28 марта 2024, четверг
$ 59,76
€ 65,98
Сейчас: +12
Завтра: пасмурно, без осадков +19

Пора дирекций театральных

Новый театральный скандал грянул в Петербурге в канун майских праздников: Театр на Литейном в рамках оптимизации решили отдать под начало Театра на Васильевском. Артисты возмутились и написали открытое письмо президенту.

Театр на Литейном. Фото: "100 ТВ"

Театр на Литейном. Фото: "100 ТВ"

Над объединением областных театров (а Театр на Литейном, «Комедианты» и Театр на Васильевском относятся именно к областному Комитету по культуре, несмотря на то, что находятся в Петербурге) в правительстве региона задумались еще в начале года, даром, что опыт объединения учреждений культуры уже был обкатан на музеях.

Идея о слиянии родилась не на ровном месте. Во-первых, толчок дала установка Минфина на оптимизацию, во вторых, чиновники обнаружили, что «Театр на Литейном» - неэффективен.

У всех областных театров есть головой план по количеству новых постановок и выездных спектаклей. Театр на Литейном, по итогам 2014 года с этой задачей якобы не справился. Кроме того, у регионального правительства были претензии к руководству театра и по заработной плате сотрудникам.

Вице-губернатор Ленобласти Николай Емельянов, курирующий культуру и социальную сферу, охарактеризовал Театр на Литейном как «проблемный», но с точки зрения не творческой, а организационной.

О планах оптимизировать работу театра Емельянов говорил еще в конце марта. «Обсуждаем, как сделать так, чтобы театр работал более эффективно. В течение двух месяцев мы должны принять определенные решения, чтобы в 2015 году задача, стоящая перед театром, была выполнена», - туманно комментировал ситуацию чиновник накануне Дня театра.

Спустя два месяца областной Комитет по культуре официально объявил о создании Генеральной дирекции драматических театров. Изначально предполагалось, что в нее войдет и третий областной театр - «Комедианты». Но в документе о слиянии ему не нашлось места.

Руководить дирекцией поставили худрука Театра на Васильевском Владимира Словохотова, «эффективного менеджера», по оценке главы Комитета по культуре Натальи Кононенко.

В Ленобласти создали генеральную дирекцию драматических театров

В Театре на Литейном забили тревогу. Объединение - тем более с новым директором - это всегда перемены во внутренней политике, сокращения штата, а в большинстве случаев и финансирования «сливаемого» учреждения.

В своем письме президенту коллектив театра апеллирует к тому, что Театру на Литейном более 100 лет, а после объединения он станет фактически филиалом театра со «всего лишь» 25-летней историей. Коллектив театра беспокоит еще и то, что «оптимизация» позволит Театру на Васильевском «перехватить» бюджетные средства, идущие на финансирование Театра на Литейном и его материально-техническую базу со зданием в центре города.

Невыполненное госзадание авторы опровергают. «Театр зарабатывает на прокате спектаклей. Госзадание мы выполняем и перевыполняем. По итогам 2014 года в театре один из самых высоких показателей посещаемости (148% от планового показателя) и показа спектаклей в год (139% от планового показателя)», - говорится в письме.

Отметаются и нападки по поводу заработной платы. «В театре одна из самых высоких средних заработных плат среди учреждений культуры Ленинградской области (29 тысяч рублей)», - утверждается в обращении к президенту. «Складывается ощущение, что Губернатора Ленинградской области и его аппарат неверно информируют о планово-экономическом положении Театра на Литейном», - резюмируют авторы письма.

По мнению театрального критика, профессора СПГАТИ, кандидата искусствоведения Елены Горфункель, в такую неприятную ситуацию Театр на Литейном загнал себя сам. Точнее, это якобы сделал его директор Андрей Лобанов.

«Директор Театра на Литейном давно потерял авторитет и работает не на театр, а на себя», - говорит Горфункель. По ее мнению, если бы Андрей Лобанов не «прибирал к рукам» творческую структуру театра, то учреждению удалось бы преодолеть кризис без проблем.

При этом объединение театров на технологическом уровне, и даже подчинение Театра на Литейном в стадии производства мастерской Театра на Васильевском Горфункель считает вполне уместным. «Я знаю, что сначала речь шла об объединении мастерских - у Театра на Литейном своей нет, в то время как у Словохотова технологически работа над спектаклем хорошо поставлена», - комментирует критик.

А вот объединение дирекций, по мнению театрального критика, уже узурпация. «Сделать, как в «Театре на Васильевском» - режиссеры под директором, играют роли временных исполнителей, по выбору директора, - это не уместно. Состояние Театра на Васильевском как раз пример того, что директорская линия развития - для искусства, для театра - пагубна. А тут под одним директором - два театра. Получается холдинг, а не театр», - поясняет Горфункель.

«Если бы Театр на Васильевском показал свое художественное превосходство, если бы там был спаситель, а не стяжатель зданий и имен, то тогда бы имело смысл думать о слиянии, - делится своим видением проблемы Елена Горфункель. - Справедливо оставить Театр на Литейном независимым, в своем здании, со своей историей и со своими проблемами, которые «оптимизацией» не решаются».

В Комитете по культуре Ленобласти на объявленную Театром на Литейном тревогу отреагировали корректным и однозначным комментарием. «Создание управляющей компании, которая возьмет на себя единые для двух театров административно-хозяйственные функции, - единственно верное решение в нашем случае. Наступило время перемен и нашим главным областным театрам необходим эффективный менеджмент», - приводит пресс-служба областного правительства слова Натальи Кононенко.

Комитет по культуре Ленобласти: Объединение областных театров не приведет к негативным последствиям

В ближайшее время Кононенко намерена встретиться с труппой Театра на Литейном и еще раз объяснить, что объединение не коснется самих театров как интеллектуальных объектов и никак не повлияет на артистический состав и репертуар.

Напомним, в январе этого года в центр похожего скандала попал петербургский театр «Суббота». Его вместе с несколькими другими, в том числе, не имеющими своих площадок, театров и студий хотели объединить в проект «Открытая сцена». Администрация и актеры «Субботы» начали масштабную кампанию против объединения.

В итоге театру удалось отстоять название и юридический статус, проект «Открытая сцена» сделали подразделением «Субботы».

Театр «Суббота» сохранит юридическую самостоятельность

Удастся ли труппе Театра на Литейном «выторговать» для себя удобные условия – и сохранить творческую самостоятельность, став частью дирекции - решится, возможно, уже в ближайшее дни: на 6 мая запланирован сбор труппы театра. Присутствовать на ней обещала и глава Комитета по культуре.

Анастасия Лаптёнок

Загрузка...
Размер шрифта:

Реклама

 
Главные темы
 
Новости партнеров
 
 

Видеосюжеты

 
 

 
↑ Наверх