28 марта 2024, четверг
$ 59,76
€ 65,98
Сейчас: +12
Завтра: пасмурно, без осадков +19

То спад, то застой

Промышленное производство в апреле откатилось на позиции кризисной осени 2009 года: по сравнению с предыдущим месяцем оно упало в 7,5 раз. Такие данные привел Росстат. Оглушительная скорость падения свидетельствует о том, что у предприятия испытывают жесткий дефицит не только инвестиций, но и средств для поддержания работы. Притока которых в ближайшее время ждать и не приходится.

Автомобильный завод. Фото: borsarti.com

Автомобильный завод. Фото: borsarti.com

Отрицательную динамику промышленность показала еще по итогам первого квартала: минус составил 0,4%. Апрель же превысил ожидания даже заядлых пессимистов. В годовом выражении падение промпроизводства составило 4,5%, а по сравнению с мартом, когда индустрия ушла в минус на 0,6%, промпроизводство упало сразу в 7,5 раза. Иначе говоря, до отметки в 93,5% к показателю предыдущего месяца.

Таким образом, производство откатилось на уровни осени 2009 года. Сильнее всего просела обработка, хотя по отраслям картина сложилась пестрая.

Так, ситуацию в машиностроении можно с полным правом назвать провалом. Выпуск тракторов упал почти вдвое, станков – на 40%, сталеплавильного оборудования и кранов – более чем на 10%. отчасти промышленники связывают такие показатели с сезонным фактором, однако в условиях кризиса очевидно, что в начале лета картина вряд ли значительно изменится.

Спад в автомобилестроении, похоже, уже никого не удивляет: апрель в копилку минусов добавил еще 9%. По году же нарисовалась совсем неприятная цифра: без малого 22%. Арифметика здесь незамысловата: каков спрос, таково и производство.

Грузовые автомобили просели по году еще значительней: минус 27%. Позитивна лишь динамика относительно марта – 3,8%. Общественному же транспорту просто не везет. Автобусов выпущено на 17% меньше, или 9,7 тыс. штук. Троллейбусов – меньше на 60%: на дороги России в апреле выехало всего 33 единицы «рогатого» транспорта.

Двигатели экономического прогресса – металлурги – заметной динамики не показали. Производство чугуна и стали заметно не изменилось ни в годовом, ни в месячном исчислении. Прокат черных металлов отметился небольшим минусом. А выпуск труб заметно (почти на 9%) просел, - металлургические предприятия, показывавшие плюс в первом квартале, сократили производство в апреле.

Не стало сюрпризом и снижение объемов производства строительных материалов, от пиломатериалов до фанеры, плит и отделочных материалов. Практически в ноль по отношению к первому кварталу «сработало» производство цемента и кирпича, а вот в годовом выражении цифра ожидаемо значительно просела. Производство кирпича в годовом выражении потеряло 5,5%, цементов – 16%. Химпром по ряду позиций также сработал «в ноль», хотя здесь можно отметить апрельский всплеск производства лакокрасочных материалов, а также небольшой плюс по удобрениям.

Не слишком повезло отраслям, которым, по идее, должны были в первую очередь помочь санкции и контрсанкции. Статистика неумолимо показывает: «наш ответный удар», возможно, лишь смягчил глубину их падения. Например, пищевая промышленность показала очень разнонаправленную динамику. В сравнении с предыдущим месяцем увеличилось производство мяса («птица» просела), консервов и колбасы, сыров (за год они «взлетели» и вовсе почти на 22%). Одновременно заметно сократился выпуск крупы, молока, соков, подсолнечного масла.

Точно так же разнонаправленную, но в целом не очень веселую статистику показывает и легпром. Здесь, по всей видимости, сказались снижение спроса, а также укрепление рубля, сделавшее импортные товары немного, но более доступными. Так, выпуск тканей и ниток вырос почти на 6% в годовом выражении, а изделий из них изрядно просел. Например, трикотажных изделий – более чем на 20%, курток – почти на 40%, постельного белья – на 6,5%.

Почти на 23% увеличился выпуск юфтевых кожтоваров. Напомним, что с 25 мая начнет действовать второй по счету запрет на вывоз за границу кожаных полуфабрикатов. Эта мера ранее помогла нарастить объемы переработки кожи. Однако, например, выпуск обуви, показав небольшую положительную динамику за месяц, в годовом выражении просел почти на 15%.

В минусе и оборудование и бытовая техника: стиральных машин, телевизоров, мониторов стали выпускать заметно меньше. В плюсе, правда, оказалось медицинское оборудование и ортопедические приспособления: прибавка по году составила почти 18%.

В общем, прорывов (сыры в силу известного качества этого продукта не в счет) отечественная индустрия ни в первом квартале, ни в апреле так и не показала, зато по большей части отраслей топталась между застоем (то есть, отсутствием мало-мальской динамики) и спадом.

Не выглядит большим исключением из общероссийской статистики апрельский промышленный Петербург. Смольный на днях отрапортовал: темпы падения индекса промпроизводства замедлились, в январе – апреле этот показатель составил 92,4%. В плюс вышли обработка древесины и производство изделий из дерева (101,7%), металлургическое производство и выпуск готовых металлических изделий (106,1%). Падает, но не прежними темпами ИПП в текстильном и швейном производстве (апрель – 84,2%), производстве резиновых и пластмассовых изделий (февраль – 63%, апрель – уже 78%).

По мнению начальника аналитического отдела ИК «ЛМС» Дмитрия Кумановского, невысокие, мягко говоря, показатели первого квартала и апреля объясняются элементарно: компании, испытывая значительный дефицит оборотного капитала, работают в режиме строжайшей экономии. Учитывая дороговизну банковских кредитов, эта мера была вынужденной, считает аналитик. «Чтобы сэкономить средства, бизнес был вынужден производить только то, что востребовано здесь и сейчас. В текущих условиях смысла работать на склад нет», - поясняет Дмитрий Кумановский.

Эксперт отмечает: все заемные средства, ставка по которым выше 15% годовых, очень тяжело окупаются и подходят только для кредитов под пополнение оборотных средств на непродолжительное время. Для долгосрочного проектного финансирования нужны другие деньги. В перспективе постепенное снижение ЦБ РФ ключевой ставки, а следом и смягчение условий по кредитам со стороны банков должны облегчить доступ бизнеса к заемным средствам. Как ожидается, регулятор вновь может пересмотреть уровень ставки уже в июне. Однако очевидно, что это процесс небыстрый, поэтому скорого облегчения бизнесу ждать не приходится.

Помимо этого, фактором снижения показателей промпроизводства в апреле мог стать «уход» госзаказа. Эта статья дохода промышленности особо важна для Петербурга, подчеркнул аналитик. И не только в силу наличия большого количества оборонных предприятий. Так, в зависимости от госзаказа сейчас находится и другой локомотив петербургской индустрии – металлурги. Сейчас показатели этой отрасли «портит» банкротство одной из ведущих компаний в этом секторе – «Петростали». Ближайшие перспективы отрасли будут во многом определяться тем, поступит ли от города заказ на выпуск металлических и пластиковых труб для переукладки коммуникаций. «При этом в целом очевидно, что весь текущий год будет сложным для городской промышленности, прежде всего в связи с дефицитом оборотных средств», - заключил аналитик.

Загрузка...
Размер шрифта:

Реклама

 
Главные темы
 
Новости партнеров
 
 

Видеосюжеты

 
 

 
↑ Наверх