28 марта 2024, четверг
$ 59,76
€ 65,98
Сейчас: +12
Завтра: пасмурно, без осадков +19

Чешским вагонам жмут на тормоза

Вокруг поставки вагонов для петербургской подземки вновь разгорелся скандал. Машиностроители просят губернатора отменить результаты конкурса, который выиграло совместное с чешской Skoda предприятие: не пристало иностранным вагонам обкатывать в кризис российские рельсы. Впрочем, из-за претензий в ФАС контракт с победителем и так пока не заключен.

Фото: metro.spb.ru

Фото: metro.spb.ru

А «Вагонмаш»-то не наш!

Профсоюз машиностроителей России пожаловался Георгию Полтавченко на результаты конкурса на поставку вагонов с асинхронным тяговым приводом для третьей линии подземки, проведенного в феврале городским Комитетом по транспорту. Авторы обращения отмечают: победителем стал «Вагонмаш», совместное предприятие концерна Skoda и кипрского оффшора, за которым, по неподтвержденной информации, стоит петербургский Кировский завод. В «вину» «Вагонмашу» авторы письма ставят то, что предприятие не только не имеет собственной производственной площадки в Петербурге, но и является подконтрольным чешской компании (у чехов – контрольный пакет акций). И, следовательно, вагоны будут производиться в Чехии, которая «поддерживает введение против РФ санкций и пытается оказать на страну политическое давление». «В то же время в России имеются собственные производители вагонов метро: ОАО «Метровагонмаш», ОАО «Тверской вагоностроительный завод», ОАО «Октябрьский вагоноремонтный завод», которые имеют возможности реализовать этот заказ, и одновременно поддержать сотни российских заводов – изготовителей комплектующих изделий, - говорится в письме профсоюза. - Это позволит обеспечить работой десятки тысяч машиностроителей, связанных с производством подвижных составов для метрополитенов».

Авторы обращения убеждены: решение конкурсной комиссии в пользу чешской компании противоречит политике президента Владимира Путина по импортозамезщению и интересам Петербурга. Глава которого, к слову, также незадолго до конкурса безапелляционно заявил, что тот, кто не будет покупать российское (и в первую очередь – петербургское) - тот «не патриот».

По данным РБК, аналогичное письмо в адрес градоначальника ушло и от профсоюза Октябрьского электровагоноремонтного завода (ОАО «ОЭВРЗ», входит в группу «Трансмашхолдинг»). Это предприятие и выступало главным оппонентом «Вагонмаша» в ходе спорного тендера.

Разошлись по формальностям

Напомним, конкурс на поставку восьми вагонов с асинхронным приводом Невско-Василеостровской линии метрополитена Комитет по транспорту объявил в январе текущего года. Максимальная стоимость контракта составляла 3,8 млрд рублей. По его условиям, в 2015 году исполнитель должен поставить метрополитену один состав, в 2016-м – два, в 2017 году - сразу пять составов. Новые вагоны должны быть запущены на линии перед Чемпионатом мира по футболу 2018 года.

На участие в тендере заявились два производителя: «Вагонмаш» и ОЭВРЗ. Однако последний не был допущен к участию в конкурсе. Как следует из документов на сайте госзакупок, поводом для отклонения заявки Октябрьского завода стали нарушения в указании ряда технических характеристик продукции. В частности, в разделе «Расстояние между осями крайних дверных проемов смежных вагонов» аукционной документации параметры указаны в диапазоне от 5365 до 5530 мм. В документах же ОЭВРЗ фигурирует не диапазонное, а конкретное значение: 5380 мм.

Похожие недочеты комиссия обнаружила и по некоторым другим пунктам заявки, например, речь идет о расстоянии между центрами осей колесных пар тележки, давлении сжатого воздуха в тормозной магистрали, уровне радиосигнала антенны КВ/УКВ.

Как итог, заявку предприятия комиссия отклонила, а конкурс был признан несостоявшимся. Победителем автоматически стал его единственный участник – «Вагонмаш», с которым заказчику теперь предстоит заключить контракт стоимостью почти в четыре миллиарда рублей.

Однако заключение контракта затягивается. Сначала Октябрьский завод безуспешно пытался опротестовать итоги конкурса в ФАС. А потом, вслед за производителем, в антимонопольное ведомство с жалобой обратилась некая фирма «Спецстрой», которая вовсе не заявлялась на конкурс. Текст документа выложен на сайте госзакупок. Податель жалобы интересуется, каким образом заказчик рассчитал количество поставляемого товара и сумму лимита финансирования, а также указывает, что ряд техусловий указаны под конкретного производителя и не позволяют заказчику предложить иной вариант. «Спецстрой» настаивает на внеплановой проверке процедуры размещения заказа и устранении нарушений.

Из-за претензий в антимонопольное ведомство госконтракт с «Вагонмашем» до сих пор не заключен. Как пояснили корреспонденту «БалтИнфо» в пресс-службе Комитета по транспорту Петербурга, контракт с победителем конкурса будет заключен «…в установленные законодательством сроки, когда ФАС России снимет запрет на заключение контракта».

«Яуза» против «НеВы»

Впрочем, сейчас важен вопрос не столько сроков заключения контракта. Куда большее значение имеет вопрос, какие вагоны в итоге «побегут» по третьей ветке. Выводы пока делать рано: нельзя исключить, что в споре конкурентов победит политический аргумент.

Среди экспертов есть мнение: вагоны метро – это тот случай, когда правило «Покупай чисто российское» оправдано не всегда. По крайней мере, это показывает вся история борьбы за право оснащения третьей линии вагонами.

Напомним, всего для ее оснащения требуется порядка 30 составов. Первый конкурс, на поставку девяти составов, Комитет по транспорту провел в августе 2012 года. Тогда за победу боролись ОЭВРЗ и «Вагонмаш». Победила «дочка» «Шкоды», которая разработала для петербургской подземки проект «НеВа» с асинхронным приводом.

Сборка чешских вагонов шла в Петербурге, на площадке «Вагонмаша» на территории Кировского завода. Компания условия контракта выполнила: последние вагоны пришли в Петербург в сентябре прошлого года. Причем право на их поставку неоднократно оспаривалось. Так, пытаясь опротестовать итоги конкурса в антимонопольной службе (основание - нарушение приоритета российского производителя), ОЭВРЗ также просил петербургские власти не заключать контракт с производителем «иностранного» происхождения. Более того, речь шла о небезопасности вагонов и возможных трудностях в их эксплуатации.

На следующий конкурс, объявленный в январе 2014 года, вновь заявились оба конкурента. Заявка третьего участника - ООО «Киров-Электротранс» - была отклонена. Тогда вперед вышел ОЭВРЗ, предложив поставить вагоны (11 составов) не за 4, а за 2,9 млрд рублей. Против профита в миллиард никакой закон не устоит, однако выгоды так и не получилось: ни один отечественный состав по сей день не встал на петербургские рельсы. Хотя заказчик устанавливал конкретный срок – конец ноября прошлого года. Как сообщили сегодня «БалтИнфо» в Комитете по транспорту, сроки вновь сдвинуты по инициативе ОЭВРЗ - до 1 апреля. «К поставщику будут применены штрафные санкции, предусмотренные контрактом и законодательством РФ», - уточнили в пресс-службе комитета.

Однако представитель Октябрьского электровагоноремонтного завода уточнил, что никаких уведомлений, содержащих информацию о поставке первого (из одиннадцати) состава 1 апреля, ОЭВРЗ не направлял. Ранее сообщалось, что первый состав будет поставлен в марте текущего года.

Как пояснил «БалтИнфо» знакомый с ситуацией источник в отрасли, проблема с поставкой вагонов возникла потому, что ОЭВРЗ изначально заявился на конкурс, не имея готовой модели состава, подходящей для эксплуатации в петербургской подземке. И только после тендера принялся за разработку вагона, который бы соответствовал условиям технического задания. Со слов источника, производитель взял за основу модель «Яуза», разработанную еще в начале 1990-х годов Мытищинским вагоностроительным заводом «Метровагонмаш», которая не пошла в крупное серийное производство. Кузова для нее, как предполагается, будут производиться на мытищинском предприятии, сборка – на мощностях Октябрьского завода. Внешне по окраске вагон будет напоминать «НеВу», так что разницы пассажир не заметит.

Представитель Октябрьского электровагоноремонтного завода, в свою очередь, сообщил, что речь не может идти о конкретной модели вагона метро. «ОЭВРЗ будет поставлять вагоны (66 вагонов), которые соответствуют параметрам и требованиям, содержащимся в конкурсной документации», - коротко прокомментировали ситуацию на предприятии.

Добавим, однако, что если «НеВа» была не только спроектирована, но и опробована еще за год до тендера, то состав от ОЭВРЗ, как уже отмечалось, не поступил и в опытную эксплуатацию. «Договоренность о сотрудничестве петербургских вагоностроителей со «Шкодой» была достигнута еще при прежнем губернаторе, Валентине Матвиенко, - напоминает собеседник «БалтИнфо». – «НеВа» создавалась в первую очередь под условия петербургской подземки: в течение двух лет шло проектирование вагона, причем специалисты чешского концерна неоднократно выезжали в Петербург и работали с метрополитеном. До объявления конкурса 2012 года было проведено большое число испытаний, в том числе огневых, чтобы проверить, насколько обеспечена безопасность пассажиров».

Как уже отмечалось, предполагается, что производство новых вагонов проекта «НеВа» будет в большей степени локализовано, зарубежными же останутся ключевые узлы. Подобная ситуация, со слов источника, складывается у ОЭВРЗ: в конструкции вагонов, предполагаемых к поставке, также применяются зарубежные комплектующие. То есть, чешские вагоны можно сравнить с производством иностранных автомобилей на территории РФ. «Нашемаркам», к слову, очень часто отдают предпочтение при закупках для государственных гаражей, и никого не возмущает, что госчиновники не жаждут ездить по рабочим вопросам в «Ладах» и УАЗах.

Сейчас в петербургском метрополитене на третьей линии эксплуатируются девять составов «НеВа». Среди эксплуатационных специалистов считается логичным, чтобы следующие вагоны поставлял тот же производитель. «Разношерстность составов по моделям и типам несет большие неудобства в эксплуатации, - говорят эксперты. – Вагоны ОЭВРЗ будут новыми для метрополитена, придется готовить депо и заново обучать обслуживающий персонал, среди которых - не одна сотня машинистов». Приведет ли это к сбоям и нарушениям в работе третьей линии или все обойдется, рассудят пассажиры уже в следующем году, заключают эксперты.

Анна Беляева

Загрузка...
Размер шрифта:

Реклама

 
Главные темы
 
Новости партнеров
 
 

Видеосюжеты

 
 

 
↑ Наверх