29 марта 2024, пятница
$ 59,76
€ 65,98
Сейчас: +12
Завтра: пасмурно, без осадков +19

Оперативная память

Петербуржец полез в петлю после того, как в его кармане полицейский «нашел» наркотики. Следствие уверено — злосчастный сверток подкинул сам опер. Но за почти год, что ведется следствие, обвинение изменилось радикально. Мать потерпевшего заявляет о неких «высокопоставленных людях», которые не дают свершиться правосудию.

Наручники. Фото: ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти

Наручники. Фото: ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти

«Следствием собраны достаточные доказательства для предъявления Дациеву Амиру Бушраевичу обвинения в том, что он совершил превышение должностных полномочий, <…>, совершенное с применением насилия, с применением специальных средств», - с таких слов начинается обвинительное заключение, составленное в июне 2014 года старшим следователем Артуром Нахшуновым.

Подозреваемый – практически образцовый человек и гражданин. 28 лет, уроженец города Махачкала Дагестанской АССР. Весной 2014-го - оперуполномоченный уголовного розыска 19 отдела полиции. Есть жена и 6-летняя дочь. Соседи отзываются о нем как о вежливом, воспитанном и аккуратном молодом человеке, который всегда готов прийти на помощь. На работе, правда, имелись небольшие взыскания, но с коллегами Амир Дациев общался исключительно вежливо. Все это рухнуло в один момент, когда на запястьях опера сомкнулись наручники.

«Ложно понял интересы службы»

28 марта 2014 года примерно в 17.30 у дома 15 по проспекту Энгельса Дациев задерживает молодого человека. Заводит руки за спину, надевает наручники. В кармане у подозреваемого полицейский «находит» полиэтиленовый сверток с порошкообразным веществом светлого цвета. В обвинительном заключении содержимое называется «смесью, содержащей диацетилморфин», более известное как героин, массой 2,79 г. Молодой человек хорошо знаком копу – это Дмитрий Куличик, ранее попадавший в поле зрения правоохранительных органов в связи с наркотиками. Правда, в данной конкретной ситуации задержанный вроде невиновен. И следствие это установит совсем скоро.

Но пока управление собственной безопасности МВД не знает, что Амир Дациев, «руководствуясь ложно понятыми интересами службы, с целью создания видимости эффективной работы», произвел незаконное задержание Куличика. Не знают в УСБ и о том, что оперуполномоченный доставляет задержанного в 19 отдел полиции на Тихорецком проспекте, где якобы требует у Дмитрия, а затем и у его матери, приехавшей по тревожному звонку 150 тысяч рублей. Такая цена изначально была назначена за содействие при избрании парню меры пресечения, не связанной с лишением свободы.

Затем, как считало следствие, коп потребовал от юноши дать признательные показания о хранении наркотиков, чтобы привлечь его по 228-й статье УК РФ. Для этого были составлены заведомо подложные документы - рапорты о задержании по подозрению в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.9 КоАП (потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача). Дальнейшее – вполне буднично: Куличика сажают в камеру, где он находится до утра 30 марта. Следственное управление по Выборгскому району возбуждает уголовное дело в отношении Дмитрия, но его все же отпускают на свободу.

Поставленный в безвыходное положение, Куличик лезет в петлю, но трагедии не суждено случиться – дома находятся родственники Дмитрия, которые буквально вытаскивают его из объятий смерти, вызывают скорую и парень остается жив. О произошедшем все-таки узнают в Управлении собственной безопасности. Амира Дациева задерживают, предъявляют обвинение в совершении преступлений, предусмотренных пунктами «а», «б» ч.3 ст.286 (превышение должностных полномочий с применением насилия и специальных средств), ч.3 ст.30, ч.3 ст.159 УК РФ (покушение на мошенничество с использованием своего служебного положении в крупном размере).

То, что происходит с этим вполне рядовым делом дальше, выглядит, мягко говоря, странно. Прокуратура отказывается утвердить обвинительное заключение и возвращает дело в Следственный комитет, где добавляются новые эпизоды и две статьи.

«Неустановленный предмет, похожий на гантель»

Из нового по эпизоду, связанному с Дмитрием Куличиком: Дациев требует от своего визави лично поднять с земли полиэтиленовый сверток с наркотиком, после чего заводит его руку в карман куртки, где и оказывается пакетик. К делу подключаются знакомые оперуполномоченного, при которых он производит личный досмотр Куличика и в ходе обыска «находит» у того злополучный сверток. Сам подозреваемый поясняет, что наркотическое средство он приобрел у некого лица в подъезде дома №13 к.1 по проспекту Энгельса. Есть и кое-что еще: Дациев якобы демонстрировал молодому человеку «неустановленный предмет, схожий с резиновой дубинкой и неустановленный предмет, похожий на гантель».

Дациеву предъявляют новое обвинение: все по той же статье о покушении на мошенничество, а также добавляют часть 2 статьи 292 УК РФ (служебный подлог, повлекший существенное нарушение прав и законных интересов граждан). Кроме того, выявляются факты, которые окончательно портят образ доблестного сотрудника полиции.

По версии следствия, сыщик, проявив преступную небрежность, трижды отказывал разным людям в возбуждении уголовных дел по факту хищения телефонов и кошелька.

Бывшему полицейскому предъявили обвинение по части 1 статьи 293 УК РФ (халатность). Таким образом, в обвинительном заключении теперь фигурировали три статьи. Но и на этом история не заканчивается. Прокуратура снова возвращает дело в Следственный комитет. Новая редакция практически слово в слово повторяет обвинение по статье о мошенничестве. Но следующие абзацы, описывающие служебный подлог, якобы совершенный Дациевым, исчезают. Халатность – сохраняется.

Наконец, прокуратура утверждает обвинительное заключение – Дациева обвиняют по ч.3 ст.30, ч.3 ст.159, по ч.1 ст. 293 УК РФ.

«Полное беззаконие»

Мать Дмитрия Куличика Ольга Васильевна подтверждает, что ранее у ее сына действительно имелись проблемы с наркотиками, но последние два с половиной года молодой человек, по ее словам, абсолютно чист. В деле есть результаты экспертизы, которые подтверждают – он не употреблял наркотические или психотропные препараты перед задержанием.

«Это все было сфабриковано. Он никогда не привлекался, сейчас человек работает, у него машина – Mercedes, он работает в крупных компаниях инспектором, воспитывает дочь. Женатый, семейный человек», - говорит она. То, что произошло с уголовным делом за несколько месяцев, она называет результатом некого «давления свыше», а самого экс-полицейского, кроме того, обвиняет в применении насилия к Дмитрию.

На ее телефоне – короткое СМС-сообщение с неизвестного номера. В этом сообщении – всего одна цифра: 120 000. Именно до этой суммы, как считает следствие, снизился аппетит Дациева за содействие в избрании для Куличика следователем меры пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении по уголовному делу №166637.

«Мы можем только догадываться об этом, имея большой опыт проживания в России. Потому что в ином случае статья 286 (превышение должностных полномочий, связанное с применением насилия) здесь не слетела бы», - пояснил «БалтИнфо» юрист правозащитной ассоциации «Агора», майор в отставке Виталий Черкасов, представляющий интересы семьи Куличиков. Он также считает, что на предварительное следствие оказывается давление – подтверждением тому служит исключение из обвинительного заключения фраз о том, что Дациев бил задержанного. Эти действия Черкасов прямо называет «пытками».

«БалтИнфо» удалось поговорить и с матерью бывшего полицейского. Она подтвердила, что Амир признал вину в совершении покушения на мошенничество, но сообщения о применении насилия женщина называет «полным враньем».

«Он свою вину еще с 4 июня признает, а они врут-врут! Восемь месяцев, каждый месяц! Ничего, ни одного свидетеля! Я ни на журналистов, ни на кого ставку не делаю! Уже терпенья нет это вранье слушать восемь месяцев!»

Тем, как идет следствие по данному делу, вообще недовольны, похоже, все стороны. Адвокат Дациева Юрий Попков поначалу отказался комментировать действия людей в погонах, но затем все же высказался, назвав происходящее «полным беззаконием».

«Следствие неоднократно выходило в суд с ходатайствами (о продлении ареста) с одинаковыми доводами. Я это говорил неоднократно, Выборгский районный суд со мной неоднократно не соглашался, но теперь это установил Городской суд». Следственные органы Попков обвиняет в волоките, поскольку на его клиента якобы оказывалось давление с целью получить признание в совершении преступления по 286 статье. Взамен же Дациеву обещали выход на свободу. «Все наши жалобу ушли в Москву к Бастрыкину, пусть разбирается, потому что это – вопиющее нарушение закона!», - заявил Попков.

Обвинительное заключение по этому делу было утверждено 5 февраля и в ближайшее время, как ожидается, поступит на рассмотрение в Выборгский районный суд. А каждая из сторон-оппонентов продолжит свою борьбу. Мать Дмитрия Куличика, видимо, будет добиваться привлечения бывшего опера по статье о превышении должностных полномочий. Обвиняемый и его адвокаты почти наверняка будут настаивать на рассмотрении дела в особом порядке и назначения Амиру Дациеву минимального наказания. Следователи же бороться, похоже, устали.

Илья Давлятчин

Загрузка...
Размер шрифта:

Реклама

 
Главные темы
 
Новости партнеров
 
 

Видеосюжеты

 
 

 
↑ Наверх