19 сентября 2019, четверг
$ 59,76
€ 65,98
Сейчас: +12
Завтра: пасмурно, без осадков +19

Застройщику не на кого опереться

Застройщики петербургского «высотного гетто» на окраинах и в пригородах в кризис не готовы развивать инфраструктуру: не хватает денег, мешают законы, сложно определить объем нужной «социалки». Виноваты и чиновники: обещанные станции метро, как и новые дороги, не появляются, детсады и школы не выкупаются.

Строительство. Застройщики. Фото: Вадим Аванесов, «БалтИнфо»

Строительство. Застройщики. Фото: Вадим Аванесов, «БалтИнфо»

Оставьте законы в покое

Одна из основных проблем, которую отмечают застройщики, - это чехарда чиновников и законов. «В условиях, когда у нас быстро меняются вице-губернаторы, меняется мнение властей, какие нагрузки должны нести инвесторы. Все проекты комплексного освоения территорий (КОТ) начинались без социальных обязательств. Но пришел Полтавченко, и подход изменился – эти обязательства возложили на застройщика. Это пример того, как быстро меняются наши риски», - пояснил гендиректор НП «Объединение строителей Петербурга» Алексей Белоусов.

Он добавил, что застройщикам хотелось бы видеть стабильность и в законодательстве. В частности, в Смольный были направлены предложения упростить порядок согласования документов на строительство по принципу «единого окна» в Комитете по градостроительству. Бывший строительные вице-губернатор Марат Оганесян поддерживал идею, но ушел Оганесян – зависла инициатива. Более того, застопорился процесс принятия изменений в Генплан.

Также сейчас власти в очередной раз меняют условия для стратегических инвесторов, которые получают всяческую поддержку правительства. Порог инвестиций, который необходимо внести в экономику города стратегическому инвестору, планируют снизить с 3 млрд до 1,5 млрд рублей. Как пояснил спикер ЗакСа города Вячеслав Макаров, это делается, чтобы удержать бизнесменов в Петербурге.

Не нужны нам эти детсадики

Некоторые застройщики жалуются, что им никто не помогает строить эту самую инфраструктуру. «У нас, как у комплексного застройщика, опереться не на кого – мы представлены сами себе. Когда строим жилье, понятно, есть отдача от дольщиков. Но с социальными объектами так поступить нельзя (по 214-ФЗ средства дольщиков могут идти только на возведение жилья – прим. «БалтИнфо»). Город нас не кредитует. Мы строим школу – она стоит 1,2 млрд рублей. Если строить ее только от нашей прибыли, то строить будем 10 лет. Оганесян говорит: не будут давать градплан, пока не начнете строить социалку. Отсутствие градплана – отсутствие разрешения на строительство. А с чего тогда строить? С точки зрения застройщика, не нужны нам эти детсады», - прокомментировал заместитель директора ООО «СК «Дальпитерстрой» Валерий Козлов.

Компания занимается застройкой в Шушарах, где жители уже несколько лет не могут получить обещанные застройщиком сквер, поликлинику, школу, детские сады. На комментарий о том, что в Шушарах сейчас храмы появляются быстрее, чем школы, Козлов отреагировал многозначно: «Я не верующий, но считаю, что в посещении храмов что-то есть». Также он заметил, что на строителей «точечных» домов никаких дополнительных обязательств почему-то не возлагается, а следовало бы. Комплексному застройщику требуется 10-15 лет, чтобы завершить освоение территорий, добавил он. Получается, что жителям Мурино, Парнаса, Кудрово, Шушар, Рыбацкого, Юго-Запада ждать еще долго…

Также строители заметили, что не всегда на стадии проектирования можно понять, сколько социальной инфраструктуры потребуется микрорайону. При этом ранее «Объединение строителей» предлагало изменить градостроительные нормативы Петербурга. «У отраслевых комитетов, строительных компаний, профессиональных градостроителей – у всех по этому вопросу свое особое мнение. Бизнес хочет занизить показатели, чтобы строить меньше социальных объектов, отраслевики хотят заложить максимальные требования, не думая об экономике и бюджете», - говорил тогда Оганесян. Но с уходом вице-губернатора пока неясно, как дальше будет развиваться эта инициатива.

Нет точности и со сроками выкупа у застройщиков соцобъектов. Чаще всего этот процесс затягивается на годы вперед – такая ситуация строителей не устраивает.

Застройщики всех компаний, объединяйтесь!

Однако хотя бы на словах застройщики начинают понимать: нельзя «сажать» высотки в чистом поле без планов по обеспечению комфорта будущих новоселов. «Необходимо обращать внимание: сможем ли мы сохранить низкую цену и наполнить квартал необходимыми объектами?» - задается вопросом руководитель аналитического центра ФСК «Лидер Северо-Запад» Екатерина Антарева.

Путь решения проблемы Антарева видит в объединении застройщиков тех или иных участков. Например, в Мурино застройщики намерены профинансировать проектные работы для новой объездной дороги на сумму в 100 млн рублей, а также проект для съезда с КАД в створе Гражданского проспекта стоимостью 40 млн рублей. Документы планируется подготовить в конце 2015 года, а начать строительство – уже в следующем году. «Если застройщики объединяться, будет проще реализовывать большие территории, чтобы люди приезжали туда с удовольствием», - сказала Антарева.

Без транспорта не обойтись

Застройщики расходятся во мнении о том, что определяет выбор места для жилищного строительства. Одни говорят о наличии мест приложения труда и настаивают «повернуться к лесу задом, а к промзоне передом» - начать застраивать «промышленный пояс» Петербурга. Другие же делают ставки на транспортную доступность новых микрорайонов.

«Подумаем, сколько раз каждый из нас меняет место работы? И что, мы каждый раз должны переезжать? Вопрос в транспортной доступности. Но это уже проблема регионального уровня. Должна быть инициатива со стороны властей. У застройщика должна быть заинтересованность в развитии дорог, как, например, по программе «детсады в обмен на налоги», - отметил гендиректор ГК «УНИСТО Петросталь» Арсений Васильев.

Более того, застройщиков, как, впрочем, и горожан, постоянно вводит в заблуждение правительство. Например, на Юго-Западе станцию метро обещали в 2016 году, а сейчас сроки сильно сдвинулись, отметила начальник отдела продаж ЗАО «БФА-Девелопмент» Светлана Денисова: «Транспортная доступность наших новостроек в Красносельском районе такова, что это практически конец географии. Хуже там быть уже не может. Близость заводов и других градообразующих предприятий не служат ориентиром для населения. Человек сейчас ориентирован на мобильность», - подчеркнула она.

Таким образом, соцобъекты во многом определяют спрос на квартиры. Но строить инфраструктуру мало кто из застройщиков хочет – из-за этого приходится повышать цены на квадратные метры. Но и Смольный здесь – не помощник, как в плане финансов, так и в плане стратегического развития. Кто будет искать выходы – вопрос остается открытым.

Загрузка...
Размер шрифта:

Реклама

 
Главные темы
 
Новости партнеров
 
 

Видеосюжеты

 
 

 
↑ Наверх