28 мая 2016, суббота
$ 59,76
€ 65,98
Сейчас: +12
Завтра: пасмурно, без осадков +19

Наталья Боровикова: Профайлинговая система Пулково может «читать мысли»

Наталья Боровикова, психолог службы досмотра аэропорта Пулково

Из соображений максимальной безопасности пассажиров в аэропорту Пулково применяется биометрическая система видеонаблюдения за пассажирами в сочетании с профайлингом — системой оценки потенциальной опасности человека на основании внешних признаков.

Биометрическая система видеонаблюдения, оснащенная программой «Виброимидж» ведет наблюдение как за лицом, так и за «корпусом» тела каждого человека в пассажиропотоке. В результате на экране диспетчер может видеть сразу два изображения — реальный видеоряд и видеоряд с наложенной биометрической системой, которая определяет эмоциональную активность человека. Графически это выглядит как цветные линии и пятна. Цветовой диапазон как у радуги: от красного и оранжевого до фиолетового. Тревогу вызывают крайние варианты: красный — крайнее возбуждение и фиолетовый — предельное спокойствие. Часто столь глубокая «фиолетовая» седация вызвана воздействием каких-то психоактивных веществ, например, опиатов. Чисто теоретически, это может быть йог, или буддист в медитации или молитвенном состоянии. В любом случае, фиолетовый цвет показывает на измененное состояние сознания, может быть на транс.

Красный цвет на этом изображении показывает эмоционально активного человека. Мы предполагаем, что злоумышленник, собираясь совершить преступление, акт вмешательства в авиационную безопасность будет нервничать. Не обязательно, что он боится погибнуть — он умышленно идет на этот акт. Но он почти всегда боится, что его разоблачат. Наша концепция заключается в том, что как бы ни тренировали этого человека, он себя выдаст. Так, например, у него меняется походка. Обращать внимание на то, как двигается пассажир учат весь персонал, проводящий досмотр. Всего мы используем список из более чем 45 тревожных признаков. И это не только поведенческие реакции. Так, например, человек может быть «красным» и нервничать из-за того, что у него фальшивые документы. Также вызывают подозрение люди, в последний момент покупающие билет и те, кто летит один и без багажа.

Сам метод профайлинга был разработан в 70-е годы в Израиле. Но данная конкретная разработка — дело рук петербургских ученых. Сейчас аэропорт Пулково продолжает тесно сотрудничать с разработчиком. Подобные же биометрические системы используются и в Сочи и были активно задействованы при проведении Олимпийских игр, также они применяются в крупных торговых центрах.

Но эту систему, разумеется, нельзя использовать без людей. Многие хотели закупать ее отдельно и использовать как технический профайлинг. Но это невозможно, с пассажирами надо общаться. Во время беседы с подозрительным лицом мы проводим специальный опрос, в ходе которого идет экспресс-диагностика. В ходе беседы мы особое внимание уделяем невербальной коммуникации. То есть мы следим совпадает ли то, что говорит человек и то, что говорит его тело. Если мы видим элементы обмана, нервозности, то мы задаем вспомогательные вопросы, но все это делается без нарушения личных границ. Ни одной жалобы с 2008 года к специалистам проводившим профайлинг не было.

Система профайлинга предполагает, что потенциально опасным человеком может быть любой, вне зависимости от пола, возраста или национальности. В год опрашивается около 25 тыс. человек. В отдельные годы из примерно 600 человек, рекомендованных системой к отстранению, реально отстраняются после беседы всего около 90 человек.

Большая часть отстраненных людей — это лица очень склонные к агрессии и конфликту. Дело в том, что через конфликт тоже можно манипулировать. Конфликт может быть по любому поводу. Например, пассажир заподозрил расовую дискриминацию в отношении себя или ему не понравилось, что вовремя досмотра заставили снять обувь. В результате человек может начать давить на сотрудника, и говорить, что напишет жалобу. И потенциальный преступник может специально раздуть такой конфликт. Он понимает, что через такую конфликтную манипуляцию можно снизить порог внимания у того, кто проводит досмотр. Более того, в мировой практике были такие случаи. Завязав конфликт при досмотре, человек сумел пронести в ремне перочинный нож, после чего была попытка захвата самолета.

Метки: Санкт-Петербург Пулково безопасность мнение

Загрузка...
 
Главные темы
 
 
 

Видеосюжеты

 
 

 
↑ Наверх