25 апреля 2024, четверг
$ 59,76
€ 65,98
Сейчас: +12
Завтра: пасмурно, без осадков +19

Даниил Дондурей: «Тема Холокоста оказалась для Оскара важнее темы России»

Даниил Дондурей, социолог культуры, главный редактор журнала «Искусство кино»

Рубрика:
БлогИнфо

Метки:
Оскар  кино 

Даниил Дондурей, киновед. Фото: miradox.ru

Даниил Дондурей, киновед. Фото: miradox.ru

Для киноакадемиков, присуждающих Оскара, конечно значимо художественное качество фильма, но гораздо важнее политические, мировоззренческие принципы, в него заложенные. В борьбе за право называться лучшим фильмом на иностранном языке было два явных фаворита: «Левиафан» Звягинцева и «Ида» польского режиссера Павла Павликовского. В этом году тема России оказалась не так важна, как тема Холокоста, затронутая в «Иде». Разумеется, я очень хотел, чтобы статуэтку взял наш фильм. «Левиафан» важен не столько для мира, сколько для России. Это был бы важный сигнал, что такое кино у нас в стране можно и нужно снимать.

Типичная ситуация для раздвоенного российского сознания. Мы ненавидим Запад, но именно признание чего-то отечественного в Америке – высшая награда и наслаждение. Если бы картина Звягинцева получила статуэтку, нам было бы гораздо удобнее транслировать ненависть и преклонение одновременно. В ситуации массовой идеологической зачистки, был снят фильм о глубоком кризисе российской системы жизни, о разрушении государства. И всему нашему кинематографу «Левиафан» сказал: «не бойтесь». Этот Оскар мог бы принести Звягинцеву деньги, проекты, контракты, но – увы.

Тем не менее, победила «Ида», которая имеет прочную репутацию лучшего фильма Европы последнего времени. Я напомню, она завоевала 4 «Феликса» - премии Европейской киноакадемии. В числе академиков лишь около 40 россиян и по 300-400 немцев и французов, у них абсолютный перевес. А для европейцев тема Холокоста исключительно важна – эта трагедия унесла 6 млн жизней. И с политической точки зрения, для европейцев и американцев тема условного «Израиля» оказалась важнее темы условной «Украины». Нравится это или нет, но «Ида» и с художественной точки зрения интересней «Левиафана».

Оба фильма говорят о страшных вещах, но «Ида» снята лучше, красивей, технически сложнее. Но это даже не очень важно. Все мы забываем, что Оскар – не эстетическая премия. Более того, 2 млрд людей смотрят ее каждый год и большинство думает, что это главная мировая кинонаграда. Все забывают, что это всего лишь национальная премия США, причем ориентированная на массовое, коммерческое кино. Даже независимые от Голливуда американские фильмы, как правило, не допускаются. Действительно главная мировая кинопремия – это Золотая пальмовая ветвь Каннского кинофестиваля.

Но американцы учатся мыслить шире. В этом году самый главный Оскар получил мексиканский режиссер Алехандро Гонсалес Иньярриту. Это становится тенденцией - китайский режиссер Энг Ли получал золотые статуэтки уже трижды. То есть Голливуд, снимающий простое кино для подростков, поглощает лучшие кадры мира.

В заключение хотелось бы сказать о самом, на самом деле, большом успехе «Левиафана». Этот фильм – беспрецедентный продюсерский успех. Ни одно отечественное кино за последние 30 лет, со времен «Маленькой Веры» не было так великолепно раскручено. Гениальная компания продвижения. Все предпринятые продюсерские ходы грубо не соответствовали традиционным, общепринятым, и именно это делало их такими эффективными. Все эти «утечки» в интернет увеличили аудиторию раз в 20, а истерия по поводу «очернительства» резко подогрела зрительский интерес. В итоге фильм был продан в 71 страну мира, а такого очень давно не было. Но красивого финала в виде Оскара - не вышло.

Загрузка...
Размер шрифта:

Реклама

 
Главные темы
 
Новости партнеров
 
 

Видеосюжеты

 
 

 
↑ Наверх