26 апреля 2024, пятница
$ 59,76
€ 65,98
Сейчас: +12
Завтра: пасмурно, без осадков +19

Молчание во имя правосудия

Защита обвиняемого в организации убийства ректора ГУСЭ пошла в наступление, обвинив некоторые СМИ в давлении на присяжных. Новый процесс по громкому делу обещает быть интересным и сложным: суд попросил стороны не давать журналистам никаких комментариев. И обратился в Следственный комитет.

Александр Викторов. Фото: forum.spbinno.ru

Александр Викторов. Фото: forum.spbinno.ru

В зал судебных заседаний Виталий Ковалёв, обвиняемый в организации убийства ректора СпбГУСЭ Александра Викторова, вошел, закрывая лицо повязкой. Меры предосторожности, надо сказать, чрезмерные, учитывая, что вести съемку в помещении, где рассматривается громкое дело, суд запретил. В коридоре же корреспондентам не разрешили снимать приставы. О прессе в этот день вообще говорили много, как будто освещение процесса в средствах массовой информации — основная проблема, стоящая перед судом. С другой стороны, известно, насколько сильно СМИ могут повлиять на общественное мнение, и коллегия из 12 присяжных в этом случае вряд ли является исключением.

О своем недовольстве работой нескольких таких СМИ (точнее — двух) заявила сторона защиты. По словам адвоката обвиняемого Ларисы Фон-Арев, 17 февраля, то есть, в день, когда разбирательство началось по существу, в эфире одной из телекомпаний вышел соответствующий сюжет. Съемочной группе разрешили набрать видео лишь перед началом заседаний, но каким-то образом лица сразу четырех присяжных якобы были показаны в эфире. Учитывая изложенное, адвокат попросила отстранить этих граждан от участия в процессе. Претензии защитников также вызвала публикация в одной из петербургских газет, а точнее — комментарии сына погибшего, Владимира Викторова.

«В этих общедоступных видеосюжетах, а также в статье под названием «Кто убил ректора» размещены несоответствующие действительности сведения в отношении подсудимого Ковалёва, а также сведения, не подлежащие для присяжных заседателей негативные и тенденциозные оценки защиты. <...> Указанные публикации, размещенные в средствах массовой информации, с которыми могут ознакомиться присяжные заседатели, являются прямым и грубым воздействием на них при формировании мнения и в конечном счете могут повлиять на их вердикт», - подчеркнула Фон-Арев.

Сам Викторов с такой оценкой своих высказываний не согласился. «Убегать (от журналистов) со словами нет, отстаньте от меня, я считаю, некрасиво», - сказал он. Кроме того, по словам сына погибшего ректора ГУСЭ, интервью печатному СМИ было им дано задолго до начала разбирательства по делу. Представитель государственного обвинения с позицией потерпевшего согласился, поскольку указанные защитой Ковалёва сведения, по его мнению, не относятся к обстоятельствам уголовного дела.

Суд в итоге отказал в удовлетворении ходатайства защиты о приобщении диска с вышеуказанным сюжетом, как и в отстранении четырех присяжных от участия в процесса. Единственное, что оставалось судьей Ольге Дробышевской, так это обратится к ним с просьбой не смотреть никакие видеосюжеты, не читать иные материалы, которые появляются в средствах массовой информации и не воспринимать их как доказательства по делу. Суд дошел до главного вопроса ко всем присяжным — оказывается ли на них какое-либо незаконное воздействие. Ответ однозначен: нет, не оказывается. Тем не менее, Дробышевская решила обратиться ко всем сторонам с просьбой к сторонам не давать журналистам никаких комментариев.

Более того, суд обратится в Следственный комитет с просьбой провести проверку в отношении авторов указанных материалов на предмет наличия в их действиях состава преступления, предусмотренного статьей 294 Уголовного кодекса РФ (воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования).

То, что произошло в Ленинградском областном суде, довольно любопытно, ведь известно, что основанием отмены оправдательного приговора, вынесенного в ходе первого процесса, был факт «оказания незаконного воздействия на присяжных заседателей». И, как указал Верховный суд, давление на них оказывала сторона защиты, что «повлияло на формирование их мнения и отразилось на содержании ответов при вынесении вердикта».

«Вопреки установленному <...> запрету обсуждать в присутствии присяжных заседателей вопросы допустимости доказательств, защитой такие вопросы ставились в целях опорочить доказательства, подтверждающие обвинение», - сказано в апелляционном определении ВС РФ.

Похоже, что теперь защита Виталия Ковалёва будет тщательнейшим образом отслеживать все случаи «незаконного воздействия» на присяжных заседателей. Но уже — со стороны потерпевших. Как показала практика, такие факты могут стать серьезным основанием для отмены приговора. В любом случае, новый процесс по делу об убийстве ректора ГУСЭ обещает быть интересным, даже в отсутствии комментариев от сторон. Особенно с учетом слов Ларисы Фон-Арев (сказанных до начала слушаний по существу) о том, что у адвокатов есть новые доказательства в невиновности Ковалёва.

Напомним, 61-летний ректор Университета сервиса и экономики Александр Викторов был убит 5 сентября 2012 года в тот момент, когда вместе с супругой на служебном автомобиле подъехал к загородному дому во Всеволожске и зашел на его территорию. Неизвестный произвел несколько выстрелов в мужчину. От полученных ранений ректор вуза скончался на месте. Киллер также ранил его супругу, однако женщина выжила.

После этого преступник уехал на автомобиле, которым управлял его сообщник. О раскрытии преступления правоохранители объявили довольно скоро: по их словам, причастными к преступлению являются Виталий Ковалёв, Вячеслав Макаров и Андрей Елисеев. Первый ранее отбывал наказание за разбой, второй якобы состоял в новокузнецкой ОПГ, на счету которой не менее 26 трупов, третий подозревался в серии нападений на фуры с грузами.

Позднее Макаров и Елисеев заключили досудебное соглашение о сотрудничестве, и уголовное дело в отношении них было выделено в отдельное производство. Приговорами суда им были назначены наказания в виде 9-ти и 13-ти лет лишения свободы соответственно с отбыванием наказания в колонии строгого режима.

Ковалёв же был оправдан присяжными — в мае 2014 года шесть членов коллегии сочли подсудимого виновным и шесть - невиновным.

Таким образом, вердикт трактовался в пользу обвиняемого. Позднее данный приговор был отменен Верховным судом.

Илья Давлятчин.

Загрузка...
Размер шрифта:

Реклама

 
Главные темы
 
Новости партнеров
 
 

Видеосюжеты

 
 

 
↑ Наверх