24 апреля 2024, среда
$ 59,76
€ 65,98
Сейчас: +12
Завтра: пасмурно, без осадков +19

Четыре страны для миллиардов ВЕФКа

В Петербурге началось судебное следствие по делу об обналичивании более 45,6 млрд рублей в банке ВЕФК. Прокуратура еще не успела огласить обвинительное заключение, а некоторые фигуранты уже попытались заявить ходатайство о возврате дела на доследование. Адвокаты настаивают на полном оправдании.

Деньги. Фото: пресс-служба УВД по СВАО Москвы

Деньги. Фото: пресс-служба УВД по СВАО Москвы

И без того тесный коридор Петроградского райсуда забит под завязку: пятеро фигурантов, у каждого из них есть адвокат, а еще конвой, который ведет единственного арестованного обвиняемого. В Петроградском райсуде началось рассмотрение по существу дела об обналичивании денег в банке ВЕФК. Том самом банке, основателя которого Александра Гительсона сейчас судят за хищение 2,5 млрд рублей, якобы потраченных на покупку недвижимости за рубежом.

Сказать, что нынешнее дело объемное - значит ничего не сказать. 26 томов, свыше 700 страниц обвинительного заключения, предполагаемый ущерб - почти 46 млрд рублей. В деле сплелись сразу четыре страны: Россия, Финляндия, Эстония и Болгария.

Как следует из материалов уголовного дела, преступная группа действовала с января 2006 по май 2008 года. Организаторами преступления СКР называет гендиректора ООО «Технология» Дмитрия Абрамкина и главного специалиста отдела обменных пунктов и операционных касс банка ВЕФК Андрея Мозгового. Вместе с перевозчиком денег Игорем Перепечем, бухгалтером банка ВЕФК Любовью Стецкой и тогдашним милиционером Максимом Сидоровым они обвиняются в «незаконной банковской деятельности без регистрации и специального разрешения, совершенной организованной группой».

Якобы в конце 2005 года Абрамкин и Мозговой решили создать ОПГ по обналичиванию денег. Им активно помогал перевозчик денег Игорь Перепеч, открывший на свое имя счета в коммерческих банках, с которых после поступления на них денежных средств в безналичной форме по мнимым сделкам от юридических лиц, подконтрольных Абрамкину и Мозговому, осуществлял снятие наличных. По версии следствия, Перепеч нашел за рубежом иных лиц, не осведомленных о преступной деятельности организованной группы, открыл на их и на свое имена счета в банках-нерезидентах. Таким образом, с помощью этих людей происходило обналичивание и вывод денежных средств. Деньги обналичивались в Эстонии и Болгарии и чемоданами перевозились в Россию.

В свою очередь, как утверждает следствие, старший кассир-бухгалтер банка ВЕФК Любовь Стецкая вела учет движения денежных средств клиентов при осуществлении банковской деятельности. А сотрудник управления по налоговым преступлениям регионального ГУВД Максим Сидоров находил и привлекал клиентов из числа юридических и физических лиц для оказания последним незаконных банковских услуг.

В это же время Мозговой нашел офисные помещения, где участниками организованной группы осуществлялась незаконная, по мнению следствия, банковская деятельность. «В свою очередь Абрамкин через подставных лиц учредил 35 юридических лиц. Открытые банковские счета данных организаций использовались для поступления на них денежных средств клиентов «незаконного банка» Абрамкина и Мозгового, дальнейшего совершения незаконных операций по переводу денежных средств по мнимым контрактам в целях сокрытия совершаемой соучастниками незаконной банковской деятельности», - считают органы следствия.

Абрамкину, Мозговому, Перепечу, Стецкой и Сидорову было предъявлено обвинение по ч. 2 ст. 172 УК РФ (незаконная банковская деятельность, совершенная организованной преступной группой в особо крупном размере). Последнего обвиняют еще и в незаконном приобретении и хранении оружия. Сидоров, кстати, единственный находящийся под стражей фигурант этого дела. Он же - наиболее активный участник громкого процесса. На заседании, где прокурор начал оглашение обвинительного заключения, бывший милиционер был единственным, кто посмел дважды прервать государственного обвинителя. Первое ходатайство с просьбой об обеденном перерыве, на который имеет право содержащийся под стражей. Отказ от судьи Светланы Тельновой. Второе ходатайство - о возврате дела в прокуратуру. Сидоров перебивает прокурора, который, очевидно, намерен сказать, что из 40 фирм, зарегистрированных на номинальных лиц, экс-милиционер создал собственную небольшую сеть из пяти компаний. На счета этих контор якобы и поступали деньги от найденных им клиентов.

«Просто госпожа прокурор сейчас зря тратит свое время - в обвинительном заключении написано что я одновременно был и работником правоохранительных органов, и директором фирмы, но так просто не бывает!» - обосновал Сидоров свое ходатайство. Судья Тельнова предлагает заявить его на следующих заседаниях, пока же слово - за стороной обвинения.

Здесь стоит напомнить, что ранее к этому преступлению следствие считало причастной гражданку Финляндии Элизабет Елену Вон Мессинг, якобы контролировавшую иностранную компанию, через которую происходило обналичивание. Дело в отношении нее было выделено в отдельное производство, но позднее прекращено за отсутствием состава преступления. По данным «БалтИнфо», следователь, в ведении которого и находилось данное дело, признал недопустимыми доказательства в отношении женщины. Но, что удивительно, фамилия Вон Мессинг регулярно встречается в обвинительном заключении. Все это вызывает недоумение стороны защиты.

«Даже ее показания огласить будет невозможно, потому что не является ни потерпевшей, ни свидетелем по делу», - пояснил корреспонденту «БалтИнфо» адвокат одного из обвиняемых Борис Сокальский.

Собеседник агентства знает, о чем говорит. В 2009 году Сокальский, будучи бывшим главой банка «Новая экономическая позиция», был приговорен Таганским судом Москвы к 7 годам лишения свободы и штрафу в миллион рублей по уголовному делу о незаконном получении 12 млн рублей. Как писала «Российская газета», особенность этого дела была в содержании беспрецедентных обвинений. Следствие утверждало, что «в теневой оборот неконтролируемых государством денежных средств было введено более 62 млрд рублей, чем нарушено исключительное право государства на финансовое регулирование, причинен вред осуществлению основной функции Центрального банка России по защите и обеспечению устойчивости рубля». Правоохранительные органы считают, что он умудрился нарушить статью Конституции об исключительном праве государства на финансовое регулирование в стране.

Сокальский стал едва ли не первым финансистом, обвиняемым в покушении на финансовые устои государства. До этого стандартным обвинением служило банальное отмывание денег. Впрочем, господин Сокальский свою вину не признал ни на следствии, ни в суде. Всего спустя пять месяцев после приговора, экс-банкир был отпущен на свободу по амнистии. Борису Сокальскому повезло - он стал одним из первых, кто попал под смягчение уголовного законодательства, начатое президентом России Дмитрием Медведевым.

Сегодня же мужчина возглавляет адвокатскую палату города Москва «Сокальский и партнеры» и оказывает правовую помощь по уголовным делам экономической направленности. В этом деле его, как и других адвокатов, возмущает неправильная трактовка даже самых простых понятий, например, «инкассации». Как утверждают защитники обвиняемых, следователь посчитал, что инкассацией является перемещение денежных средств. Следуя этой логике, любого жителя страны, который зачислил деньги на свою банковскую карту, можно привлекать к уголовной ответственности.

«Предъявляемые нашим подзащитным действиям не образуют никакого состава преступления, предусмотренного статьей 172 УК РФ. Их обвиняют в совершении действий в Болгарии и Эстонии, фактически мы вмешиваемся в деятельность других стран. Юрисдикция России распространяется на территорию России, а на территорию Эстонии и Болгарии - нет. Интересы Российской Федерации нисколько не страдают от того, что кто-либо действует на территории других стран», - отметил Борис Сокальский.

Адвокаты всех пяти обвиняемых будут настаивать на их полном оправдании. Сейчас же особый интерес представляют показания представителей банка, разбираться в которых, впрочем, предстоит судье Светлане Тельновой. Хотя не исключено, что она поступит, также как коллега по Петроградскому райсуду и вернет дело в прокуратуру. По крайней мере, один из обвиняемых уже красноречиво дал понять, что будет этого добиваться.

Илья Давлятчин

Дело об обналичивании 46 млрд рублей в банке «ВЕФК» вернулось в районный суд

Уголовное преследование фигурантки дела об обналичивании 45 млрд рублей в банке ВЕФК прекращено

Суд взял под стражу фигуранта дела о хищении в банке ВЕФК

Загрузка...
Размер шрифта:

Реклама

 
Главные темы
 
Новости партнеров
 
 

Видеосюжеты

 
 

 
↑ Наверх