» Алексей Учитель.

Мне не стыдно за этот фильм

- Алексей Ефимович, ваш фильм был снят в 1992 году… Неужели тогда не было никакого проката?

- В 1992 году было несколько показов, но широкого проката действительно не было. Нынешняя вторая попытка - это не только моя инициатива. Ко мне обратились продюсеры с предложением вернуть «Последнего героя» в кинотеатры, широкому зрителю, причем в новом, цифровом, качестве. Любой режиссер хочет, чтобы его картины, как и песни Цоя, слушали, смотрели как можно дольше. Мне не стыдно за этот фильм. Был сделан цифровой мастеринг. Качество цифрового кинематографа намного выше, чем обычного DVD. Восстановили, насколько возможно, цвет, попытались очистить звук.

- А что за история, вынесенная кратко в титры, что оригинал фильма был утерян, а найден совсем недавно?

- Негатива так и нет, магнитной фонограммы - тоже. Представителям компании «Невафильм», взявшейся за этот проект, в Госфильмофонде сначала сказали, что негатив имеется, потом, «порывшись», выяснили, что его нет. Нашлось две копии. Одна за двадцать лет «бережного хранения» в Госфильмофонде стала такого рыжего цвета. Ребята пришли в ужас! Вся эта идея была под большим вопросом. И только в феврале на складе одной из петербургских киностудий продюсер Валерий Савин изъял еще одну копию, которая там хранилась. На этой копии прочитал слово - «эталонная». Она там обнаружилась каким-то чудесным образом, потому что не должна быть на студии, а должна остаться на фабрике, где делается тираж. Тем не менее эта «эталонная» копия позволила получить более-менее приемлемое изображение, которое можно теперь смотреть на большом экране. В Петербурге просто ужасающая ситуация, особенно на Студии документальных фильмов, моей родной студии. Когда в хранилище случился пожар, наши студийцы просто героическими усилиями спасали коробки с фильмами, перебирали. Я сам видел, они были все в саже, копоти… Сколько всего пропало и в этом пожаре, и в хаосе начала 90-х - кошмар.

Хотя, конечно, негатив бы нам не помешал! Мне даже пришла такая мысль: поехать в Южную Корею, поискать там! Корейцев личность Цоя чрезвычайно интересовала. В начале двухтысячных южнокорейцы всерьез собирались снимать что-то подобное. Приезжали в Россию, мы им помогали проводить кастинг, консультировали. Тогда-то я убедился, что Цой очень популярен в Южной Корее. Вполне возможно, негатив может всплыть и там. А вдруг в Корее уже идет наше кино, все его смотрят?! Возьмем камеру и отправимся в Азию проводить документальное расследование…

alt
Алексей Учитель

Цой не просто жив. Что поразительно - он по-прежнему кумир!

- «Последний герой» ведь фильм документальный. Сила документального кино огромна…

- Во ВГИКе я веду «смешанный» курс, где снимают и игровое кино, и документальное. У нас в июне был выпускной экзамен, и я был просто счастлив, потому что нашлись две документальные работы, которые меня поразили. Молодые ребята, как когда-то Цой, смогли увидеть в простых людях нечто такое, чего ты не ощущаешь. Одна картина о молодой пианистке, с виду ничем не примечательной, а по сути такой интересной. Я думаю, до своей популярности и Цой вряд ли чем-то привлекал к себе особое внимание, кроме своей внешности. Но, оказывается, в нем сидело такое, что нам всем надо знать, а главное - чувствовать. Если мы это почувствуем, если ток этот будет идти, тогда этот человек - великий.

- На стенах по всей России пишут по сей день: «Цой жив…» Согласны?

- Я думаю, Цой не просто жив, а что поразительно - по-прежнему кумир. Кумир в сердцах очень многих молодых людей, что с артистами бывает крайне редко. Мне даже приходили какие-то сногсшибательные сравнения: Гагарин и Цой. И хотя это несравнимые величины, но, думаю, если вы сейчас подойдете к молодым ребятам на Невском и спросите: «Кто такой Гагарин? Кто такой Цой?», в чью пользу будет выбор, еще неизвестно. Цой ведь не просто песни писал и пел, а сумел передать такое состояние души, которое абсолютно современно воспринимается сейчас. Моему младшему сыну сейчас 17, а несколько лет назад он слушал Цоя, причем пришел к этому сам, не по папиной наводке. Он, кстати, «Последнего героя» еще не видел…

Это фильм не только о Викторе, а прежде всего о нас, о том, что он значит для наших душ, наших сердец. Я всегда так рассматриваю кино (не важно, о ком, о чем): если у конкретного человека, сидящего в зале, возникает некая своя связь с героем на экране, тогда этот фильм хороший. Многие слышали песни Цоя, видели его на экране, но мало кто представляет, что у него было внутри. Нам хотелось рассказать именно об этом. Хотя бы частичку этого внутреннего состояния раскрыть.

В истории нашей страны очень мало фигур, которые циркулируют долгое время. Цой ведь не певец в чистом виде, не автор стихов. Он - некая мистическая фигура, которая завораживает. А такие люди всегда интересны. И через двадцать лет, и больше.

- Как вы относитесь в КИНОакции, что состоится 15 августа?

- Замечательная мысль - не только наш фильм посмотреть, а создать ощущение единения. В 40 городах соберутся единомышленники - от 15-ти до 45–50-ти - люди многих поколений слушают Цоя. На стене Цоя можно будет высказать свои мысли, пожелания. Самую интересную «стену» ребята из «Невафильма» отвезут в музей рок-н-ролла в Кливленд.

Идея с занесением имени Цоя во Всемирный зал славы рок-н-ролла очень интересная. Уже получена поддержка в Министерстве культуры РФ, есть договоренность на одном из центральных российских ТВ-каналов. Будет организован сбор подписей, и цифры могут поразить.

Конечно, Цой - наш, питерский, российский последний герой, но не только. У него миллионы поклонников в бывших странах Советского Союза. Про Южную Корею я уже говорил. У Виктора немало почитателей и в Америке, Германии, Израиле, Австралии, где живет огромная русскоговорящая аудитория.

- Ваш фильм вышел вскоре после гибели Цоя, и многие тогда были удивлены, почему такую картину сделал Учитель, а не Рашид Нугманов, режиссер фильма «Игла», близкий друг Виктора…

- После фильма «Рок», где одним из главных героев был Виктор, у меня осталось очень много материала, в том числе и не вошедшего в картину. Я отлично знал, что у Виктора был близкий друг - Рашид Нугманов. Даже предложил Рашиду совершенно бескорыстно свои материалы: «Снимай! Святое дело!» Но год спустя Нугманов сказал мне: «Нет, не могу! Мы с Витей были слишком близки…» Тогда продюсер Валерий Савин убедил меня вместе с ним взяться за «Последнего героя».

Я не был человеком из рок-тусовки. Поначалу попросил Цоя просто поставить камеру в кочегарке, где он тогда работал, а потом посмотреть рабочий материал. Надо сказать, то, что снято в кочегарке, стало для меня большим открытием. На просмотре на студии документальных фильмов Цой сидел такой задумчивый, сосредоточенный, потом молча направился к выходу, и, когда я уже не ждал ничего хорошего, обернувшись, сказал: «Ну, давай!» Это как по цепочке разлетелось по рок-тусовке, и я получил своеобразный пропуск в рок-мир.

В нем было что-то колдовское

- Правда, что вы с продюсером Валерием Савиным вначале задумали «Последнего героя» как своеобразное расследование гибели Виктора?

- Мы приехали в Латвию, на место аварии, все сами увидели, говорили со следователями. Меня поразило, насколько страшной была авария. Двигатель от Витиной машины улетел на десять метров в сторону - таким был удар. Витя ехал утром по петляющей лесной дороге, и засни он там, врезался бы в дерево. Он же все петли проехал, потом была прямая, около километра, которую проскочил секунд за пятнадцать. Заснуть за такой короткий отрезок невозможно. Мне кажется (я сам водитель), Цой на какое-то время, как говорится, ушел в себя. Может быть, что-то слушал, на что-то отвлекся. Плюс пустое утреннее шоссе. Ему казалось, наверное, что ничего страшного быть не может. И тут из-за поворота выехал огромный «Икарус»…

- Вы задумывались о том, что стало бы с Цоем, не случись той аварии, доживи он до наших дней?

- Цой был самым непредсказуемым даже в рок-мире. В нем было что-то колдовское, шаманское. Несомненно, он умел гипнотизировать. Это я ощущал на себе. Я уже не говорю про аудиторию его концертов. Что с ним стало бы сейчас - для меня загадка. Единственное, чего бы я хотел: чтобы он не сильно изменился. Не внешне, а внутренне.

Потому что большинство из Витиного поколения рок-музыкантов нынче стали другими. Вот мне и хотелось бы, если бы это чудо произошло (а я нахожусь под впечатлением истории, что девушка осталась жива в авиакатастрофе самолета, упавшего в океан - значит, какие-то чудеса происходят!), то Цой остался бы внутренне максимально похож на того, каким мы видим его в «Последнем герое».


Сюжет телеканала «100 ТВ»

Загрузка...
Размер шрифта:

Реклама

 
Главные темы
 
Новости партнеров
 
 

Видеосюжеты

 
 

 
↑ Наверх