29 сентября 2016, четверг
$ 59,76
€ 65,98
Сейчас: +12
Завтра: пасмурно, без осадков +19

Страна невозвращенцев

Пробелы в законодательстве препятствуют своевременной высылке нелегальных мигрантов и лиц без гражданства. Органы МВД постепенно снимают с себя обязанности в этой сфере, а миграционной службе не хватает полномочий, персонала и денег.

С января по июнь 2011 года в Петербурге и Ленобласти было выявлено 6107 иностранцев и лиц без гражданства, незаконно находящихся на территории РФ. Такими данными располагает Федеральная миграционная служба. Очевидно, что реальное число нелегалов – на порядок больше. Однако, сколько именно – не сосчитать. Но и тех, кого нашли и посчитали, отправить восвояси порой невозможно.

Двухлетний отпуск за чужой счет

Чтобы выдворить или депортировать из России незваного гостя, необходимо, прежде всего, установить личность незаконного мигранта и связаться с соответствующими службами другого государства через его посольство. Практика показывает, что все эти выяснения, запросы и ожидания ответов – невероятно затяжной бюрократический процесс. Особенно это относится к лицам без гражданства, сведений о которых можно вообще не дождаться никогда и ни от кого.

Согласно 32-й статье КоАП РФ, суд может вынести решение о помещении задержанных мигрантов в специальные учреждения, где те должны ждать высылки. С апреля 2011 года срок выполнения судебных постановлений о выдворении - а, следовательно, и срок пребывания нелегалов в центре временного содержания, - увеличен с года до двух лет. Теоретически, это должно дать время полиции и ФМС для того, чтобы разобраться с каждым задержанным нелегалом и выслать его на законных основаниях.

На деле же мигранты, застрявшие в этом бюрократическом болоте, просто смогут вдвое дольше жить на территории Петербурга. Мигрантов помещают в центры временного содержания, пребывание в которых оплачивает бюджет. Если по истечении законного срока их так никуда и не выслали, то, по словам экспертов, нелегалов просто выпускают, прекращая в их отношении административное делопроизводство.

Лица без гражданства могут «отсидеть» в таких центрах по 2 года и один, и три, и тридцать три раза, каждый раз возвращаясь на петербургские улицы.

«До недавнего времени нелегалов содержали в приемниках-распределителях при ГУ МВД, в изоляторах временного содержания и даже в вытрезвителях. По факту, в приемниках они могут жить долгие годы», – рассказывает правозащитник Андрей Якимов.

Впрочем, в ГУ МВД не считают ситуацию проблемой и не подтверждают слов Якимова о том, что органы полиции недостаточно активно стремятся выяснять личность задержанных, дабы потом выслать их за пределы РФ.

«Есть постановление суда о выдворении – и мы работаем в этом направлении, выдворяем. Дольше, чем необходимо, у нас люди не задерживаются. Мы действуем в рамках закона, который ставит определенные сроки исполнения постановлений», – говорит начальник Центра содержания иностранных граждан (ЦСИГ) ГУ МВД РФ по Петербургу и Ленобласти Виталий Улаев.

Цыганская доля

Между тем, в отношении лиц без гражданства в российском законодательстве вообще зияют устрашающие дыры: нет ни одного закона, регламентирующего действия государства в отношении таких людей, если никакая другая страна их признавать не хочет – то есть, выдворение «на родину» невозможно.

«Законодательство Российской Федерации не устанавливает обязательств компетентных органов следить за сроками пребывания. В связи с пробелами в законодательстве лица без гражданства являются первыми жертвами этой ситуации», – заявляет представитель управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев в РФ Мадина Чеджемова.

Недавно трое цыган, выходцев с Украины – Анна Лакатош, Аладар Форкош и Павел Габор, все лица без гражданства – решением Европейского суда по правам человека отсудили у России 90 тысяч евро за жестокое обращение в петербургском приемнике-распределителе.

Правительство РФ пошло на мировую: Лакатош и компании выплатили компенсацию, по прежнему не выдавая никаких документов, официально эти люди для страны вообще не существуют. Однако, по словам Чеджемовой, именно из-за того, что дело не получило дальнейшего хода, многие проблемы, связанные со статусом и легализацией лиц без гражданства, так и остались неразрешенными.

Не рады «подарку»

Согласно закону «О полиции», с 1 января 2012 г. центры по содержанию иностранцев (пока существующие в Петербурге в единственном числе) переходят в другое подчинение – вместо МВД за них будет отвечать ФМС или Федеральная служба судебных приставов. Сотрудники миграционной службы не скрывают, что страшатся такой перспективы: им не хватит ни денег, ни людей.

«У нас нет необходимой штатной численности, и мы не являемся субъектом ОРД (оперативно-розыскной деятельности, - прим. «БалтИнфо») – то есть, не имеем возможности для проведения каких-либо следственных действий», – сетует помощник начальника УФМС по Петербургу и Ленобласти Виталий Ильченко.

Каким образом процесс высылки нелегалов может ускориться после передачи соответствующих функции миграционной службе, непонятно. Жалуясь на обилие бумажной волокиты, которая не позволяет чиновникам оперативно решать вопросы депортации и выдворения, представители петербургского УФМС буквально подтверждают, что количество запросов – теперь уже в органы внутренних дел – только прибавится.

«Содержать сам центр и одновременно работать с мигрантами невозможно, не являясь субъектом ОРД. Законодательство могло бы расширить наши функции, потому что сама передача центра на наш баланс не решает проблемы. Все равно с ними следователи будут работать», – говорит Ильченко.

Вопрос для «федералов»

Председатель комиссии по правопорядку и законности петербургского ЗакСа Аркадий Крамарев тоже считает, что переложение функций депортации на плечи ФМС усложнит процесс выдворения нелегалов, но по иной причине.

«Если дело в чисто формальном установлении личности, то сегодня при компьютерных системах этот процесс можно значительно ускорить. Офицеры УФМС достаточно владеют этой техникой, я думаю, что они смогут и сами, без полиции справиться с работой. Другое дело – разыскать и привести», – говорит Крамарев.

По его мнению, без внесения изменений в закон «О полиции» осуществлять депортацию и выдворение будет очень сложно: теперь каждый субъект Федерации вправе построить специальные центры, но денег ни на содержание иностранцев, ни на выдворение ему не выделяют.

«Для Госдумы правительством подготовлен законопроект, который разрешает и выделяет на это деньги и каким-то образом эту процедуру «разруливает». Но это пока только проект, и я не знаю, успеют ли его принять до 2012 года. Потому что со следующего года старые проекты не действуют, а новых нет», – рассказал Крамарев.

Петербургский ЗакС решил поторопить министров и федеральный парламент. 6 октября на своем заседании комиссия по правопорядку рассмотрела письмо, адресованное Рашиду Нургалиеву, в котором просит его ускорить процесс превращения законопроекта во вполне действующий закон. В пятницу это послание должно быть отправлено главе МВД.

По словам Аркадия Крамарева, сами петербургские законодатели без энтузиазма подходят к проблеме высылки тысяч нелегальных мигрантов.
«На уровне субъекта Федерации принять какой-то закон невозможно, потому что такие вопросы связаны с ущемлением прав граждан, а ущемлять или расширять права граждан может только федеральное законодательство», – заметил он.

Сейчас в петербургском ЦСИГ в доме №53 по Кингисеппскому проспекту содержатся 140 иностранцев. В течение восьми месяцев через центр прошли 1139 мигрантов, полиция отправила на родину лишь 823 человека – цифры в масштабах мегаполиса более чем скромные.

…А пока федеральные власти законодательно не облегчили процедуру выдворения, в УФМС по Петербургу и Ленобласти решили предложить трудовым мигрантам добровольную дактилоскопию: со следующего года любой иностранец сможет по своему желанию внести в общую базу свои отпечатки пальцев, чтобы в чрезвычайной ситуации можно было без проблем установить его личность.

Карина Саввина

Мигранты: Европа нам не указ?

Метки: Санкт-Петербург мигранты законодательство МВД

Загрузка...
 
Главные темы
 
 
 

Видеосюжеты

 
 

 
↑ Наверх