28 марта 2024, четверг
$ 59,76
€ 65,98
Сейчас: +12
Завтра: пасмурно, без осадков +19

Недобрым словом о Сердюкове

Один из фигурантов громкого дела о хищении денег, выделенных на переезд Военно-морского музея, дал показания в суде. В его словах постоянно слышалась критика экс-министра обороны – ведомство, оказывается, было «чудовищно безответственно». У Анатолия Сердюкова есть шанс ответить. Правда, в зале суда он пока так и не появился.

Рубрика:
Город

Метки:
Санкт-Петербург  суд 

Анатолий Сердюков . Фото: mil.ru

Анатолий Сердюков . Фото: mil.ru

Александр Швирикасов, будучи генеральным директором компании «НЕВИСС-Комплекс», любит хвалиться достижениями своей организации. На официальном сайте даже приводится обширный послужной список: Константиновский дворец, концертный зал («третья сцена») Мариинского театра, Российский государственный архив Военно-морского флота, художественная подсветка Петропавловской крепости или реставрация скульптурной группы «Квадрига Аполлона» на фасаде Большого театра в Москве. 

«Считаю, что нам есть, чем гордиться: немногие российские компании, оказавшиеся на грани банкротства, сумели вновь подняться на ноги и продолжить работу, а «НЕВИСС-Комплекс» жив и остается в строю», - считает Швирикасов.

Еще на первом судебном заседании по делу о похищенных миллионах при переезде Центрального военно-морского музея предприниматель пояснил «БалтИнфо» свою позицию. По его словам, работ пришлось выполнить сверх договора на 100 миллионов долларов из-за простоев, неготовности нового здания, отсутствия охраны и персонала. 

«Некомпетентное руководство уникальным проектом не компенсировалось авансированием работ и явилось основой для злоупотреблений. Отсутствие разъяснительной работы в коллективе музея, низкие зарплаты были одной из причин для саботирования переезда. Катастрофическое состояние коллекции, зараженной грибком, нуждающейся в реставрации, проявилось в процессе консервации перед транспортировкой. Много предметов потребовало альпинистской, такелажной и минерской работы. Тем не менее, единственный страховой случай из миллиона был полностью оплачен нами без соответствующего страхового покрытия», - сообщил Швирикасов корреспонденту агентства.

Напомним, еще несколько лет назад стало известно о грядущем переезде Центрального военно-морского музея с Биржевой площади на площадь Труда. Для этих целей было выделено около 986 млн рублей. Однако спустя некоторое время Счетная палата РФ провела проверку эффективности расходования денег, выделенных на воспитательную и военно-патриотическую работу. Результаты инспектирования аудиторы передали в правоохранительные органы, после чего и было возбуждено уголовное дело. Его фигурантами стали глава «НЕВИСС-Комплекса» Александр Швирикасов и тогдашний директор ЦВММ Андрей Лялин.

По версии следствия, в декабре 2010 года Министерство обороны в лице тогдашнего главы ведомства Анатолия Сердюкова заключило контракт почти на миллиард рублей с компанией «НЕВИСС-Комплекс». Целью контракта было заявлено перемещение фондов ЦВММ. Однако, по словам правоохранителей, большая часть оплаты проводилась на основании фиктивных договоров. Якобы Лялин с самого начала понимал, что выполнить все работы за такой короткий срок (контрактом был предусмотрен один год) попросту нереально. Поэтому, как считает следствие, и обратился к директору вышеупомянутой фирмы Александру Швирикасову, предложив тому следующую сделку: подрядчик отдает Лялину 10% от полученной суммы (то есть 98,6 млн рублей), а директор музея, в свою очередь, оформляет документы таким образом, будто все работы выполнены в срок.

Швирикасов же обратился в полицию, заявив, что передал Андрею Лялину в качестве взятки 56 миллионов рублей, следует из материалов дела.

В итоге ООО «НЕВИСС-Комплекс» якобы так и не выполнило в полном объеме проектные, монтажные и упаковочно-транспортные работы, а также недопоставило оборудование. По данным следствия, государству был причинен ущерб в 647 млн рублей.

Во вторник Швирикасов дал показания в Василеостровском райсуде, где слушается громкое дело. Из его слов следует, что подготовка к конкурсу по переезду и оснащению музея началась еще в 2009 году.
«В моей компании в то время несколько лет существовал отдел специальных проектов под руководством отставного офицера ГРУ Анатолия Попова. В его послужном списке уже были масштабные проекты вроде архивов Эрмитажа. Наша компания на тот момент единственная в стране имела сертификат качества для проведения подобных работ, в штате были сотни проектировщиков и технических специалистов для реализации 35 других видов работ помимо перевозки, которая занимала лишь 4 процента от всего объема работ. Техническое задание предусматривало создание общественно-политического центра Минобороны с самыми современными международными стандартами», - рассказал Швирикасов. 

Но, по его словам,  внезапно финансирование было резко сокращено. Причем сумма стараниями тогдашнего министра Анатолия Сердюкова упала аж в восемь раз – до 986 млн рублей. Работы были затруднены и постоянными корректировками проекта. Впрочем, на сегодняшний день все они полностью завершены. «Многие работы велись вопреки нежеланию переезжать вообще в такие сроки и с таким министром», - заявил Швирикасов.

Подсудимый уточнил, что с Лялиным у него никакого пособничества не могло быть в принципе, так как, не являясь юридической стороной контракта, тот не мог влиять на финансирование работ, ничего не предпринимал и не решал. Главной причиной финансовых сложностей ООО «НЕВИСС-Комплекс» в 2012 году, по мнению Швирикасова, стало незаконное списание средств рядом организаций, что подтверждено вердиктом Верховного суда. Но благодаря переговорам с участием аж двух замминистров обороны (Николая Панкова и Руслана Цаликова), представителей Промсвязьбанка удалось склонить к дофинансированию работ на 56 млн рублей.

«Одна из лучших компаний в стране, ходатайство прилагаю, крупнейший налогоплательщик, ходатайство прилагаю, в результате не только незаконно лишилась средств и коллектива, Промсвязьбанк незаконно вывел крупнейший актив фирмы (многомиллиардный инновационный проект общественно-делового центра). Несмотря на такие потери, новый музей – крупнейший морской музей мира и лидер среди технических музеев страны», - говорил об успехах своей фирмы Швирикасов.

Обвиняемый внезапно заявил, что у него действительно была корыстная личная заинтересованность. И тут же разочаровал присутствующих – дескать, он очень хотел восстановить память своего дела и как коммерсант хотел выполнить проект, который до этого еще никто и никогда не делал. 

- Швирикасов, Вы понимаете, в чем обвиняетесь? - поднял голову судья Юрий Гершевский.

- Да, понимаю. Я обвиняюсь в том, что я – пособник Лялина, - тут же ответил подсудимый.

- В чем конкретно?

- В должностном преступлении.

- Которое выражается в чем?

- В информировании заказчика (Министерства обороны) о реальном состоянии дел в музее.

- Нет. Которое выражается в том, что были подписаны акты выполненных работ при том, что работы выполнены не были, в связи с чем бюджетные средства были переведены на ваши счета, - чуть ли не по буквам продекламировал Гершевский. 

- Это совершенно не соответствует ни арбитражной практике, ни материалам контракта. Мы сделали все по закону, и никакой фальсификации не было, иначе бы Министерство обороны выставило бы мне арбитражные претензии, чего не сделано до сих пор. На сегодняшний день я имею право выставить Министерству обороны точно такие же арбитражные претензии по ущербу, который нанесен моей компании в связи с простоями и неоправданными издержками, - подчеркнул Швирикасов.

И тут же добавил, что действительно выделил Андрею Лялину 56 млн рублей. Правда, прежде всего эти деньги предназначались для вопросов музея. 

- Я их выделил из личных денег, - пояснил предприниматель.

- Вы эти деньги передали?

- Да, я это подтверждаю. Я подтверждаю также и то, что часть этих денег Андрей Яковлевич выделил на нужды музея (грузчики, упаковочные вопросы, хранение). В той обстановке чудовищной безответственности со стороны Министерства обороны то, что сделано – это сделано на грани чуда. Нам действительно очень повезло, что ни один из экспонатов не пропал. 

Напоследок Швирикасов попросил суд полностью его оправдать. Как ожидается, на следующем заседании будет допрошен главный фигурант этого дела – экс-директор ЦВММ Андрея Лялин. Один из ключевых свидетелей, заявленных стороной обвинения, Анатолий Сердюков, в зале суда так и не появился.

Илья Давлятчин

Загрузка...
Размер шрифта:

Реклама

 
Главные темы
 
Новости партнеров
 
 

Видеосюжеты

 
 

 
↑ Наверх